Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАСКО́Л

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 226

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Максимович

РАСКО́Л, схиз­ма (греч. σχσμα – рас­ще­п­ле­ние, рас­ка­лы­ва­ние), раз­де­ле­ние еди­ной цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции по по­ли­тич. при­чи­нам, по эт­ноя­зы­ко­во­му при­зна­ку или по во­про­сам ри­туа­ла и цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны (по­сты, от­но­ше­ние к ере­ти­кам, ка­но­нич­ность по­став­ле­ния цер­ков­ных ие­рар­хов и т. п.). Р. обыч­но со­про­во­ж­да­ет­ся пол­ным пре­кра­ще­ни­ем бо­го­слу­жеб­но­го об­ще­ния ме­ж­ду сто­ро­на­ми кон­флик­та. При этом сто­ро­ны мо­гут вза­им­но при­зна­вать за­кон­ность епи­ско­па­та и дей­ст­ви­тель­ность цер­ков­ных та­инств.

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции сло­во «σχσμα» впер­вые встре­ча­ет­ся в Еван­ге­лии от Ио­ан­на, где го­во­рит­ся о схиз­мах (рас­прях) сре­ди иу­де­ев, спо­ря­щих о сло­вах и де­лах Спа­си­те­ля (Ин. 9:16, 10:19). В кн. Дея­ния апо­сто­лов (Де­ян. 15) и По­сла­нии к га­ла­там ап. Пав­ла опи­сы­ва­ет­ся пер­вый кон­фликт (схиз­ма) ме­ж­ду иу­де­ох­ри­стиа­на­ми и хри­стиа­на­ми из языч­ни­ков. На Апо­столь­ском со­бо­ре в Ие­ру­са­ли­ме (ок. 48–49) эти раз­но­гла­сия бы­ли уст­ра­не­ны.

Уже в древ­ней Церк­ви на­чи­на­ло фор­ми­ро­вать­ся раз­ли­че­ние по­ня­тий Р. и ере­си. Со­глас­но совр. взгля­ду (ос­но­ван­но­му на 1-м пра­ви­ле свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го), Р. от ере­си от­ли­ча­ет­ся тем, что ересь яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ни­ем в от­но­ше­нии док­три­ны (дог­ма­ти­ки), а суть Р. – в раз­ногла­си­ях по по­во­ду об­ря­да (ри­туа­ла) или в разл. мо­раль­ных под­хо­дах и оцен­ках к.-л. со­бы­тий.

Хри­сти­ан­ская Цер­ковь пе­ре­жи­ла мно­же­ст­во Р., глав­ным из ко­то­рых бы­ли мон­та­ни­ст­ский (3 в.; см. Мон­та­низм), но­ва­ци­ан­ский (3 в.; см. Но­ва­циа­не), до­на­ти­ст­ский (4 в.; см. До­на­тизм), ака­ки­ан­ский (кон. 5 – нач. 6 вв.), фо­ти­ан­ский (9 в.; см. Фо­тий), а так­же раз­де­ле­ние церк­вей 1054. Зна­чит. Р. в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – Ве­ли­кая схиз­ма (1378–1417), а так­же Ре­фор­ма­ция (16 в.), в ре­зуль­та­те ко­то­рой поя­вил­ся про­тес­тан­тизм. Не­сколь­ко Р. ис­пы­та­ла Рус. цер­ковь, са­мы­ми круп­ны­ми из ко­то­рых бы­ли «ста­ро­об­ряд­че­ский» Р. (17 в.; см. Ста­ро­об­ряд­че­ст­во) и от­де­ле­ние от РПЦ по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви за гра­ни­цей (в 2007 со­стоя­лось вос­со­еди­не­ние этой Церк­ви с РПЦ Моск. пат­ри­ар­ха­та).

Раз­де­ле­ния по спор­ным во­про­сам су­ще­ст­ву­ют и в др. ре­ли­ги­ях.

Лит.: Су­во­ров Н. С. Учеб­ник цер­ков­но­го пра­ва. М., 2004; Ис­то­рия Древ­ней Церк­ви / Под ред. К. А. Мак­си­мо­ви­ча. М., 2012. Ч. 1.

Вернуться к началу