ПОДВО́ДНАЯ ЛО́ДКА
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДВО́ДНАЯ ЛО́ДКА, боевой корабль, способный погружаться (всплывать) и выполнять боевые задачи под водой. Важнейшим тактич. свойством ПЛ является скрытность боевого применения. ПЛ предназначены для поражения важных воен.-пром. и адм. центров, воен.-мор. баз, портов и др. наземных объектов противника; уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника; постановки мор. минных заграждений; ведения разведки; высадки диверсионно-разведыват. групп и выполнения др. боевых и спец. задач. В ВМС (ВМФ) ПЛ составляют подводные силы флота, они выполняют боевые задачи одиночно, группами, в составе группировок ПЛ и разнородных сил, самостоятельно и во взаимодействии с др. видами вооруж. сил. Вооружаются баллистическими ракетами, крылатыми ракетами, торпедами, минами (см. Морская мина), средствами гидроакустич. противодействия и др. По типу энергетич. установки подразделяются на атомные и неатомные (дизель-электич., с электрохимич. генераторами и др.), по водоизмещению – на подводные крейсеры, крейсерские, большие, средние, малые и сверхмалые. По своему предназначению подразделяются на стратегич., многоцелевые и спец. назначения, по осн. вооружению – на ракетные, торпедные и ракетно-торпедные.
Первое дерев. судно, способное погружаться и рассчитанное на 12 гребцов и 3 пассажиров, было построено в Англии в 1620 по проекту голл. механика К. ван Дреббеля. Конструкция представляла собой дерев. корпус, обтянутый промасленной кожей со спец. кожаными мехами. Для погружения меха заполнялись водой, а при всплытии воду из мехов вытесняли. Движение в подводном положении осуществлялось с помощью вёсел. В России первое «потаённое судно» построено в 1720–21 корабельным плотником Е. П. Никоновым. Испытания проходили при личном участии царя Петра I, но закончились неудачей (после смерти Петра I работы были прекращены). В 1775 в Сев. Америке Д. Бушнелл построил одноместную ПЛ «Тертл» («Черепаха») с корпусом из медных листов, приводимую в движение мускульной силой и имевшую на вооружении мину, которая должна была устанавливаться под днищем корабля. В ходе Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 была предпринята попытка боевого применения ПЛ «Тертл», которая окончилась неудачей. В 1801 амер. инж. Р. Фултон во Франции создал ПЛ «Наутилус» с медным корпусом, имевшую на вооружении 2 мины. В подводном положении она приводилась в движение с помощью винта, вращаемого вручную, в надводном – использовались паруса или вёсла. В 1834 по проекту рос. инж. К. А. Шильдера построена ПЛ, впервые оснащённая перископом, зажигат. и фугасными ракетами. С этой ПЛ был впервые осуществлён успешный подводный запуск ракет. Первое успешное боевое применение ПЛ произошло 17.2.1864 во время Гражданской войны в США 1861–65, когда ПЛ, созданная по проекту американца-южанина Х. Л. Ханли, потопила шестовой миной дерев. корвет северян «Хаусатоник», но при этом погибла сама. В 1866 на Балт. заводе в С.-Петербурге по проекту И. Ф. Александровского была построена первая в мире ПЛ с механич. двигателем, работавшим на сжатом воздухе. В 1878 рос. инж. С. К. Джевецкий создал ПЛ, которая приводилась в движение через педальный привод, соединённый с винтом. В 1884 им же создан проект первой в мире ПЛ с электрич. двигателем, работавшим от аккумуляторной батареи, снабжённой усовершенствованным перископом и системой регенерации воздуха. В 1906–09 по проекту Джевецкого построена ПЛ «Почтовый» – первая в мире ПЛ с единым двигателем (бензомоторами) для надводного и подводного хода. Для работы под водой использовался сжатый воздух из спец. воздухохранителей, а отработанные газы удалялись за борт спец. насосом. К нач. 20 в. все осн. мор. державы вели строительство ПЛ. В России в 1904 по проекту И. Г. Бубнова, М. Н. Беклемишева и И. С. Горюнова построена первая отеч. боевая ПЛ «Дельфин», имевшая в качестве двигателей бензиновый и электрич. моторы. Несколько усовершенствованных ПЛ такого типа участвовали в рус.-япон. войне 1904–05. В 1912 по проекту Бубнова началось строительство ПЛ типа «Барс» со значительно улучшенными тактико-технич. характеристиками (ТТХ). В 1915 в России построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб» (см. Заградитель). Перед 1-й мировой войной в составе флотов осн. государств имелось св. 200 ПЛ (Великобритании – 73, США – 39, Франции – 38, Германии – 28, Италии – 19, России – 15, Австро-Венгрии – 6). 