ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1860-70-х гг
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1860–70-х гг., преобразования вооруж. сил России, проведённые в целях создания массовой армии, обеспеченной обученными резервами. Осуществлены по плану и под рук. воен. мин. Д. А. Милютина. Затронули центр. и местное воен. управление, организацию и комплектование армии, вооружение, подготовку офицерского состава, обучение и воспитание войск, судебное делопроизводство и др.
Осн. содержанием В. р. стало преобразование центральных и создание новых местных органов воен. управления. В 1863 деп-т Генштаба преобразован в Гл. управление, в 1865 оно вошло в состав Главного штаба. В 1862–67 вся территория России разделена на 15 воен. округов (Положение о воен. округах принято в 1864) во главе с командующими войсками (как правило, генерал-губернатор), сосредоточившими в своих руках воен. и адм.-хозяйств. функции (Военное министерство осуществляло общее руководство и контроль над их деятельностью). Система управления приближена к войскам, сократились сроки мобилизации армии (9–26 дней в 1877). С началом войны штабы ВО превращались в штабы действующей армии. В 1868 в Положении о полевом управлении войск в воен. время уточнены функции главнокомандующего, Положением о Воен. министерстве (1869) определена его новая структура, расширены права воен. министра, возросло значение Воен. совета и пр. Упразднено деление войск на армии и корпуса, высшей тактич. единицей стала дивизия (в артиллерии и инж. войсках – бригада), количество дивизий увеличено с 31 до 47, их состав в мирное время сокращён (35% от штатов воен. времени). В 1864 упразднён Отд. корпус внутренней стражи (его функции переданы местным войскам), подготовка рекрутов возложена на резервные войска.
Реформа военно-учебных заведений устранила некомплект офицеров и улучшила их подготовку. В сер. 1860-х гг. ликвидированы кадетские корпуса (кроме Финл. корпуса и Пажеского корпуса). На основе общеобразоват. классов кадетских корпусов созданы воен. гимназии (срок обучения 7 лет), выпускники которых поступали в воен. уч-ща, созданные из спец. классов кадетских корпусов (срок обучения 2–3 года). В 1864 для вольноопределяющихся открыты юнкерские уч-ща (срок обучения 2 года), служившие осн. источником пополнения офицерского корпуса. Для производства в офицеры все лица, не окончившие воен.-учебных заведений, сдавали экзамены по программе юнкерских уч-щ. Для подготовки к поступлению в юнкерские уч-ща созданы воен. прогимназии (срок обучения 4 года). В 1867 открыта Александровская воен.-юридич. академия. Для улучшения положения офицеров созданы офицерские заёмные капиталы, военно-эмеритальная касса, офицерские собрания.
Военно-судебной реформой в армии введены новые принципы воен. судоустройства и судопроизводства. В 1863 отменены телесные наказания, в 1867 утверждены новый военно-судебный устав и Положение о военно-исправительных ротах. Образован Гл. воен. суд (1867), приняты Воинский устав о наказаниях (1875) и Дисциплинарный устав (1879).
В ходе В. р. начато перевооружение рос. армии: в артиллерию поступили новые нарезные, заряжающиеся с казны, орудия (с 1867); приняты на вооружение винтовки Бердана № 1 (1868) и № 2 (1870) для пехоты, кавалерии и казачьих войск; внедрён в войска проволочный телеграф и др. Издан ряд новых уставов (Воинский устав о строевой и пехотной службе 1862 и др.). Большое значение придавалось обучению войск строевой и огневой подготовке, сапёрному делу, физич. воспитанию солдат и др.
К 1872 срок действительной службы сокращён до 7 лет. 1(13).1.1874 манифестом имп. Александра II вместо рекрутской повинности введена всеобщая воинская повинность, принят Устав о всеобщей воинской повинности. Все лица муж. пола в возрасте 21–40 лет были обязаны состоять на действительной службе, зачисление на которую производилось по жребию. Срок службы в сухопутных войсках установлен в 6 лет действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года соответственно. После этого срока военнообязанные зачислялись в гос. ополчение, также как и освобождённые от призыва. В законе были предусмотрены льготы по семейному положению, образованию и др. (св. 50% призывников освобождалось от службы).
Успеху В. р. во многом способствовала проработка планов преобразований в комиссиях Воен. мин-ва, на особых совещаниях высших гос. органов с привлечением широкого круга воен. и ряда гражд. специалистов, ход В. р. широко обсуждался в периодич. печати.