Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АПО́СТОЛЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 120-121

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

АПО́СТОЛЫ (от греч. ἀπόοστολος – по­слан­ник, вест­ник), бли­жай­шие уче­ни­ки Ии­су­са Хри­ста, из­бран­ные Им и по­слан­ные на про­по­ведь Еван­ге­лия и уст­рое­ние Церк­ви. В Но­вом За­ве­те в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев А. на­зы­ва­ют­ся 12 наи­бо­лее близ­ких уче­ни­ков Ии­су­са Хри­ста и ап. Па­вел. Это на­име­но­ва­ние так­же при­ла­га­ет­ся к Вар­на­ве на­ря­ду с Пав­лом (Де­ян. 14:4,14), к Ан­д­ро­ни­ку и Юнии (Рим. 16:7).

Суть слу­же­ния А. вы­ра­же­на в бо­го­сло­вии ап. Пав­ла и Еван­ге­ли­ях: апо­стол – лич­ный по­слан­ник Бо­га че­рез Ии­су­са Хри­ста (Гал. 1:1). Апо­столь­ское слу­же­ние есть пре­ж­де все­го про­по­ведь (1 Кор. 9:16–17), со­вер­ше­ние та­инств и др. бо­го­слу­же­ний (Мф. 28:19; Ин. 4:2; 1 Кор. 1:14,16). Чис­ло А. – 12 – глу­боко сим­во­лич­но. По­доб­но сы­новь­ям Иако­ва, ос­но­во­по­лож­ни­кам 12 ко­лен евр. на­ро­да, А. долж­ны стать во гла­ве Церк­ви Хри­сто­вой – цен­тром, во­круг ко­то­ро­го со­бе­рёт­ся но­вый эс­ха­то­ло­ги­че­ский Из­ра­иль; имен­но они бу­дут в по­след­ний день су­дить 12 ко­лен но­во­го Из­раи­ля (Мф. 19:28).

Име­на А. при­во­дят­ся в си­ноп­ти­че­ских Еван­ге­ли­ях и Дея­ниях: спи­ски на­чи­нают­ся с ап. Пет­ра (при­во­дит­ся его пер­вое имя – Си­мон; ср. Ин. 1:42); во всех спи­сках на­зва­ны Фи­липп и Иа­ков Ал­фе­ев. В спи­сках си­ноп­ти­че­ских Еван­ге­лий на по­след­нем мес­те сто­ит впо­след­ст­вии от­пав­ший Иу­да Ис­ка­ри­от (не упо­мя­ну­тый в Де­ян. 1:13 и за­ме­нён­ный в Де­ян. 1:26 на Мат­фия, из­бран­но­го по жре­бию на его ме­сто). Во всех че­ты­рёх спи­сках в раз­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти на­зва­ны так­же: Ан­д­рей (брат ап. Пет­ра; см. Ан­д­рей Пер­во­зван­ный), Иа­ков Зе­ве­де­ев и его брат Ио­анн (см. Ио­анн Бо­го­слов), Вар­фо­ло­мей, Фо­ма и Мат­фей (со­глас­но Мк. 2:14 и Лк. 5:27, его зва­ли Ле­вий). Упо­мя­ну­тый во всех спи­сках ап. Вар­фо­ло­мей (ара­мейск. «сын То­ла­ми») обыч­но ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с отсут­ст­вую­щим в этих спи­сках На­фа­наилом, о ко­то­ром со­об­ща­ет еван­ге­лист Ио­анн. Его пол­ное ара­мей­ское имя в та­ком слу­чае бы­ло На­та­на­эль бар-То­ла­ми. Упот­реб­ле­ни­ем неск. имён для обо­зна­че­ния од­но­го и то­го же ли­ца объ­яс­ня­ется и тот факт, что ап. Иу­да, ко­то­рого еван­ге­лист Лу­ка, что­бы из­бе­жать пу­та­ни­цы с Иу­дой Ис­ка­рио­том (ср.: Ин. 14:22), на­зы­ва­ет Иу­дой Иа­ков­ле­вым, в пе­реч­нях еван­ге­ли­стов Мат­фея и Мар­ка на­зван со­от­вет­ст­вен­но Фад­деем (евр. «хва­ля­щий») или Лев­ве­ем (евр. «сер­деч­ный»). Ап. Си­мон у Мат­фея и Мар­ка на­зван Ка­на­ни­том, что ука­зы­ва­ет на его при­вер­жен­ность За­ко­ну Мои­сее­ву или при­над­леж­ность к пар­тии «рев­ни­те­лей» – зе­ло­тов.

Еван­ге­лист Лу­ка со­об­ща­ет так­же о по­сла­нии Ии­су­сом на мис­сию 70 (в не­ко­то­рых древ­них ру­ко­пи­сях 72) А. (Лк. 10:1–2). Как и 12, чис­ло 70 име­ет ре­лиг. сим­во­ли­ку, ме­та­фо­ри­че­ски ука­зы­вая на все язы­че­ские на­ро­ды, на­се­ляю­щие зем­лю, и в слу­чае 72 – на весь Из­ра­иль [ср. 70 на­ро­дов, про­изо­шед­ших от сы­но­вей Ноя (Быт. 10:2–20)]. 72 со­от­вет­ст­ву­ет шес­ти­крат­но ум­но­жен­но­му чис­лу ко­лен Из­раи­ле­вых.

