ДВИЖЕ́НИЯ СОЦИА́ЛЬНЫЕ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДВИЖЕ́НИЯ СОЦИА́ЛЬНЫЕ, коллективное действие, которое характеризуется согласованными усилиями отд. индивидов и/или групп, общими идеями и представлениями его участников, а также общей задачей реализовать собств. интересы и добиться определённых изменений (или же воспрепятствовать им) в той или иной сфере обществ. жизни. Д. с. в отличие от ряда др. форм гражданского общества имеют неформальный характер, т. е. развиваются вне существующей системы политич. институтов. Однако в ходе своего развития они так или иначе решают задачу собств. институционализации, т. е. своего организац. закрепления в обществе и нахождения устойчивых способов влиять на процесс подготовки и принятия решений в политике, социальной сфере, экономике, когда это затрагивает «их» зону ответственности.
Возникновение и развитие Д. с. определяется целым рядом макросоциальных обстоятельств. По Н. Дж. Смелзеру, это: 1) особенности социальных институтов в политике, экономике, обществ. управлении и т. д., препятствующие или стимулирующие развитие Д. с.; 2) существование структурного напряжения – неопределённости, двусмысленности или прямого столкновения интересов разных социальных групп; 3) распространённость «обобщённых верований», в которых кристаллизуется недовольство некоторой ситуацией, объясняются причины её возникновения, отражаются притязания недовольных, а также их представления о необходимых мерах и действиях; 4) эффективность социального контроля, способность социальных институтов (в т. ч. структур власти) адекватно реагировать на социальные вызовы; 5) катализирующие факторы в виде значимых событий в стране или мире, увязанные в сознании людей с некоторой проблемной ситуацией и провоцирующие активную реакцию индивидов и целых групп. Наконец, развитие Д. с. напрямую зависит от способности и готовности социальных групп и отд. людей к мобилизации.
Данные предпосылки способны вызывать самые разные формы социальной активности. Но Д. с. следует отличать, с одной стороны, от организованных политич. мероприятий (напр., избират. кампания), с другой – от стихийных форм массового поведения (толпа, мода, миграция, бунт). Для этого выделяют неск. компонентов, имеющих специфику в случае Д. с. и определяющих особенности их внутр. динамики. К таковым относят: 1) сектор Д. с. – определённый сегмент социально-политич. системы или обществ. структуры, в рамках которого развиваются инициативные действия, ограничивающие монополию власти на контроль обществ. взаимодействий; 2) организованность Д. с. – способность участников координировать свои действия и намерения, основанная на неформальных, относительно устойчивых сетевых взаимодействиях и нефиксированном членстве; с развитием электронных технологий важным ресурсом Д. с. становится коммуникация через Интернет; 3) лидерство, которое в Д. с., как правило, относится к харизматич. типу, т. е. основано на авторитете, на признании за человеком или группой лиц исключит. способностей, без которых невозможна реализация целей Д. с.; 4) широкий «репертуар действий» – от силовых и конспиративных (терроризм, революц. перевороты) до мирных и легальных (демонстрации, судебное разбирательство). В целом выбор действий определяется не столько склонностями участников, сколько имеющимися политич. ресурсами, а также ответными действиями властей; 5) идеология Д. с., с одной стороны, представляет собой динамичный набор утверждений и требований, проблематизирующих некоторую ситуацию, а с другой – связана со способом мышления и ценностями социальной группы (групп), составляющих конкретное Д. с. Осн. функциональная задача идеологии Д. с. – создание групповой идентичности и мобилизации участников; 6) участникам Д. с. свойственна устойчивая идентификация себя как представителей некоторой общности, принадлежность и участие в деятельности которой являются для них эмоционально, ценностно и мировоззренчески значимыми. Идентичность в Д. с. в развитой форме выражается в феномене солидарности; 7) ещё один отличит. компонент Д. с. – мобилизация. Это не только действия по привлечению сторонников, сосредоточению сил и ресурсов (экономич., медийных, политич., ресурса участия и солидарности) для прямого достижения поставленной цели, но также и способ развития Д. с., т. к. мобилизация одновременно и стимулирует внутригрупповую динамику, и изменяет более широкий социальный контекст, в котором формируются обществ. инициативы.
