ГРЕБНО́Е КОЛЕСО́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЕБНО́Е КОЛЕСО́, судовой движитель, представляющий собой цилиндрич. конструкцию с поперечной осью вращения, по окружности которой закреплены прямоугольные лопасти. Судно приводится в движение упором периодически входящих в воду лопастей. Различают Г. к. с неподвижными и с поворотными лопастями. Г. к. с поворотными лопастями имеют бoльший кпд благодаря обеспечению безударного входа лопасти в воду. Г. к. устанавливают по бортам (в средней части судна) или позади судна (за кормой). Преим. применение имеют бортовые колёса. Недостатком Г. к. является снижение эффективности работы при изменении глубины погружения (напр., при качке или вследствие изменения осадки судна). Г. к. с мускульным движителем – древнейший движитель, применявшийся ещё до н. э. Известно использование Г. к. римлянами на судах, перевозивших войска на Сицилию. В Древнем Китае Г. к. устанавливались на джонках для плавания по р. Янцзы. Широкое применение Г. к. получили в нач. 19 в. на речных и морских судах с паровыми машинами. Первым колёсным судном, совершавшим регулярные рейсы, был пароход «Клермонт» (США, 1807). К нач. 20 в., после замены паровой машины двигателем внутр. сгорания, Г. к. были почти полностью вытеснены гребными винтами. Тем не менее для речных судов, эксплуатирующихся на ограниченных глубинах, Г. к. являются наиболее эффективными движителями.