Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛТИ́ЙСКИЙ ФЛОТ

Авторы: С. В. Чернявский

БАЛТИ́ЙСКИЙ ФЛОТ, опе­ра­тив­но-стра­те­гич. объ­е­ди­не­ние ВМФ в Рос­сии и СССР. Соз­дан в хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 по­сле то­го, как рос. вой­ска ут­вер­ди­лись в устье р. Не­ва, вер­нув Рос­сии вы­ход к Бал­тий­ско­му мо­рю. Строи­тель­ст­во ко­раб­лей для Б. ф. на­ча­лось на вер­фях на р. Сясь (1702), р. Свирь и в Ло­дей­ном По­ле (1703). Пер­вая ба­за Б. ф. – С.-Пе­тер­бург (с 1724 гл. ба­зой стал Кронш­тадт). В 1703 в со­став Б. ф. во­шёл пер­вый ко­рабль – фре­гат «Штан­дарт» (пер­вый па­рус­ный ли­ней­ный ко­рабль «Пол­та­ва», во­шёл в со­став Б. ф. в 1712). Ко­раб­ли для Б. ф. строи­лись на Ад­ми­рал­тей­ской вер­фи в С.-Пе­тер­бур­ге, а так­же на др. балт. вер­фях, на Бе­лом м. (Со­лом­баль­ская верфь) и по­ку­па­лись за гра­ни­цей. Б. ф. со­дей­ст­во­вал рос. вой­скам при Вы­бор­га оса­де 1710, взя­тии Ре­ве­ля, Пер­но­ва и Ри­ги в 1710, Гель­синг­фор­са и Або в 1713. Он сыг­рал ре­шаю­щую роль при за­ня­тии рос. вой­ска­ми Мо­он­зунд­ских о-вов в 1710 и Фин­лян­дии в 1712–13. Одер­жал по­бе­ды над шве­да­ми в Ган­гут­ском сра­же­нии 1714, Эзель­ском бою 1719 и Грен­гам­ском сра­же­нии 1720, что по­зво­ли­ло Рос­сии ут­вер­дить­ся на Бал­тий­ском м. и стать круп­ной мор­ской дер­жа­вой. Дей­ст­вия рос. ко­раб­лей и га­лер в 1719–21 у по­бе­ре­жья Шве­ции по­влия­ли на её го­тов­ность за­клю­чить Ни­штадт­ский мир 1721. Си­ла­ми Б. ф. ко­ман­до­ва­ли фло­то­вод­цы Ф. М. Ап­рак­син, Н. Ф. Го­ло­вин, М. М. Го­ли­цын (1675–1730), Н. А. Се­ня­вин. В 1721 в со­ста­ве Б. ф. на­счи­ты­ва­лось 32 ли­ней­ных ко­раб­ля, ок. 100 др. па­рус­ных ко­раб­лей и до 400 греб­ных су­дов. До соз­да­ния Чер­но­мор­ско­го фло­та в 1783 Б. ф. был единств. фло­том Рос. им­пе­рии.

«Завершающий эпизод боя в Хиосском проливе» (Чесменское сражение 1770). Художник Я. Ф. Хаккерт. 1770-е гг. Центральный военно-морской музей (С.-Петербург).

В Се­ми­лет­нюю вой­ну 1756–63 Б. ф. уча­ст­во­вал во взя­тии Ме­ме­ля и Коль­бер­га. В хо­де Ар­хи­пе­лаг­ских экс­пе­ди­ций эс­кад­ры Б. ф. под ко­манд. Г. А. Спи­ри­до­ва, С. К. Грей­га, Д. Н. Се­ня­ви­на, Л. П. Гей­де­на и др. дей­ст­во­ва­ли в Сре­ди­зем­ном м., одер­жа­ли по­бе­ды над тур. фло­том в Чес­мен­ском сра­же­нии 1770, Афон­ском сра­же­нии 1807 и На­ва­рин­ском сра­же­нии 1827. В рус.-швед. вой­ну 1788–90 Б. ф. от­ра­зил на­па­де­ние швед. фло­та, стре­мив­ше­го­ся за­хва­тить Крон­штадт и С.-Пе­тер­бург, и одер­жал по­бе­ды в Гог­ланд­ском сра­же­нии 1788, Ро­чен­сальм­ском сра­же­нии 1789 (см. Рочен­сальм­ские сра­же­ния­), Ре­вель­ском сра­же­нии 1790, Крас­но­гор­ском сра­же­нии 1790 и Вы­борг­ском сра­же­нии 1790 (но по­тер­пел по­ра­же­ние во вто­ром Ро­чен­сальм­ском сра­же­нии 1790). В 1826 в со­став Б. ф. во­шёл пер­вый воо­руж. па­ро­ход, но вплоть до сер. 19 в. его ос­но­ву со­став­ля­ли па­рус­ные ко­раб­ли (26 ли­ней­ных ко­раб­лей, 9 фре­га­тов), име­лись так­же 9 па­ро­хо­доф­ре­га­тов и др. В нач. – сер. 19 в. ко­раб­ли Б. ф. уча­ст­во­ва­ли в даль­них и кру­го­свет­ных пла­ва­ни­ях, во вре­мя ко­то­рых со­вер­шён ряд гео­гра­фич. от­кры­тий и су­ще­ст­вен­но рас­ши­ре­ны зна­ния в об­лас­ти океа­но­гра­фии (экс­пе­ди­ции И. Ф. Кру­зен­штер­на и Ю. Ф. Ли­сян­ско­го, Ф. Ф. Бел­линс­гау­зе­на, М. П. Ла­за­ре­ва, Ф. П. Лит­ке, О. Е. Ко­це­бу, Г. И. Не­вель­ско­го и др.).

