НОВАЦИА́НЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВАЦИА́НЕ (лат. novatianenses, novatiani), приверженцы раннехристианской секты, характеризовавшейся особо строгим отношением к вероотступникам. Самоназвание – кафары (катары, греч. ϰαθαροί – чистые). Секта была основана рим. пресвитером Новацианом [ок. 200–258(?); рукоположен в пресвитеры не позднее 250].
Новациан, пользовавшийся в Рим. церкви большим авторитетом как высокообразованный богослов (ему принадлежал ряд догматич. трактатов и писем), в 250, когда Рим. кафедра была вакантной и столичная община временно возглавлялась коллегией пресвитеров, от лица Рим. церкви вёл переписку с еп. Киприаном Карфагенским по вопросу об отношении к христианам, отрёкшимся от веры во время гонений при имп. Деции (249–251). Было решено принимать отступников в церковное общение только в случае их близкой смерти. Ставший рим. епископом весной 251 Корнилий (епископ в 251–253) сформулировал более мягкое решение в отношении отступников: принимать их к покаянию и налагать на них церковные наказания, зависящие от обстоятельств их отречения; при этом добровольно отрёкшиеся от веры могли быть приняты в Церковь лишь в конце жизни. Новациан, стремясь занять папский престол, встал в оппозицию к папе Корнилию. Отказавшись от своего прежнего умеренного подхода к отступникам, он потребовал не допускать их к покаянию ни при каких условиях. Небольшая группа последователей Новациана (в т. ч. некоторые епископы и «исповедники веры», т. е. подвергшиеся истязаниям от языческих властей) незаконно поставила его рим. епископом (антипапой). Однако вскоре он и примкнувшие к нему клирики были низложены Рим. собором (251), решение которого было поддержано др. церквами Запада. Последующая судьба Новациана остаётся неясной; возможно, он был казнён при имп. Валериане. Часть его последователей (рим. исповедники) вскоре воссоединилась с законным папой Корнилием. Сохранившие верность Новациану образовали раскольническую общину, в своём внутр. устройстве, богослужении и догматич. учении полностью идентичную кафолич. Церкви, но отличавшуюся претензией на особую строгость нравств. жизни своих членов. По убеждению Н., «господствующая» Церковь запятнала себя, принимая в общение отрёкшихся от веры. Возможно, Н. перекрещивали христиан, переходивших к ним из кафолич. Церкви. Они также начали ставить по городам своих епископов, создавая параллельную иерархию.
Во 2-й пол. 3 – 4 вв. Н. распространились гл. обр. на Западе (в Италии и Испании). В Сев. Африке в нач. 5 в. они были поглощены более активной сектой донатистов (см. Донатизм). Последнее упоминание о Н. в зап. части Рим. империи содержится в одном из писем папы Льва I Великого. На Востоке идеи Новациана вначале быстро и широко распространились в Египте, Сирии, Малой Азии, Фракии. Ими был увлечён еп. Антиохийский Фабий. Возможно, к нач. 4 в. в отд. вост. областях Рим. империи новацианским было всё духовенство. С этого времени Н. под влиянием ещё более ригористич. ереси монтанизма начали считать непростительным грехом внебрачное сожительство и 2-й брак, в связи с чем отлучали от общения с собой второбрачных. В течение 4 в. Н. вост. части Рим. империи претерпели внутр. разделение: от них откололся некий Савватий, основавший секту протопасхитов, которые отличались от Н. тем, что праздновали Пасху в соответствии с иудейской пасхалией. На Востоке Н. существовали до нач. 7 в. [последним из полемистов о Н. упоминает свт. Евлогий Александрийский (580–607/608)], в частности благодаря нейтральному отношению к ним императоров.