Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРОХОДОФРЕГА́Т

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Ташлыков

ПАРОХОДОФРЕГА́Т, бое­вой ко­рабль на­чаль­но­го пе­рио­да па­ро­во­го су­до­строе­ния с ко­лёс­ны­ми дви­жи­те­ля­ми. Ре­зерв­ным сред­ст­вом дви­же­ния яв­ля­лись па­ру­са (см. Па­рус­ное воо­ру­же­ние). Пред­на­зна­чал­ся для ог­не­во­го со­дей­ст­вия су­хо­пут­ным вой­скам в при­бреж­ных рай­онах, ве­де­ния раз­вед­ки, бук­си­ров­ки и пе­ре­швар­тов­ки па­рус­ных ко­раб­лей в без­вет­рен­ную по­го­ду. В мир­ное вре­мя ис­поль­зо­вал­ся как транс­порт­ный и бук­сир­ный па­ро­ход при­бреж­но­го пла­ва­ния. П. име­ли во­до­из­ме­ще­ние 1,3–2,1 тыс. т, дли­ну до 68 м, ши­ри­ну до 10 м, осад­ку ок. 5 м; мощ­ность па­ро­вой ма­ши­ны дос­ти­га­ла 250–1200 л. с. (183,9–882,6 кВт), ско­рость – 8–11 уз (14,8–20,4 км/ч); во­ору­же­ние со­стоя­ло из 4–28 глад­ко­ст­воль­ных ору­дий ср. и ма­ло­го ка­либ­ра.

Пер­вый П. «Ме­дея» поя­вил­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1832. В Рос­сии пер­вым ко­раб­лём это­го под­клас­са стал «Бо­га­тырь» (спу­щен на во­ду со ста­пе­ля с.-пе­терб. Ад­ми­рал­тей­ст­ва в 1836). На рос. вер­фях в 1835–71 для Бал­тий­ско­го и Чер­но­мор­ско­го фло­тов бы­ло по­строе­но 12 па­ро­хо­до­фре­га­тов.

Лит.: За­лес­ский Н. А. «Одес­са» вы­хо­дит в мо­ре: Воз­ник­но­ве­ние па­ро­во­го мо­ре­пла­ва­ния на Чер­ном мо­ре, 1827–1855. Л., 1987; Ис­то­рия оте­че­ст­вен­но­го су­до­строе­ния. СПб., 1994. Т. 1; Бе­реж­ной С. С. Крей­се­ра и ми­но­нос­цы: Спра­воч­ник. М., 2002.

Вернуться к началу