В хо­де Крым­ской вой­ны 1853–56 Б. ф. со­рвал по­пыт­ки ос­на­щён­но­го па­ро­вы­ми ко­раб­ля­ми анг­ло-франц. фло­та за­хва­тить Крон­штадт, Свеа­борг, Гель­синг­форс и бло­ки­ро­вать С.-Пе­тер­бург с мо­ря. Рос. мо­ря­ки впер­вые ус­пеш­но при­ме­ни­ли мин­ные за­гра­ж­де­ния из якор­ных мин.

С 1861 в Рос­сии для Б. ф. раз­вер­ну­лось строи­тель­ст­во па­ро­во­го бро­не­нос­но­го фло­та. В 1877 в со­став Б. ф. во­шёл пер­вый мо­ре­ход­ный бро­не­но­сец «Пётр Ве­ли­кий». К кон. 19 в. в Б. ф. име­лось 9 бро­не­нос­цев, 20 бро­не­нос­цев бе­ре­го­вой обо­ро­ны и 11 бро­не­нос­ных крей­се­ров. С 1903 на воо­ру­же­ние Б. ф. по­сту­пи­ли под­вод­ные лод­ки (ПЛ).

Эскадренный броненосец «Слава». 1912.

В рус­ско-япон­скую вой­ну 1904–05 из со­ста­ва Б. ф. сфор­ми­ро­ва­ны 2-я и 3-я Ти­хо­оке­ан­ские эс­кад­ры, со­вер­шив­шие сло­ж­ней­ший пе­ре­ход в 18 тыс. миль с Бал­ти­ки на Даль­ний Вос­ток, но за­тем раз­гром­лен­ные в Цу­сим­ском сра­же­нии 1905. Б. ф. вос­ста­нав­ли­вал­ся в хо­де Мор­ских ре­форм 1900–10-х гг. В 1912 на воо­ру­же­нии Б. ф. поя­ви­лась авиа­ция.

В Пер­вую ми­ро­вую вой­ну 1914–18 Б. ф. дей­ст­во­вал на ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка, под­дер­жи­вал су­хо­пут­ные вой­ска, за­щи­щал Пет­ро­град с мо­ря, про­во­дил круп­ные мин­но-за­гра­дит. опе­ра­ции, в хо­де ко­то­рых по­став­ле­но ок. 35 тыс. мин. Гл. ба­зой фло­та был Гель­синг­форс. В но­яб. 1914 в со­став фло­та вклю­че­ны пер­вые рос. ли­ней­ные ко­раб­ли-дред­но­уты ти­па «Се­ва­сто­поль». Б. ф. про­вёл Ир­бен­скую опе­ра­цию 1915, уча­ст­во­вал в Мо­он­зунд­ской опе­ра­ции 1917.

Мо­ря­ки Б. ф. сыг­ра­ли за­мет­ную роль в ре­во­люц. со­бы­ти­ях, в т. ч. в Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917.

Дек­ре­том СНК от 29.1(11.2).1918 Б. ф. вклю­чён в со­став Ра­бо­че-кре­сть­ян­ско­го Крас­но­го Фло­та. В свя­зи с про­дви­же­ни­ем герм. войск к Тал­ли­ну, а за­тем фин. войск к Гель­синг­фор­су со­вер­шён Ле­до­вый по­ход Бал­тий­ско­го фло­та 1918. В 1918–19 Б. ф. вёл бое­вые дей­ст­вия про­тив англ. фло­та, бе­лой Се­ве­ро-За­пад­ной ар­мии. Зна­чит. часть лич­но­го со­ста­ва Б. ф. уча­ст­во­ва­ла в Крон­штадтском вос­ста­нии 1921­. В апр. 1921 Б. ф. пре­об­ра­зо­ван в Мор­ские си­лы Бал­тий­ско­го м. (с 1935 – Крас­но­зна­мён­ный Б. ф.).

