МОРСКИ́Е РЕФО́РМЫ 1850–60-х гг.
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОРСКИ́Е РЕФО́РМЫ 1850–60-х гг., комплекс организац.-технич., военных и др. мероприятий с целью восстановить боеспособность рос. ВМФ и реорганизовать систему его управления. Обусловлены недостатками в вопросах строительства ВМФ в Рос. империи, выявленными во время Крымской войны 1853–56; часть военных реформ 1860–70-х гг.
М. р. проводились под рук. вел. кн. Константина Николаевича, который в 1855 указом имп. Александра II назначен гл. нач. флота и мор. ведомства с предоставлением права «распоряжаться морской частью по собственному усмотрению». Вокруг вел. кн. Константина Николаевича сгруппировались талантливые молодые офицеры и чиновники (Г. И. Бутаков, С. С. Лесовский, И. А. Шестаков, А. В. Головнин, М. Х. Рейтерн, И. Ф. Лихачёв, Д. А. Толстой, Д. Н. Набоков и др.). Благодаря высокому положению своего руководителя и свободе действий, предоставленной ему императором, единомышленники великого князя не были скованы жёсткой опекой и контролем в поисках более совершенных форм и методов управления. Их реформаторская деятельность представляет собой наиболее удачный опыт реализации программных задач либеральной бюрократии. Мор. ведомство – первое гос. учреждение, которое заявило о необходимости преобразований и приступило к их осуществлению. Одним из самых эффективных средств в процессе подготовки проектов переустройства Мор. мин-вом была признана гласность, чему способствовал гл. обр. ж. «Морской сборник».
В воен.-технич. области гл. содержанием М. р. являлось создание парового броненосного флота (см. Паровой флот). В сфере воен.-мор. образования началось формирование единой гос. политики в деятельности воен.-мор. и гражд. вузов, усилилась роль нравств. воспитания, введена система курсовой подготовки специалистов по новым отраслям воен.-мор. дела.
Центр. звеном всех реформ являлись адм. преобразования. Разработанные проекты «Общего образования управления морским ведомством» и «Общего образования управления портами» были рассмотрены и одобрены в Гос. совете. 27.1(8.2).1860 император утвердил Положение об управлении морским ведомством, в содержание которого вошли оба проекта. Согласно Положению, во главе флота и Мор. мин-ва стоял генерал-адмирал, наделённый правами министра. Хозяйств. частью мор. ведомства заведовал на правах товарища министра управляющий министерством, которому подчинялись департаменты (инспекторский, кораблестроительный, комиссариатский и гидрографический), управления (артиллерийское, медицинское и строительное) и комитеты (Мор. учёный и Кораблестроит. технический). Местным органам управления были предоставлены широкие полномочия. Всё руководство строительством и ремонтом судов, материальным обеспечением флота, мед. обслуживанием, строительством береговых сооружений передавалось на места в портовые учреждения. Центр. управление (министерство) сохраняло за собой функции определения общего направления развития флота, координации хозяйств. деятельности в масштабе всего ведомства, решения технич. и спец. науч. вопросов, снабжения портов денежными капиталами и некоторыми материалами, контроля за деятельностью портовых учреждений, а также общего учёта личного состава. Новый порядок управления мор. ведомством значительно повысил эффективность работы адм. аппарата, сделал его более гибким и оперативным, освободил местные управления от мелочной опеки. Достижением реформы было также трёхкратное уменьшение числа чиновников и сокращение делопроизводства.
Вместе с тем к кон. 1860-х гг. с фактич. отходом от дел управления флотом вел. кн. Константина Николаевича и уходом из Мор. мин-ва его единомышленников дальнейшее проведение реформ, переданное в руки адм. аппарата, осуществлялось уже формально.