МОНАСТЫ́РСКИЕ ШКО́ЛЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНАСТЫ́РСКИЕ ШКО́ЛЫ, 1) в христианстве институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства.
По мере становления в 3–4 вв. института монашества и распространения практики приёма в монахи молодых людей или детей возникла необходимость преподавания им основ христианского вероучения, знания и понимания Священного Писания, богослужебных текстов и т. п. Существование школ при монастырях предусматривали уже уставы прп. Пахомия Великого и свт. Василия Великого (4 в.), однако в истории Византии М. ш. в целом не играли заметной роли.
На Западе М. ш., известные с 4–5 вв. (в аббатствах Лерин, Лигуже и др.), в раннем Средневековье стали крупнейшими образоват. центрами. Значение М. ш. особенно возросло с 6 в. в связи с уничтожением античной системы образования, а также с распространением монашеского устава св. Бенедикта Нурсийского, определявшего чтение религ. книг как одну из гл. обязанностей монахов. Выдающуюся роль в сохранении античного культурного наследия сыграли школа и скрипторий, действовавшие в 6–7 вв. в основанном Кассиодором мон. Виварий; крупными центрами учёности и образования были мн. монастыри в Ирландии (Клонард, Келс, Арма, Бангор), Англии (Уирмот, Джарроу, Линдисфарн, Уитби, Кентербери), Италии (Монтекассино, Боббио, Фарфа). В связи с постепенной утратой латынью функций живого языка важное место в М. ш. стало занимать преподавание лат. грамматики, для чего активно привлекались труды античных авторов.
Расцвет М. ш. на ср.-век. Западе пришёлся на эпоху «Каролингского возрождения» (8–9 вв.), когда они стали важнейшим элементом реформы образования, предпринятой имп. Карлом I Великим. Среди наиболее значит. центров образования были монастыри в Фульде, Райхенау, Санкт-Галлене, Туре, Люксёе, Корби, Лорше, Сен-Дени, Сент-Аманде и др.
В этот период окончательно оформилось деление М. ш. на внутренние (scholae interiores) – закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители Церкви, и внешние (scholae exteriores), как правило, располагавшиеся вне монастырских стен, которые предназначались для мирян, не всегда впоследствии стремившихся получить духовный сан. В М. ш. принимались дети 5–7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности, что обусловило разнообразный социальный состав учащихся. Во внешних М. ш. обучали грамоте (чтение, письмо, счёт), богослужебному пению, реже начаткам семи свободных искусств (предметы тривиума – грамматика, диалектика, риторика). Внутренние М. ш. обычно давали более высокий уровень образования: в них изучали тривиум, а часто и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку), и богословие. В лучших школах преподавали также медицину, канонич. право; предусматривалось чтение духовных и светских сочинений, в т. ч. античных авторов. Практич. потребностями быта монастырей было продиктовано обучение во многих М. ш. (как внутренних, так и внешних) ремёслам и начаткам агрономии; с их деятельностью связывается появление первых с.-х. школ. В женских монастырях образование девочек обычно ограничивалось чтением, письмом, пением; они обучались также рукоделию и женским ремёслам.
Значение М. ш. начало падать в 11–12 вв. в связи с массовым появлением школ при крупных соборах, а затем и ср.-век. университетов. В 13 в. большее значение по сравнению с традиц. бенедиктинскими М. ш. стали приобретать элементарные школы для детей из беднейших слоёв населения, которые открывали в городах монахи-францисканцы. К кон. 12 – нач. 13 вв. обучение сосредоточилось в осн. во внутренних школах и ориентировалось на потребности монастырей – тем самым ограничивался круг учащихся. Однако М. ш. сохраняли своё образоват. значение вплоть до 14–15 вв., а в юж.-слав. странах – до 16 в.
В Древней Руси с 11 в. монастыри играли ведущую роль в развитии образования и письменности, однако М. ш. не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости для обучения монахов или будущих клириков и могли состоять из 1–3 учеников, прикреплённых к наставнику. Одним из первых центров лит. работы (летописание, агиография) стал Киево-Печерский мон. В 12 в. при женских монастырях открывали школы для девочек, однако они не получили распространения. В 14 в. развивались школы моск. и подмосковных монастырей: Чудова в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. Помимо элементарного образования и изучения церковнославянского яз., в них много внимания уделялось книгописанию. В 17 в. благодаря деятельности моск. просветителей Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф. М. Ртищевым было основано уч-ще при Андреевском мон. под Москвой, в которое для преподавания свободных искусств были приглашены иноки из киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Могилянской и моcк. Славяно-греко-латинской академий, развитием в 18 в. проф. образования монастыри частично утратили своё просветительское значение.
2) Учебные заведения при буддийских монастырях. В сер. 1-го тыс. до н. э. в буддийских монастырях Индии возникли своего рода школы, обучение в которых состояло из нравственных бесед о жизни Будды и его учеников, заучивания гимнов Вед и коллективных спевок.