В меж­во­ен. пе­ри­од на воо­ру­же­ние Б. ф. по­сту­пи­ли но­вые ко­раб­ли, ПЛ, са­мо­лё­ты, соз­да­ны ВВС Б. ф., ор­га­ни­зо­ва­на ПВО и бе­ре­го­вая обо­ро­на (БО). Часть лич­но­го со­ста­ва и ко­раб­лей Б. ф. ста­ла ос­но­вой для соз­да­ния Се­вер­но­го фло­та и Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та.

К на­ча­лу Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1941–45 в со­став Б. ф. вхо­ди­ли 2 лин­ко­ра, 2 крей­се­ра, 2 ли­де­ра эс­мин­цев, 19 эс­мин­цев, 48 тор­пед­ных ка­те­ров, 69 ПЛ, 656 са­мо­лё­тов, со­еди­не­ния БО и ПВО, бри­га­да мор­ской пе­хо­ты (МП). Гл. ба­зой фло­та был Тал­лин. Во вре­мя вой­ны Б. ф. совм. с су­хо­пут­ны­ми вой­ска­ми обо­ро­нял во­ен­но-мор­ские ба­зы и рай­оны по­бе­ре­жья, в т. ч. в хо­де Тал­ли­на обо­ро­ны 1941, Мо­он­зунд­ских ост­ро­вов обо­ро­ны 1941 и Хан­ко обо­ро­ны 1941, дей­ст­во­вал на ком­му­ни­ка­ци­ях про­тив­ни­ка. В авг. 1941 с о. Саа­ре­маа даль­ние бом­бар­ди­ров­щи­ки Б. ф. на­нес­ли пер­вые уда­ры по Бер­ли­ну. Боль­шие по­те­ри в ко­раб­лях и лич­ном со­ста­ве Б. ф. по­нёс в авг. 1941 в хо­де Тал­лин­ско­го пе­ре­хо­да в Крон­штадт. Вме­сте с су­хо­пут­ны­ми вой­ска­ми флот уча­ст­во­вал в Ле­нин­град­ской бит­ве 1941–44, обес­пе­чи­вал транс­порт­ные пе­ре­воз­ки по Ла­дож­ско­му оз., при­ни­мал уча­стие в опе­ра­ци­ях по про­ры­ву (1943), а за­тем пол­но­му сня­тию бло­ка­ды (1944) Ле­нин­гра­да. Б. ф. осу­ще­ст­вил Мо­он­зунд­скую опе­ра­цию 1944. Дей­ст­вия ко­раб­лей и авиа­ции Б. ф. по под­держ­ке су­хо­пут­ных войск и на­ру­ше­нию мор­ских ком­му­ни­ка­ций про­тив­ни­ка в 1944–45 спо­соб­ст­во­ва­ли раз­гро­му про­тив­ни­ка на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке, в При­бал­ти­ке, Вост. Прус­сии и Вост. По­ме­ра­нии. За бое­вые за­слу­ги св. 20 ко­раб­лей и час­тей Б. ф. ста­ли гвар­дей­ски­ми, 58 на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми. Св. 100 тыс. бал­тий­цев на­гра­ж­де­ны ор­де­нами и ме­да­ля­ми, 137 при­свое­но зва­ние Ге­роя Сов. Сою­за.

В февр. 1946 Б. ф. раз­де­лён на 4-й и 8-й фло­ты (в дек. 1955 вос­ста­нов­лен в преж­ней ор­га­ни­за­ции). Б. ф. по­лу­чил воз­мож­ность ба­зи­ро­вать­ся в пор­тах ГДР и Поль­ши. С 1950-х гг. Б. ф., как и весь ВМФ СССР, ос­на­щал­ся ка­че­ст­вен­но но­вой бое­вой тех­ни­кой. В со­став Б. ф. вхо­ди­ли ди­зель­ные ра­кет­ные ПЛ, ра­кет­ные ко­раб­ли и ра­ке­то­нос­ные са­мо­лё­ты, спо­соб­ные не­сти ядер­ное ору­жие, а так­же ди­зель­ные тор­пед­ные ПЛ, эс­мин­цы, про­ти­во­ло­доч­ные ко­раб­ли, ра­кет­ные ка­те­ра, траль­щи­ки, де­сант­ные ко­раб­ли (в т. ч. на воз­душ­ной по­душ­ке), др. сред­ние и ма­лые су­да, ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты разл. ти­пов.

