ДОНАТИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОНАТИ́ЗМ, церковный раскол, охвативший в нач. 4 в. Церковь рим. пров. Африка. Формальным поводом к расколу стало поставление епископа Карфагена Цецилиана (312), в котором принимал участие еп. Феликс, обвинённый в сотрудничестве с властями (выдавал имперским чиновникам священные книги) в период гонений нач. 4 в. На Карфагенском соборе 312 некоторые ригористски настроенные общины отказались признать поставление Цецилиана и поставили епископом Майорина, а после его смерти – Доната (ок. 270 – ок. 355; епископ в 313–347), по имени которого раскол и получил своё название.
Не признав решение Карфагенского собора, Цецилиан обратился с апелляцией в Рим, в которой требовал нового соборного рассмотрения дела. Состоявшийся в 313 под председательством папы Мильтиада (311–314) Римский собор признал правомочность епископского поставления Цецилиана. Пытаясь добиться для себя статуса офиц. Церкви, донатисты подали на противников апелляцию имп. Константину Великому, который выдвинул условием своего вердикта признание донатистами любого имп. решения. Решение было принято в пользу партии Цецилиана (316), после чего начались преследования донатистов. Репрессии, продолжавшиеся с незначит. перерывом до 361, привели лишь к сплочению приверженцев Доната (в 336 насчитывалось ок. 270 епископов). При Донате и его преемнике Пармениане (ум. ок. 391) формируются основы донатистского взгляда на Церковь, базирующегося на наиболее ригористич. аспектах богословия Тертуллиана и Киприана Карфагенского. Если вначале донатисты искали признания светских властей, то позднее сформировалась идея о том, что истинная Церковь всегда гонима со стороны государства, что это Божий народ, страдающий от самого начала мироздания (убийство Авеля Каином), что истинная Церковь – это Церковь мучеников (в среде донатистов получило распространение поощрение добровольного мученичества); она отделена от грешного мира и стоит вне общения с ним. Требование незапятнанности клира (в особенности епископата), недопустимости обвинений в к.-л. грехах стало основным для донатистов. К Пармениану восходит идея о роли епископа как посредника между Богом и народом (подобно Моисею). Не только еретики, но всякие грешники стоят вне истинной Церкви, равно как и те, кто имеют общение с ними. Таинства, совершаемые падшими клириками, не благодатны и не действительны, поэтому не действительно рукоположение Цецилиана, совершённое с участием еп. Феликса, к греху которого оказался причастен Цецилиан, а также вся Церковь (кроме донатистов), признавшая это поставление. В кон. 4 – нач. 5 вв. кафолич. Церковь пыталась безуспешно вести диалог с донатистами. В нач. 5 в. римские, а затем и вандальские (5–6 вв.), византийские (6–7 вв.) власти вновь обратились к репрессиям. Это было обусловлено тем, что уже в 4 в. внутри Д. сформировалось особое течение циркумцеллионов, выдвигавшее на первый план борьбу с любой властью этого мира, рассматривавшее земные власти как представителей антихриста, с которыми истинные христиане должны вести постоянную борьбу, не только пассивную, претерпевая мученичество, но и активную. Последняя выразилась гл. обр. в нападениях на кафолич. епископов.
Арабские завоевания и исламизация Сев. Африки в 7–8 вв. положили конец существованию донатизма.