ПАРОВО́Й ФЛОТ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРОВО́Й ФЛОТ, военно-морской флот, корабли и суда которого имели в качестве гл. двигателей паровые машины или турбины, работающие от паровых котлов. Первый паровой корабль (плавучая батарея «Демологос», вооружённая 20 пушками) построен в США в 1814–1815. В России первый вооруж. пароход «Ижора» создан в 1826 и имел мощность паровой машины 73,6 кВт (100 л. с.), скорость хода 6–7 уз (11–13 км/ч), вооружение – 8 пушек, расположенных в носовой и кормовой частях. В 1830-х гг. мор. державы стали строить корабли, получившие назв. пароходофрегатов. Движителями на кораблях (судах) П. ф. первоначально были лопастные гребные колёса, которые применялись только на кораблях малого и ср. водоизмещения. С изобретением в 1836–37 гребных винтов паровые машины стали гл. двигателями на кораблях всех классов. В России первый корабль с гребным винтом – фрегат «Архимед» спущен на воду в 1848. В 1852 во Франции вступил в строй первый линейный винтовой корабль «Наполеон». В этом же году к строительству линейного корабля с гребными винтами приступила Россия. По мере того как весь флот становился паровым, термин «П. ф.» постепенно вышел из употребления. Однако ещё продолжит. время на кораблях сохранялись паруса как вспомогат. движитель.
Развитие П. ф. в России ускорила Крымская война 1853–56. Основоположник тактики П. ф. в России – адм. Г. И. Бутаков. Дальнейшее развитие она получила в трудах вице-адм. С. О. Макарова. Рост пром-сти во 2-й пол. 19 в. в ведущих странах, в т. ч. в России, позволил приступить к созданию и строительству парового броненосного флота (см. Броненосец).
Опыт рус.-япон. войны 1904-05 указал на необходимость создания вместо броненосцев кораблей нового типа. В ходе 1-й мировой войны, помимо линкоров, широкое применение в боевых действиях на море получили лёгкие крейсеры, эскадренные миноносцы, минные заградители и тральщики с паровыми двигателями. В конце войны появились авианесущие корабли.
Во время 2-й мировой войны на развитие П. ф. оказало влияние широкое применение в боевых действиях на море авианосной авиации, подводных лодок, минного оружия, оснащение кораблей осн. классов и самолётов радиолокаторами. Эти факторы вынудили все ведущие мор. державы прекратить строительство новых линкоров и тяжёлых крейсеров с арт. вооружением. Однако продолжалось строительство надводных кораблей др. классов – авианосцев, фрегатов с ракетным вооружением, эсминцев. После 2-й мировой войны паровые машины утратили своё значение, но на многих плавающих и строящихся кораблях в качестве гл. двигателей продолжают использоваться паротурбинные энергетич. установки ввиду их экономичности, высокой удельной мощности и способности работать длительное время без ремонта.