«Сторожевые корабли типа "Неустрашимый" ведут поиск подводных лодок». Художник В. А. Печатин. 1998. Центральный военно-морской музей (С.-Петербург).

К на­ча­лу 1991 Б. ф. был круп­ней­шим во­ен­но-мор­ским фло­том в ре­гио­не Бал­тий­ско­го м., имел в сво­ём со­ста­ве 232 бое­вых ко­раб­ля (в т. ч. 32 ПЛ), 328 са­мо­лё­тов и 70 вер­то­лё­тов, 16 пус­ко­вых ус­та­но­вок бе­ре­го­вых ра­кет­ных час­тей, со­еди­не­ния БО и МП, час­ти ты­ло­во­го и тех­нич. обес­пе­че­ния. По­сле рас­па­да СССР си­лы Б. ф. вы­ве­де­ны с тер­ри­то­рии быв. ГДР, Поль­ши, стран При­бал­ти­ки (флот ли­шил­ся до 80% пунк­тов ба­зи­ро­ва­ния, 60% пред­при­ятий и ок. 50% ка­зар­мен­но­го и жи­лищ­но­го фон­да). В 1995 в со­став Б. ф. во­шла Ле­нингр. во­ен­но-мор­ская ба­за. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ла за­щи­та мор­ских пу­тей со­об­ще­ния с изо­ли­ро­ван­ным рос. анк­ла­вом – Ка­ли­нин­град­ской обл. Гл. ба­за Б. ф. – г. Бал­тийск. К 2004 в со­ста­ве Б. ф. на­хо­ди­лось ок. 70 ко­раб­лей и ПЛ.

До нач. 20 в. на Б. ф. фак­ти­че­ски су­ще­ст­во­ва­ли по­сто­ян­ные долж­но­сти толь­ко нач. эс­кадр, ко­манд. фло­том на­зна­чал­ся, как пра­ви­ло, на пе­ри­од бое­вых дей­ст­вий. Функ­ции управ­ле­ния фло­том на бе­ре­гу вы­пол­ня­ли ко­ман­ди­ры во­ен. пор­тов. Пер­вым фак­тич. ко­манд. Б. ф. в мае 1904 стал адм. А. А. Би­ри­лёв, на­зна­чен­ный гл. ко­ман­ди­ром Б. ф. и нач. мор­ской обо­ро­ны Бал­тий­ско­го мо­ря. В 1908 для управ­ле­ния Б. ф. уч­ре­ж­де­на долж­ность ко­манд. Со­еди­нён­ны­ми от­ря­да­ми Бал­тий­ско­го м. (с 1911 ко­манд. Мор­ски­ми си­ла­ми Бал­тий­ско­го м., с 1914 ко­манд. фло­том Бал­тий­ско­го м.). Ко­ман­дую­щи­ми Б. ф. бы­ли: Н. О. Эс­сен (1908–15), М. В. Вик­то­ров (1921–24, 1926–32), Л. М. Гал­лер (1932–37), В. Ф. Три­буц (1939–46), ви­це-адм., с 1964 адм. А. Е. Орёл (1959–67), ви­це-адм., с 1969 адм. В. В. Ми­хай­лин (1967–75), И. М. Ка­пи­та­нец (1981–85), ви­це-адм., с 1987 адм. В. П. Ива­нов (1986–91) и др.

Б. ф. на­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Крас­но­го Зна­ме­ни (1928, 1965).

Лит.: Ве­се­ла­го Ф. Ф. Очерк рус­ской мор­ской ис­то­рии. СПб., 1875. Ч. 1; Флот в Пер­вой ми­ро­вой вой­не. М., 1964. Т.1: Дей­ст­вия рус­ско­го фло­та; Крас­но­зна­мен­ный Бал­тий­ский флот в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1941–1945. М., 1981; Бал­тий­ский, два­ж­ды Крас­но­зна­мен­ный. Виль­нюс, 1987; Два­ж­ды Крас­но­зна­мен­ный Бал­тий­ский флот. 3-е изд. М., 1990; Крас­но­зна­мен­ный Бал­тий­ский флот в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не со­вет­ско­го на­ро­да 1941–1945 гг. 2-е изд. М., 1990–1992. Кн. 1–4; Очер­ки ис­то­рии Бал­тий­ско­го фло­та. Ка­ли­нин­град, 1997–2003. Кн. 1–6; Бал­тий­ский флот: Три ве­ка на служ­бе Оте­че­ст­ву. СПб., 2002.

Вернуться к началу