До кон. 2 в. н. э. стран­ст­вую­щие про­по­вед­ни­ки Еван­ге­лия так­же на­зы­ва­лись А. (Ди­да­хэ, 11). Слу­же­ние в церк­ви по рас­про­стра­не­нию ве­ры и ны­не на­зы­ва­ет­ся рав­но­апо­столь­ным. Так, рав­но­апо­столь­ны­ми по­чи­та­ют­ся Ни­на, про­све­ти­тель­ни­ца Гру­зии, вел. кн. Вла­ди­мир, свт. Ни­ко­лай Япон­ский и др.

Иконография

«Двенадцать апостолов». Икона византийского мастера 1-й пол. 14 в. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва).

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния 12 А. – на фре­сках рим. ка­та­комб (3–4 вв.). А. об­ла­че­ны в ту­ни­ки с кла­ва­ми и пал­лиу­мы, с 6 в. пред­ста­ют в хи­то­нах и ги­ма­ти­ях, с ним­ба­ми. Их об­лик поч­ти сра­зу же ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ру­ет­ся: за ка­ж­дым А. за­кре­п­ля­ют­ся оп­ре­де­лён­ные воз­рас­тные и фи­зи­ог­но­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, а ино­гда и цве­та одежд. Ат­ри­бу­ты А. – кни­ги (Еван­ге­лия), позд­нее – ору­дия их му­че­ни­че­ских стра­стей; у ап. Пет­ра – ключ (с сер. 4 в.). 12 А. во­круг Хри­ста изо­бра­жа­лись на фре­сках ран­не­хри­сти­ан­ских ка­та­комб, на рель­е­фах ре­ли­к­ва­ри­ев и сар­ко­фа­гов, в мо­заи­ках (Ари­ан­ский бап­тисте­рий в Ра­вен­не, ок. 520); ок. 5 в. в иск-ве по­яв­ля­ет­ся мо­тив Тай­ной ве­че­ри. С кон. 5 в. ме­даль­о­ны с 12 А. по­ме­ща­лись в ал­та­ре. В 6 в. в ал­тар­ных рос­пи­сях по­яв­ля­ет­ся ико­но­гра­фич. сю­жет «При­ча­ще­ние апо­сто­лов». В по­слеи­ко­но­бор­че­ский пе­ри­од фи­гу­ры 12 А. по­ме­ща­ли в про­стен­ках ме­ж­ду ок­на­ми ба­ра­ба­на ку­по­ла (Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, 1-я пол. 11 в.). С 12 в. в Ви­зан­тии из­вес­тен апо­столь­ский деи­сус – А. вме­сте с Бо­го­ма­те­рью и св. Ио­ан­ном Пред­те­чей пред­сто­ят Гос­по­ду Все­дер­жи­те­лю. В это же вре­мя в Зап. Ев­ро­пе изо­бра­же­ния 12 А. по­яв­ля­ют­ся на ан­те­пен­диу­мах и ал­та­рях-ре­таб­ло. В рус. цер­ков­ную прак­ти­ку апо­столь­ский де­исус вве­дён в сер. 17 в. пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном. «Со­бор 12 апо­сто­лов» как ико­на со­от­вет­ст­вую­ще­го празд­ни­ка име­ет 2 ва­ри­ан­та. Бо­лее ран­ний ва­ри­ант – 12 А., стоя­щих в 2 ря­да, с Пет­ром и Пав­лом в цен­тре; с 15 в. – по­лу­фи­гу­ры 12 А. в за­вит­ках ло­зы, с Хри­стом, Бо­го­ма­те­рью и св. Ио­ан­ном Пред­те­чей («Сою­зом люб­ве свя­зуе­мы апо­сто­лы»). А. при­сут­ст­ву­ют в ря­де еван­гель­ских сю­же­тов (Пре­об­ра­же­ние Гос­под­не, Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря, Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим, Воз­не­се­ние Гос­под­не, Со­ше­ст­вие Св. Ду­ха), а так­же в ком­по­зи­ци­ях «Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри», «Страш­ный суд», «Вся­кое ды­ха­ние да хва­лит Гос­по­да», «Суб­бо­та всех свя­тых» и пр. С 8–9 вв. из­вест­ны цик­лы дея­ний, стра­да­ний и про­по­ве­ди А. (трик­ли­ний па­пы Льва III в Ла­те­ран­ском со­бо­ре в Ри­ме, 795–816). Жи­тия А. во мно­гом но­сят апок­ри­фич. ха­рак­тер; ча­ще встре­ча­ют­ся жи­тий­ные цик­лы апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, Ио­ан­на Бо­го­сло­ва. А. из чис­ла 70 из­вест­ны по хра­мо­вым рос­пи­сям (обыч­но на ар­ках) и по ил­лю­ст­ра­ци­ям ме­ся­це­сло­вов.

Лит.: Глу­бо­ков­ский Н. Н. Бла­го­вес­тие хри­сти­ан­ской сво­бо­ды в По­сла­нии св. апо­сто­ла Пав­ла к Га­ла­там. СПб., 1902. М., 1999; Mys­livec J. Živ­oty apǒstolů v byzantském uměni: Dvě studie z dějin byzantského uměni. Praha, 1948; Mâle E. Les saints com­pag­nons du Christ. P., 1988.

Вернуться к началу