Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЕБНО́Й ВИНТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ГРЕБНО́Й ВИНТ, дви­жи­тель с про­доль­ной осью вра­ще­ния, со­стоя­щий из ук­ре­п­лён­ных на сту­пи­це ло­па­стей, об­ра­зую­щих вин­то­вую по­верх­ность; наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный тип су­до­во­го дви­жи­те­ля. По кон­ст­рук­ции Г. в. мо­гут быть цель­ны­ми (ло­па­сти от­ли­ва­ют или от­штам­по­вы­ва­ют вме­сте со сту­пи­цей) или со съём­ны­ми ло­па­стя­ми, иметь фик­си­ро­ван­ный или из­ме­няе­мый шаг. Как пра­ви­ло, Г. в. – пол­но­стью по­гру­жён­ные дви­жи­те­ли. Их ус­та­нав­ли­ва­ют на су­дах с мощ­но­стью дви­га­те­ля от не­сколь­ких кВт до со­тен ты­сяч кВт. Диа­метр Г. в. от 0,2 м (у ма­ло­мер­ных су­дов) до 10 м и бо­лее (у круп­ных тан­ке­ров); чис­ло ло­па­стей от 2 до 8, ча­ще при­ме­ня­ют 3- и 4-ло­па­ст­ные Г. в. Прин­цип дей­ст­вия Г. в. тот же, что и воз­душ­но­го вин­та, од­на­ко рас­чёт Г. в. ус­лож­ня­ет­ся зна­чи­тель­но бoльшей ши­ри­ной ло­па­стей и воз­ник­но­ве­ни­ем ка­ви­та­ции.

Г. в. яв­ля­ют­ся наи­бо­лее эф­фек­тив­ны­ми дви­жи­те­ля­ми (кпд до 0,8). Они про­сты по кон­ст­рук­ции, на­дёж­ны в экс­плуа­та­ции. Впер­вые про­об­раз Г. в. (дви­жи­тель Бра­ма­ха, на­по­ми­наю­щий греб­ное ко­ле­со) был ис­пы­тан амер. инж. Дж. Сти­вен­сом в 1804. В 1836 англ. фер­мер Ф. Смит ус­та­но­вил на па­ро­вом бар­ка­се дви­жи­тель в ви­де од­но­за­ход­но­го (с од­ной вин­то­вой ли­ни­ей) чер­вя­ка. В 1843 на брит. во­ен. ко­раб­ле «Рат­лер» был ус­та­нов­лен ко­рот­кий двух­за­ход­ный (с дву­мя вин­то­вы­ми ли­ния­ми) чер­вяк диа­мет­ром 3,05 м, обес­пе­чи­ваю­щий ско­рость до 10 уз (18,52 км/ч). В даль­ней­шем, со­вер­шен­ст­ву­ясь, Г. в. стал ло­па­ст­ным дви­жи­те­лем, но и его пер­во­на­чаль­ная фор­ма – чер­вяк – так­же при­ме­ня­ет­ся в ка­че­ст­ве спец. дви­жи­те­ля.

Вернуться к началу