В разные эпохи природа и механизмы Д. с. существенно отличались в связи с фундам. структурными и политич. характеристиками обществ и с ходом таких историч. процессов, как пром. революция, урбанизация, индустриализация, модернизация, трансформация политич. систем, глобализация и т. д. Д. с. могут действовать как в пределах одной страны, так и вне гос. и нац. границ. Принято различать «старые» (традиционные) и «новые» Д. с. К «старым» Д. с. относятся движения представителей к.-л. сегмента социальной структуры. Их деятельность фокусируется на реализации интересов соответствующего класса, сословия, проф. группы и т. д. (напр., рабочее движение, нац. движения). «Новые» Д. с. не имеют жёсткой и определённой социоструктурной прописки, рекрутируют сторонников из всех естеств. подразделений общества и претендуют на выражение универсальных ценностей, имеющих значение «для всех людей» (напр., экологич. движение, движение против абортов, альтернативные движения). С кон. 20 в. многие «старые» Д. с. под влиянием процессов глобализации начинают трансформироваться, приближаясь по типу, механизмам своего развития к «новым» Д. с.
К числу наиболее известных Д. с. можно отнести рабочее движение, связанное с борьбой пром. рабочих за свои экономич. и политич. права. Известно в европ. странах начиная с 18 в. (см. Тред-юнион). К этому типу Д. с. причисляют целый ряд феноменов – чартизм, анархо-синдикализм, революц. рабочее движение, социал-демократию, профсоюзное движение и т. д. Наряду с междунар. рабочим движением принято выделять страновые рабочие движения, появлявшиеся в разных странах по мере их индустриального развития.
Женское движение – борьба женщин за равные с мужчинами права в экономич., общественно-политич. и культурной областях. Первые ростки этого Д. с. принято связывать с такими историч. событиями, как Война за независимость в Сев. Америке и Великая франц. революция («Декларация прав женщины и гражданки» О. де Гуж, 1791), однако общественно-политич. и лит. активность женщин существовала уже во времена Англ. революции 17 в., в частности, в связи с обсуждавшейся тогда проблемой женского образования. Законодательный проект Дж. С. Милля о равных избирательных правах женщин и мужчин (1867) стал толчком к появлению феминистского движения в Великобритании: женские организации в большей мере стали ориентироваться на выдвижение политич. задач и одновременно на установление междунар. связей (Междунар. совет женщин, суфражистки). Со 2-й пол. 20 в. междунар. женские организации участвуют в деятельности ООН.
Движение за гражд. права негров (аболиционизм) разворачивалось в США с 18 в. Борьба за отмену рабства стала существенным фактором в Гражданской войне в США 1861–65. В 20 в. значимыми событиями были создание Нац. ассоциации содействия прогрессу цветного населения (1909), формирование доктрины негритюда (1920–30), появление в ответ на расовую сегрегацию в 1950–60-х гг. движения «Власть чёрным» и радикальной орг-ции «Чёрные пантеры», деятельность М. Л. Кинга и его убийство.
Антивоенное движение связано с осуждением войн и политики, ориентированной на войну, с пропагандой пацифизма, разоружения, права человека не участвовать в воен. действиях и не служить в армии. Сформировалось в кон. 19 в., хотя антивоенные выступления имели место и ранее (напр., во времена наполеоновских войн). Широко развернулось накануне 1-й мировой войны во Франции, Германии, США и др. странах, в некоторых из них поддерживалось рядом христианских деятелей (религ. пацифизм), женским движением (Междунар. женский совет, Междунар. женский суфражистский альянс). После 2-й мировой войны возникли нац. антивоенные организации, развивавшие в т. ч. и междунар. активность при поддержке коммунистич. и рабочих партий (Всемирный Совет Мира). В кон. 1960-х гг. его развитие связано с протестами против войны во Вьетнаме. К нач. 21 в. существует множество организаций, выдвигающих в т. ч. и антивоенные требования: Междунар. амнистия, Междунар. правозащитная орг-ция, Врачи за соблюдение прав человека, Междунар. движение по запрещению противопехотных мин и др.
В кон. 1960-х – 1970-е гг. развернулось движение «Новых левых». Начавшись со студенч. волнений в ун-тах США и Франции, оно стало принимать в себя самые разные течения, как сформировавшиеся ранее (женское движение, движение негров за гражд. права), так и «новые». В числе «новых» – молодёжная муз. контркультура, движение битников и хиппи, движение коммун. Общая направленность «новых левых» – сопротивление репрессивной культуре, рациональному обществу и авторитарному государству.
