МОРСКИ́Е РЕФО́РМЫ 1900–10-х гг.
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРСКИ́Е РЕФО́РМЫ 1900–10-х гг., комплекс организац.-технич., военных и др. мероприятий с целью воссоздать рос. ВМФ, реорганизовать систему его управления, усовершенствовать систему воен.-мор. образования и др. Обусловлены потерями флота и недостатками в вопросах его строительства, выявленными в ходе русско-японской войны 1904–05, проводились в Рос. империи одновременно с военными реформами 1905–12.
Руководило М. р. Морское министерство при активном участии Морского генерального штаба. Их деятельность основывалась на опыте морских реформ 1850–60-х гг., науч. трудах рос. адмиралов и учёных (И. Ф. Лихачёва, С. О. Макарова, Н. Л. Кладо и др.) и особенно на исследованиях офицеров специально созданной группы при Мор. мин-ве, результаты которых были положены в основу реформ. Так, первый коллективный труд – «Значение и работа штаба на основании опыта русско-японской войны» лёг в основу реорганизации мор. ведомства и создания в 1906 Мор. генерального штаба (МГШ), сосредоточившего в себе функции оперативно-стратегич. планирования и руководства флотом. Важными событиями в реорганизации управления мор. ведомством и флотом явились упразднение должности гл. нач. флота (генерал-адмирала) и передача всех его прав мор. министру (1907). Новым в организации боевого управления силами флота стало учреждение должности начальников (команд.) Мор. сил Балтийского, Чёрного морей и Сибирской флотилии с выводом их из подчинения гл. командиров портов (1908). В 1911 командующим мор. силами соответствующих флотов (флотилии) были подчинены командиры всех портов на данном ТВД.
В сфере подготовки кадров завершилось создание многоуровневой системы воен.-мор. образования. Она включала: осн. высшее воен.-мор. профессиональное (Николаевская мор. академия, Мор. корпус, Мор. инж. уч-ще), дополнит. профессиональное (офицерские классы и школы) и начальное военно-морское (подготовит. классы в штате Мор. корпуса) образование.
В воен.-технич. области осн. содержанием М. р. явилось создание линейного флота, однако попытки руководства ВМФ утвердить долгосрочные кораблестроит. программы и начать плановое строительство сил флота натолкнулись на непонимание значения мор. силы для России и прямое противодействие со стороны органов законодат. и исполнит. гос. власти и воен. ведомства. В этой связи Мор. мин-во и МГШ развернули активную деятельность по формированию благоприятного обществ. мнения, для получения поддержки от правительства и Гос. думы для принятия и финансирования судостроит. программ. Совместно с пром. кругами было организовано обществ. движение для оказания финансовой помощи в строительстве флота, а в СМИ развёрнута пропагандистская кампания в его защиту. МГШ разработан проект Закона об имп. флоте. Как гос. законодат. акт он определял развитие флота на длительную перспективу, однако Гос. дума отклонила его принятие. Только в 1912 была утверждена «Программа усиленного судостроения», рассчитанная на 10 лет.
Таким образом, в ходе М. р. устранены недостатки в организации ВМФ, наметилась тенденция на ликвидацию отставания России в области мор. вооружений, однако намеченные программы по строительству флота были рассчитаны на длительное время и приняты с опозданием, поэтому до нач. 1-й мировой войны удалось реализовать лишь небольшую часть из запланированного. В результате рос. ВМФ оказался не в полной мере готовым к длительному вооруж. противоборству.