Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОРСКИ́Е РЕФО́РМЫ 1850–60-х гг.

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 165-166

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

МОРСКИ́Е РЕФО́РМЫ 185060-х гг., ком­плекс ор­га­ни­зац.-тех­нич., во­ен­ных и др. ме­ро­прия­тий с це­лью вос­ста­но­вить бое­спо­соб­ность рос. ВМФ и ре­ор­га­ни­зо­вать сис­те­му его управ­ле­ния. Обу­слов­ле­ны не­дос­тат­ка­ми в во­про­сах строи­тель­ст­ва ВМФ в Рос. им­пе­рии, вы­яв­лен­ны­ми во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–56; часть во­ен­ных ре­форм 1860–70-х гг.

М. р. про­во­ди­лись под рук. вел. кн. Кон­стан­ти­на Ни­ко­лае­ви­ча, ко­то­рый в 1855 ука­зом имп. Алек­сан­д­ра II на­зна­чен гл. нач. фло­та и мор. ве­дом­ст­ва с пре­дос­тав­ле­ни­ем пра­ва «рас­по­ря­жать­ся мор­ской ча­стью по соб­ст­вен­но­му ус­мот­ре­нию». Во­круг вел. кн. Кон­стан­ти­на Ни­ко­лае­ви­ча сгруп­пи­ро­ва­лись та­лант­ли­вые мо­ло­дые офи­це­ры и чи­нов­ни­ки (Г. И. Бу­та­ков, С. С. Ле­сов­ский, И. А. Шес­та­ков, А. В. Го­лов­нин, М. Х. Рей­терн, И. Ф. Ли­ха­чёв, Д. А. Тол­стой, Д. Н. На­бо­ков и др.). Бла­го­да­ря вы­со­ко­му по­ло­же­нию сво­его ру­ко­во­ди­те­ля и сво­бо­де дей­ст­вий, пре­дос­тав­лен­ной ему им­пе­ра­то­ром, еди­но­мыш­лен­ни­ки ве­ли­ко­го кня­зя не бы­ли ско­ва­ны жё­ст­кой опе­кой и кон­тро­лем в по­ис­ках бо­лее со­вер­шен­ных форм и ме­то­дов управ­ле­ния. Их ре­фор­ма­тор­ская дея­тель­ность пред­став­ля­ет со­бой наи­более удач­ный опыт реа­ли­за­ции про­грамм­ных за­дач ли­бе­раль­ной бю­ро­кра­тии. Мор. ве­дом­ст­во – пер­вое гос. уч­ре­ж­де­ние, ко­то­рое зая­ви­ло о не­об­хо­ди­мо­сти пре­об­ра­зо­ва­ний и при­сту­пи­ло к их осу­ще­ст­в­ле­нию. Од­ним из са­мых эф­фек­тив­ных средств в про­цес­се под­го­тов­ки про­ек­тов пе­ре­уст­рой­ст­ва Мор. мин-вом бы­ла при­зна­на глас­ность, чему способствовал гл. обр. ж. «Мор­ской сбор­ник».

В во­ен.-тех­нич. об­лас­ти гл. со­дер­жа­ни­ем М. р. яв­ля­лось соз­да­ние па­ро­во­го бро­не­нос­но­го фло­та (см. Па­ро­вой флот). В сфе­ре во­ен.-мор. об­ра­зо­ва­ния на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние еди­ной гос. по­ли­ти­ки в дея­тель­но­сти во­ен.-мор. и гражд. ву­зов, уси­ли­лась роль нравств. вос­пи­та­ния, вве­де­на сис­те­ма кур­со­вой под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов по но­вым от­рас­лям во­ен.-мор. де­ла.

