Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРОВО́Й ФЛОТ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

ПАРОВО́Й ФЛОТ, во­ен­но-мор­ской флот, ко­раб­ли и су­да ко­то­ро­го име­ли в ка­чест­ве гл. дви­га­те­лей па­ро­вые ма­ши­ны или тур­би­ны, ра­бо­таю­щие от па­ро­вых кот­лов. Пер­вый па­ро­вой ко­рабль (пла­ву­чая ба­та­рея «Де­мо­ло­гос», воо­ру­жён­ная 20 пуш­ка­ми) по­стро­ен в США в 1814–1815. В Рос­сии пер­вый воо­руж. па­ро­ход «Ижо­ра» соз­дан в 1826 и имел мощ­ность па­ро­вой ма­ши­ны 73,6 кВт (100 л. с.), ско­рость хо­да 6–7 уз (11–13 км/ч), во­ору­же­ние – 8 пу­шек, рас­по­ло­жен­ных в но­со­вой и кор­мо­вой час­тях. В 1830-х гг. мор. дер­жа­вы ста­ли стро­ить ко­раб­ли, по­лу­чив­шие назв. па­ро­хо­доф­ре­га­тов. Дви­жи­те­ля­ми на ко­раб­лях (су­дах) П. ф. пер­во­на­чаль­но бы­ли ло­па­ст­ные греб­ные ко­лё­са, ко­то­рые при­ме­ня­лись толь­ко на ко­раб­лях ма­ло­го и ср. во­до­из­ме­ще­ния. С изо­бре­те­ни­ем в 1836–37 греб­ных вин­тов па­ро­вые ма­ши­ны ста­ли гл. дви­га­те­ля­ми на ко­раб­лях всех клас­сов. В Рос­сии пер­вый ко­рабль с греб­ным вин­том – фре­гат «Ар­хи­мед» спу­щен на во­ду в 1848. В 1852 во Фран­ции всту­пил в строй пер­вый ли­ней­ный вин­то­вой ко­рабль «На­по­ле­он». В этом же го­ду к стро­и­тель­ст­ву ли­ней­но­го ко­раб­ля с греб­ны­ми вин­та­ми при­сту­пи­ла Рос­сия. По ме­ре то­го как весь флот ста­но­вил­ся па­ро­вым, тер­мин «П. ф.» по­сте­пен­но вы­шел из упот­реб­ле­ния. Од­на­ко ещё про­дол­жит. вре­мя на ко­раб­лях со­хра­ня­лись па­ру­са как вспо­мо­гат. дви­жи­тель.

Раз­ви­тие П. ф. в Рос­сии ус­ко­ри­ла Крым­ская вой­на 1853–56. Ос­но­во­по­лож­ник так­ти­ки П. ф. в Рос­сии – адм. Г. И. Бу­та­ков. Даль­ней­шее раз­ви­тие она по­лу­чи­ла в тру­дах ви­це-адм. С. О. Ма­ка­ро­ва. Рост пром-сти во 2-й пол. 19 в. в ве­ду­щих стра­нах, в т. ч. в Рос­сии, по­зво­лил при­сту­пить к соз­да­нию и строи­тель­ст­ву па­ро­во­го бро­не­нос­но­го фло­та (см. Бро­не­но­сец).

Опыт рус.-япон. вой­ны 1904-05 ука­зал на не­об­хо­ди­мость соз­да­ния вме­сто бро­не­нос­цев ко­раб­лей но­во­го ти­па. В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны, по­ми­мо лин­ко­ров, ши­ро­кое при­ме­не­ние в бое­вых дей­ст­ви­ях на мо­ре по­лу­чи­ли лёг­кие крей­се­ры, эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы, мин­ные за­гра­ди­те­ли и траль­щи­ки с па­ро­вы­ми дви­га­те­ля­ми. В кон­це вой­ны поя­ви­лись авиа­не­су­щие ко­раб­ли.

Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны на раз­ви­тие П. ф. ока­за­ло влия­ние ши­ро­кое при­ме­не­ние в бое­вых дей­ст­ви­ях на мо­ре авиа­нос­ной авиа­ции, под­вод­ных ло­док, мин­но­го ору­жия, ос­на­ще­ние ко­раб­лей осн. клас­сов и са­мо­лё­тов ра­дио­ло­ка­то­ра­ми. Эти фак­то­ры вы­ну­ди­ли все ве­ду­щие мор. дер­жа­вы пре­кра­тить строи­тель­ст­во но­вых лин­ко­ров и тя­жё­лых крей­се­ров с арт. воо­ру­же­ни­ем. Од­на­ко про­дол­жа­лось строи­тель­ст­во над­вод­ных ко­раб­лей др. клас­сов – авиа­нос­цев, фре­га­тов с ра­кет­ным воо­ру­же­ни­ем, эс­мин­цев. Пос­ле 2-й ми­ро­вой вой­ны па­ро­вые ма­ши­ны ут­ра­ти­ли своё зна­че­ние, но на мно­гих плаваю­щих и строя­щих­ся ко­раб­лях в ка­че­ст­ве гл. дви­га­те­лей про­дол­жа­ют ис­поль­зо­вать­ся па­ро­тур­бин­ные энер­ге­тич. ус­та­нов­ки вви­ду их эко­но­мич­но­сти, вы­со­кой удель­ной мощ­но­сти и спо­соб­но­сти ра­бо­тать дли­тель­ное вре­мя без ре­мон­та.

Лит.: Пет­ров М. А. Об­зор глав­ней­ших кам­па­ний и сра­же­ний па­ро­во­го фло­та в свя­зи с эво­лю­ци­ей во­ен­но-мор­ско­го ис­кус­ст­ва. Л., 1927; Мои­се­ев С. П. Спи­сок ко­раб­лей рус­ско­го па­ро­во­го и бро­не­нос­но­го фло­та. М., 1948; Ша­пи­ро Л. С. Серд­це ко­раб­ля. Л., 1990; Шер­шов А. П. Ис­то­рия во­ен­но­го ко­раб­ле­строе­ния. СПб., 1994; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1995–1996. Т. 2–3; Ку­зин В. П., Ни­коль­ский В. И. Во­ен­но-Мор­ской Флот СССР, 1945–1991. СПб., 1996.

Вернуться к началу