Экологич. движение появилось в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. Его специфика – ориентация на поддержку оптимального функционирования экосистемы и снижение негативного антропогенного воздействия на среду обитания как на локальном, так и на планетарном уровне. К нач. 21 в. экологич. движения на постоянной основе входят в состав междунар. организаций, участвуют в междунар. программах ООН (напр., ЮНЕСКО), в некоторых странах преобразовались в политич. партии (см., напр., «Зелёные»).
Движение антиглобалистов возникло на исходе 20 в. как реакция на усиление властных притязаний мировой бюрократии и распространение ТНК, которые стимулируют процессы глобализации в отрыве от стратегич. интересов отд. людей, сообществ и народов, руководствуются принципами экономич. и политич. целесообразности и развиваются вне зоны обществ. контроля. Первые объединения возникли в Мексике, Франции и США в сер. 1990-х гг.: People’s Global Action (ГАН), The Ruckus Society, Reclaim the Streets, Action pour une Taxe Tobin d’Aide aux Citoyens (ATTAC), но уже в кон. 20 в. движение стало международным: акции ГАН проходили примерно в 20 странах, организации ATTAC существовали более чем в 40 странах. С 2001 в Порту-Алегри (Бразилия) прошёл Всемирный социальный форум. В нач. 21 в. движение представляет совокупность самых разных в идеологич. отношении организаций, движений и обществ. инициатив – экологич., женских, нац., по защите трудовых и гражд. прав, прав на информацию и т. д. Осн. проблемы антиглобалистского движения – участие в нём политиков и политич. партий, ТНК, борьба антифашистов и неофашистов, соотношение силовых и ненасильственных акций.
В социологии исследование Д. с. стало самостоят. направлением в 1960-х гг. В нём выделяют три подхода.
В теориях коллективного поведения Д. с. рассматривались как результат взаимодействия индивидов в специфич. условиях социальной напряжённости (Г. Блумер, Дж. Дейвис, Т. Гарр, Н. Дж. Смелзер, Р. Тернер, Л. Киллиан). В контексте теорий массового поведения, относит. депривации, массового общества, психологии толпы Д. с. являлись признаком врем. дисфункции социальной системы: спонтанные и непредсказуемые, они возникают как реакция депривированных групп на внезапные и болезненные перемены. В этом случае социальная активность строится не на представлениях о цели, а на аффекте и эмоциональном возбуждении, люди не управляются социальными нормами и предпочитают насильственные действия.
Теории коллективного действия (мобилизации ресурсов) построены на предположении о рациональном характере Д. с. (Дж. Маккарти, М. Залд, М. Олсон, Ч. Тилли, Э. Обершаль, С. Тарроу, Д. Макадам). Коллективное действие рассматривается в них как планируемое, в котором участники определяют цели и стратегии, оценивают свои возможности, издержки и предполагаемый эффект действия. С точки зрения модели рационального выбора, теории мобилизации ресурсов, концепции политич. процесса и политич. участия коллективные формы действия зависят от экономич., политич. и организац. возможностей движения, а также от специфики макросоциальных процессов. Д. с. самим фактом своей мобилизации стремятся оказать давление на властвующие группы, поскольку реагируют на неспособность политич. институтов управлять определёнными сферами жизни и отзываться на обществ. требования.
В рамках теории «общества риска», теории идентичности, теории субъектности (агентности) рассматриваются основания «новых» Д. с. (Ю. Хабермас, А. Мелуччи, А. Турен, Дж. Коэн, Дж. Коулмен). Постиндустриальные общества сталкиваются с рисками новой природы, но не умеют ответственно, не партикулярно и рефлексивно оценивать их, и «новые» Д. с. принимают на себя ответственность за критику доминирующих идеологий, противодействие феномену анонимной ответственности и доминированию частных интересов, конъюнктурно сфокусированных на задачах сегодняшнего дня и близкой выгоде. Поэтому в развитии «новых» Д. с. особую важность приобретают две проблемы: формирование идентичности, основанной на способности участников движения преодолевать предзаданность своего мировоззрения и узость интересов, а также на соотнесении себя с целями и ценностями «общечеловеческого масштаба»; формирование субъектности – не просто способности действовать, но способности устанавливать правила в значимой для целей движения системе отношений и принуждать партнёров и контрагентов считаться с ними при принятии решений и ведении дел.