ГРЕБНО́Й ВИНТ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЕБНО́Й ВИНТ, движитель с продольной осью вращения, состоящий из укреплённых на ступице лопастей, образующих винтовую поверхность; наиболее распространённый тип судового движителя. По конструкции Г. в. могут быть цельными (лопасти отливают или отштамповывают вместе со ступицей) или со съёмными лопастями, иметь фиксированный или изменяемый шаг. Как правило, Г. в. – полностью погружённые движители. Их устанавливают на судах с мощностью двигателя от нескольких кВт до сотен тысяч кВт. Диаметр Г. в. от 0,2 м (у маломерных судов) до 10 м и более (у крупных танкеров); число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3- и 4-лопастные Г. в. Принцип действия Г. в. тот же, что и воздушного винта, однако расчёт Г. в. усложняется значительно бoльшей шириной лопастей и возникновением кавитации.
Г. в. являются наиболее эффективными движителями (кпд до 0,8). Они просты по конструкции, надёжны в эксплуатации. Впервые прообраз Г. в. (движитель Брамаха, напоминающий гребное колесо) был испытан амер. инж. Дж. Стивенсом в 1804. В 1836 англ. фермер Ф. Смит установил на паровом баркасе движитель в виде однозаходного (с одной винтовой линией) червяка. В 1843 на брит. воен. корабле «Ратлер» был установлен короткий двухзаходный (с двумя винтовыми линиями) червяк диаметром 3,05 м, обеспечивающий скорость до 10 уз (18,52 км/ч). В дальнейшем, совершенствуясь, Г. в. стал лопастным движителем, но и его первоначальная форма – червяк – также применяется в качестве спец. движителя.