Центр. зве­ном всех ре­форм яв­ля­лись адм. пре­об­ра­зо­ва­ния. Раз­ра­бо­тан­ные про­ек­ты «Об­ще­го об­ра­зо­ва­ния управ­ле­ния мор­ским ве­дом­ст­вом» и «Об­ще­го об­ра­зо­ва­ния управ­ле­ния пор­та­ми» бы­ли рас­смот­ре­ны и одоб­ре­ны в Гос. со­ве­те. 27.1(8.2).1860 им­пе­ра­тор ут­вер­дил По­ло­же­ние об управ­ле­нии мор­ским ве­дом­ст­вом, в со­дер­жа­ние ко­то­ро­го во­шли оба про­ек­та. Со­глас­но По­ло­же­нию, во гла­ве фло­та и Мор. мин-ва сто­ял ге­не­рал-ад­ми­рал, на­де­лён­ный пра­ва­ми ми­ни­ст­ра. Хо­зяйств. ча­стью мор. ве­дом­ст­ва за­ве­до­вал на пра­вах то­ва­ри­ща ми­ни­ст­ра управ­ляю­щий ми­ни­стер­ст­вом, ко­то­ро­му под­чи­ня­лись де­пар­та­мен­ты (ин­спек­тор­ский, ко­раб­ле­строи­тель­ный, ко­мис­са­ри­ат­ский и гид­ро­гра­фи­че­ский), управ­ле­ния (ар­тил­ле­рий­ское, ме­ди­цин­ское и строи­тель­ное) и ко­ми­те­ты (Мор. учё­ный и Ко­раб­ле­стро­ит. тех­ни­че­ский). Ме­ст­ным ор­га­нам управ­ле­ния бы­ли пре­дос­тав­ле­ны ши­ро­кие пол­но­мо­чия. Всё ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом и ре­мон­том су­дов, ма­тери­аль­ным обес­пе­че­ни­ем фло­та, мед. об­слу­жи­ва­ни­ем, строи­тель­ст­вом бе­ре­го­вых со­ору­же­ний пе­ре­да­ва­лось на мес­та в пор­то­вые уч­ре­ж­де­ния. Центр. управ­ле­ние (ми­ни­стер­ст­во) со­хра­ня­ло за со­бой функ­ции оп­ре­де­ле­ния об­ще­го на­прав­ле­ния раз­ви­тия фло­та, ко­ор­ди­на­ции хо­зяйств. дея­тель­но­сти в мас­шта­бе все­го ве­дом­ст­ва, ре­ше­ния тех­нич. и спец. на­уч. во­про­сов, снаб­же­ния пор­тов де­неж­ны­ми ка­пи­та­ла­ми и не­ко­то­ры­ми ма­те­риа­ла­ми, кон­тро­ля за дея­тель­но­стью пор­то­вых уч­ре­ж­де­ний, а так­же об­ще­го учё­та лич­но­го со­ста­ва. Но­вый по­ря­док управ­ле­ния мор. ве­дом­ст­вом зна­чи­тель­но по­вы­сил эф­фек­тив­ность ра­бо­ты адм. ап­па­ра­та, сде­лал его бо­лее гиб­ким и опе­ра­тив­ным, ос­во­бо­дил ме­ст­ные управ­ле­ния от ме­лоч­ной опе­ки. Дос­ти­же­ни­ем ре­фор­мы бы­ло так­же трёх­крат­ное умень­ше­ние чис­ла чи­нов­ни­ков и со­кра­ще­ние де­ло­про­из­вод­ст­ва.

Вме­сте с тем к кон. 1860-х гг. с фак­тич. от­хо­дом от дел управ­ле­ния фло­том вел. кн. Кон­стан­ти­на Ни­ко­лае­ви­ча и ухо­дом из Мор. мин-ва его еди­но­мыш­лен­ни­ков даль­ней­шее про­ве­де­ние ре­форм, пе­ре­дан­ное в ру­ки адм. ап­па­ра­та, осу­ще­ст­в­ля­лось уже фор­маль­но.

Лит.: Ше­вы­рев А. П. Рус­ский флот по­сле Крым­ской вой­ны: Ли­бе­раль­ная бю­ро­кра­тия и мор­ские ре­фор­мы. М., 1990; Го­су­дар­ст­вен­ное и во­ен­ное управ­ле­ние Рос­сии и СССР в вой­нах XVIII–XX вв. М., 2003. Ч. 1.

Вернуться к началу