Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«СЕВАСТО́ПОЛЬ»

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 595-596

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Линейный корабль «Севастополь». Фото 1910-х гг.

«СЕВАСТО́ПОЛЬ», на­зва­ние ко­раб­лей рос. и сов. ВМФ. 1) Эс­кад­рен­ный бро­не­но­сец (до 1892 бро­не­нос­ный ко­рабль) Балт. фло­та ти­па «Пол­та­ва». За­ло­жен в 1892 в С.-Пе­тер­бур­ге, спу­щен на во­ду в 1895, всту­пил в строй в 1898. Во­до­из­ме­ще­ние 10960 т, дли­на 112,5 м, ши­ри­на 21,3 м, осад­ка 7,9 м. Сум­мар­ная мощ­ность ма­шин 10600 л. с. (7800 кВт), ско­рость хо­да 17 уз (31,5 км/ч), даль­ность пла­ва­ния до 4500 миль (8335 км). Воо­ру­же­ние: ору­дия ка­либ­ра 305 мм (4), 152 мм (12), 47 мм (12) и 37 мм (28), тор­пед­ные ап­па­ра­ты ка­либ­ра 450 мм (6). Эки­паж 651 чел. В 1900–01 со­вер­шил пе­ре­ход из Бал­тий­ско­го м. че­рез Гиб­рал­тар­ский прол. и Су­эц­кий ка­нал в Порт-Ар­тур и во­шёл в со­став Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры. В рус.-япон. вой­ну 1904–05 под ко­манд. ка­пи­та­на 1 ран­га Н. О. Эс­се­на со­вер­шил 7 бое­вых по­хо­дов, уча­ст­во­вал в обо­ро­не Порт-Ар­ту­ра и в бою с япон. фло­том в Жёл­том м. 28.7.1904. По­сле па­де­ния Порт-Ар­ту­ра взо­рван и за­то­п­лен эки­па­жем вви­ду уг­ро­зы за­хва­та ко­раб­ля про­тив­ни­ком. 2) Ли­ней­ный ко­рабль Балт. фло­та, с 1930 – Чер­но­мор­ско­го фло­та (в 1921–43 но­сил назв. «Па­риж­ская ком­му­на»). За­ло­жен в 1909 в С.-Пе­тер­бур­ге, спу­щен на во­ду в 1911, всту­пил в строй в но­яб. 1914. Во­до­из­ме­ще­ние 26000 т, дли­на 186,2 м, ши­ри­на 26,9 м, осад­ка 9,5 м. Сум­мар­ная мощ­ность 4 ма­шин 50 тыс. л. с. (36775 кВт), макс. ско­рость хо­да 22,5 уз (41,7 км/ч), эко­но­ми­че­ская – 14 уз (25,9 км/ч), даль­ность пла­ва­ния до 1500 миль (2780 км). Во­ору­же­ние: ору­дия ка­либ­ра 305 мм (12), 120 мм (16), 76,2 мм (3); с 1929 так­же 1 ка­та­пуль­та и 2 гид­ро­са­мо­лё­та, с 1942 – тор­пед­ные ап­па­ра­ты ка­либ­ра 450 мм (4). Эки­паж 1126 чел. В 1-й ми­ро­вой вой­не осу­ще­ст­в­лял при­кры­тие мин­но-за­гра­дит. дей­ст­вий сил фло­та. Уча­ст­во­вал в Ле­до­вом по­хо­де Бал­тий­ско­го фло­та 1918 и Пет­ро­гра­да обо­ро­не 1919. В 1928–29 про­шёл ка­пи­таль­ный ре­монт и час­тич­ную мо­дер­ни­за­цию, со­вер­шил пе­ре­ход на Чёр­ное м. и во­шёл в со­став Мор. сил Чёр­но­го и Азов­ско­го мо­рей (с 1935 – Чер­но­мор­ско­го фло­та), по­сле че­го ещё два­ж­ды под­вер­гал­ся ка­пи­таль­но­му ре­мон­ту и мо­дер­ни­за­ции. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны со­вер­шил 15 бое­вых по­хо­дов, 10 арт. стрельб по по­зи­ци­ям войск про­тив­ни­ка, от­ра­зил 21 ата­ку вра­же­ской авиа­ции, сбил 3 са­мо­лё­та. За об­раз­цо­вое вы­пол­не­ние бое­вых за­дач на­гра­ж­дён ор­де­ном Крас­но­го Зна­ме­ни (1945). В 1954 вы­ве­ден из бое­во­го со­ста­ва и пе­ре­клас­си­фи­ци­ро­ван в учеб­ный лин­кор, в 1956 ис­клю­чён из со­ста­ва ВМФ. 3) Ра­кет­ный крей­сер Сев. фло­та. За­ло­жен в Ле­нин­гра­де (С.-Пе­тер­бург) в 1966, спу­щен на во­ду в 1967, всту­пил в строй в 1969. Во­до­из­ме­ще­ние 7600 т, дли­на 155,6 м, ши­ри­на 17 м, осад­ка 6 м. Сум­мар­ная мощ­ность 2 дви­гат. ус­та­но­вок 92 тыс. л. с. (67670 кВт), макс. ско­рость хо­да 34 уз (63 км/ч), эко­но­ми­че­ская – 14 уз (25,9 км/ч), даль­ность пла­ва­ния до 10500 миль (19,5 тыс. км). Воо­ру­жение: 4 ПУ про­ти­во­ко­ра­бель­ных ра­кет (4 еди­ни­цы), 4 ПУ зе­нит­ных ра­кет (32 еди­ни­цы), 4 арт. ус­та­нов­ки ка­либ­ра 57 мм, 2 пя­ти­труб­ных тор­пед­ных ап­па­ра­та ка­либ­ра 533 мм и др. До 1977 от­но­сил­ся к под­клас­су боль­ших про­ти­во­ло­доч­ных ко­раб­лей. В 1979–80 со­вер­шил транс­оке­ан­ский пе­ре­ход из Се­ве­ромор­ска в Пе­тро­пав­ловск-Кам­чат­ский и во­шёл в со­став Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та. В 1989 ис­клю­чён из со­ста­ва ВМФ.

В рос. во­ен. фло­те имя «С.» но­си­ли так­же па­рус­ная шху­на Чер­но­мор­ско­го фло­та (1815–55), па­рус­но-вин­то­вой бро­не­нос­ный фре­гат Балт. фло­та (1861–1886) и др.

Лит.: Мои­се­ев С. П. Спи­сок ко­раб­лей рус­ско­го па­ро­во­го и бро­не­нос­но­го фло­та: С 1861 по 1917 гг. М., 1948; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1994–1996. Т. 1–5.

Вернуться к началу