1-я мировая война показала, что ПЛ являются новым эффективным средством ведения боевых действий на море, прежде всего на мор. коммуникациях. За время войны ПЛ потопили 192 боевых корабля и ок. 5,8 тыс. транспортов. За этот же период всеми воюющими флотами было потеряно 265 ПЛ. После окончания войны в ведущих мировых мор. державах началось активное строительство ПЛ. Осн. направлениями их совершенствования были: увеличение дальности плавания, глубины погружения и скорости надводного и подводного хода, повышение возможностей торпедного оружия. К нач. 2-й мировой войны в составе флотов ведущих мор. держав находилось: в Германии – 57, США – 99, Франции – 77, Италии – 115, Японии – 63, Великобритании – 69, СССР – 211 ПЛ. За период войны ПЛ воюющих сторон потопили ок. 5 тыс. кораблей и судов общим водоизмещением ок. 23 млн. т. За это же время было потеряно 1229 ПЛ. С окончанием 2-й мировой войны ведущими мор. гос-вами продолжалось активное строительство ПЛ. При этом осн. внимание уделялось увеличению продолжительности подводного плавания без всплытия на поверхность. В 1954 в США построена первая атомная ПЛ (т. н. ПЛА) «Наутилус». В СССР первая ПЛА «Ленинский комсомол» создана в 1957 (гл. конструктор В. Н. Перегудов). Позднее ПЛА были созданы в Великобритании, Франции и Китае. С появлением на вооружении ракетного оружия ПЛ стали одним из осн. родов мор. сил мн. государств. ПЛА с баллистич. ракетами получили развитие в СССР, США, Франции, Великобритании и Китае, став важнейшим компонентом их стратегич. наступат. сил (см. Стратегические силы). Помимо этого, на вооружение ПЛ были приняты крылатые ракеты мор. базирования (КРМБ), противокорабельные и противолодочные ракеты, ракеты-торпеды, торпеды-ракеты, мины-ракеты, мины-торпеды и универсальные торпеды. На дек. 2012 св. 600 ПЛ находились на вооружении флотов 44 зарубежных государств. Пять стран имеют ПЛА разл. назначения: США – 72, Великобритания – 10, Франция – 10, Китай – 13 атомных и св. 45 дизель-электрич. ПЛ, Индия – 1 (арендует у России) и 14 дизель-электрич. ПЛ. У остальных государств на вооружении находятся только дизель-электрич. ПЛ: КНДР – св. 50, Япония – 18, Турция – 14, Республика Корея – 10, Италия – 8, Греция – 8, Пакистан – 8, Германия – 6, Перу – 6, Норвегия – 5, Швеция – 5; 27 государств имеют от 1 до 3 ПЛ.
После окончания 2-й мировой войны известны всего 2 случая применения ПЛ против кораблей: во время пакистано-инд. конфликта 1971 и в ходе британо-аргент. конфликта 1982 из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов. В войне в зоне Персидского зал. 1991 (см. Кувейтский кризис 1990–91) с амер. ПЛА впервые были применены КРМБ для ударов по ирак. наземным объектам. Во всех последующих воен. конфликтах, где участвовали ВМС США и Великобритании, использовались ПЛА, вооружённые КРМБ.
В России ПЛ были выделены как отд. класс боевых кораблей 6(19).3.1906 согласно указу имп. Николая II (этот день отмечается в РФ как День моряка-подводника). В нач. 21 в. в подводных силах ВМФ РФ находятся: атомные ракетные ПЛ стратегич. назначения – РПЛСН (в иностр. флотах – ПЛАРБ), атомные подводные крейсера с крылатыми ракетами – АПКРРК (в иностр. флотах – ПЛАРК); многоцелевые атомные крейсерские ПЛ с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАК, ПЛА); неатомные ПЛ с торпедным или ракетно-торпедным вооружением (НАПЛ, ДПЛ или ПЛ). Специально созданные ПЛ используются как базы для подводных биологич. исследований (напр., сов. ПЛ «Северянка», «Славянка», «Бентос-300» и «ОСА-3 600»). В последние десятилетия в зарубежных государствах получили распространение туристич. ПЛ.
В соответствии с Гос. программой вооружения в состав ВМФ РФ начали поступать атомные ПЛ 4-го поколения: РПЛСН проекта 955 (955А). Головной корабль «Юрий Долгорукий» вошёл в боевой состав ВМФ в нач. 2013. Осн. ТТХ: полное подводное водоизмещение 24 тыс. т, длина 170 м, ширина 13,5 м, осадка 10 м, скорость надводная 15 уз (ок. 27,8 км/ч), скорость подводная 29 уз (св. 53,7 км/ч), глубина погружения: рабочая – 400 м, предельная – 480 м, автономность 90 сут. Осн. вооружение: 16 ПУ ракетного комплекса «Булава» с дальностью стрельбы до 8 тыс. км (на серийных кораблях проекта 955А планируется разместить 20 ПУ), шесть 533-мм торпедных аппаратов. Головную атомную многоцелевую ПЛ проекта 885 «Северодвинск» планируется принять в боевой состав ВМФ в июне 2014. Осн. ТТХ: полное подводное водоизмещение 13,8 тыс. т, длина 119 м, ширина 13,5 м, осадка 9,4 м. Осн. вооружение: самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды (десять 533-мм торпедных аппаратов), 32 ПУ для крылатых ракет класса «корабль–корабль» и «корабль–земля».
Развитие всех классов ПЛ идёт по пути повышения скорости хода и глубины погружения, уменьшения уровня шумности ПЛ и механизмов, вооружения ПЛ высокоточным оружием разл. назначения, боевыми информационно-управляющими системами с элементами искусств. интеллекта и др. оборудованием, делающим ПЛ недосягаемой для противника и обеспечивающим эффективное применение всех видов её оружия по предназначению, повышение живучести и боевой устойчивости при аварийных и боевых повреждениях. Роль ПЛ в ВМС (ВМФ) осн. мор. государств остаётся определяющей в боевых действиях на море.