И́О́В
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́О́В (евр. איוב, греч. ’Ιώβ, лат. Iob) Многострадальный, библейский праведник, гл. действующее лицо одноимённой ветхозаветной книги.
Книга Иова состоит из 2 частей: прозаич. повествоват. обрамления (пролог – главы 1–2; эпилог – глава 42, стихи 7–17) и ритмизиров. поэтич. глав. В прологе описывается непорочный, честный и богобоязненный житель земли Уц Иов, которого с дозволения Бога испытывает сатана, пришедший предстать пред Господом между «сынами Божиими» (Иов. 1:6). Праведный И. обрекается на горе и страдание: гибнут его 10 детей и всё имущество, сам он поражён мучительной болезнью (1:13–2:10). При этом сатана выступает не как противник Бога, а как враг и обвинитель человека. Он заявляет, что И. чтит Бога не бескорыстно, а лишь потому, что Бог помогает ему (1:9–10), стоит отнять у праведника имущество, детей и здоровье, и он проклянёт Бога (1:11, 2:5). В поэтич. части книги представлены дискуссия И. с друзьями и ответ ему Бога. И. жалуется на свою участь, обвиняет друзей в недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14–30, 16:1–5), утверждает свою непорочность (главы 23, 27, 31), требует суда с Богом (9:29–35, 16:21–22). Он обвиняет Господа в несправедливости Его кар (глава 10), теряет веру в воздаяние за добродетель (глава 21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (глава 24). Друзья И. утверждают принцип высшей справедливости: Бог наказывает грешников и вознаграждает праведников (4:7–9). Страдания И. и его нежелание признать свою неправоту склоняют друзей к мысли, что сам И. – великий грешник (глава 22). Бог, вступивший в спор, не объясняет И. причину его бедствий, но показывает несоизмеримость человеческого страдания и величия Творца мира, частью которого является человек (главы 38–41). И. берёт назад свой вызов, «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6). В прозаич. эпилоге книги Бог сторицей вознаграждает И. за стойкость в страданиях (42:10–17) и порицает его друзей за то, что те говорили о Нём «не так верно, как раб ... Иов» (42:7). И. упоминается также в др. книгах Библии (Иез. 14:14; Иак. 5:11 и др.) и в Коране (суры 6:84, 21:83, 38:41–43). Имя И. встречается в апокрифич. «Апокалипсисе Павла» (главы 27, 49). Существует также апокрифич. «Завещание Иова», написанное на греч. яз.
День памяти в Рус. православной церкви – 6(19) мая, в Римско-католич. церкви – 10 мая.
Прозаич. и поэтич. части Книги Иова представляют собой, по заключению совр. исследователей, независимые, но инкорпорированные одно в другое, лит. произведения. Особенностью книги являются слова (св. 100), встречающиеся только в ней. С одной стороны, язык книги (особенно в диалогич. дискурсе) демонстрирует значит. влияние арамейского яз., что позволяет говорить о составлении повествования на севере Палестины или даже о его переводном характере. С другой стороны, имена друзей И., отражающие их происхождение, – Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин, Софар Наамитянин – могут указывать на связь поэтич. сюжетной основы с Эдомом (территория к югу, юго-востоку от Мёртвого м.). Земля Уц отождествляется с Эдомом также в Плаче Иеремии (4:21). Ключевые сюжетные звенья Книги Иова демонстрируют влияние древнеперсидской (сюжет о сатане), а также древнеегипетской и вавилонской лит. традиций (фигура праведника, сюжет испытания праведника). Большинство совр. исследователей датирует прозаическую часть Книги Иова временем до 6 в. до н. э., поэтич. текст – между 6–4 вв. до н. э. Главы 28 и 32–37, возможно, являются позднейшими вставками.
Книгу Иова комментировали и исследовали ещё в древности; к ней обращались богословы, философы, писатели (Ефрем Сирин, Григорий I Великий, Августин Блаженный, И. В. Гёте, А. С. Пушкин, С. Кьеркегор, Н. А. Бердяев, М. Бубер и др.). Насчитывают св. 30 интерпретаций только осн. темы этой книги, среди которых: судьба И. – пример терпения для всех страдающих, особенно невинно; страдание праведника является средством очищения души; праведник страдает за коллективный грех всего народа; оправдание Бога (теодицея); указание на то, что Бог стои́т выше любой этики; Бог испытывает людей, чтобы дать возможность им проявить себя, а затем воздать им; утверждение существования провидения и предопределения; описание духовной эволюции через физическое и интеллектуальное страдание в новую идентичность личности; аллегория страданий евр. народа в египетском плену; судьба И. как прообраз страданий и воскресения Иисуса Христа и т. д.
Иконография
Наиболее ранние изображения И. встречаются в росписях синагоги в Дура-Европос (245–256). В дальнейшем история И., провозвестника воскресения, служившего образцом веры и терпения, иллюстрировалась во всех видах христианского изобразит. иск-ва: в скульптуре (саркофаг Юния Басса, 359, музеи Ватикана; фасад сев. трансепта собора в Шартре, нач. 13 в.), в миниатюре (Евангелие Раввулы, 586, Б-ка Лауренциана, Флоренция; «Слово Григория Назианзина», 880–883, Нац. б-ка, Париж; «Иов и утешители», миниатюра «Часослова Этьена Шевалье» Ж. Фуке, 1452–60), в монументальной живописи (фреска Николо-Дворищенского собора в Великом Новгороде, 1125, витражи капеллы Сент-Шапель в Париже, 1239–1248, и Руанского собора, 13 в.). Обычно И. изображают сидящим на гноище, с обнажённым телом, покрытым язвами, в окружении троих друзей, упрекающих его. Сцены из жизни И. включались в ветхозаветные циклы росписей (фрески Бартоло ди Фреди в Колледжата, Сан-Джиминьяно, 1367). История И. представлена Т. Гадди в пизанском Кампосанто (сер. 14 в.). Икона И. начиная с 17 в. встречается в праотеческом ряду рус. высоких иконостасов (иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон., 1652). Согласно иконописному подлиннику 17 в., И. был «сед, брада Николина. На главе шапка… а шуба на нём княжеска». Житийные иконы И. крайне редки («Житие праведного Иова», 19 в., ГИМ). В эпоху Возрождения И. среди др. святых предстоит Богоматери [алтарь ц. Сан-Джоббе Джованни Беллини (см. Беллини, семья), ок. 1480, галерея Академии, Венеция; «Мадонна с Младенцем и предстоящими Св. Иоанном Крестителем и Иовом» Франчабиджо, 1516, галерея Уффици, Флоренция]. В 15–16 вв. И. почитался в Зап. Европе и как покровитель музыки и изображался в компании музыкантов, утешающих его своей игрой («Алтарь Иова» А. Дюрера, 1504, Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне, Музей Вальраф-Рихард-Людвиг, Кёльн); согласно легенде, он расплатился с ними кусочком своей кожи, который чудесным образом превратился в золотую монету (миниатюра, иллюстрирующая поэму «Девять чтений из Иова» П. Нессона, 15 в., Нац. б-ка, Париж). В 17 в. сюжеты из жизни И. были популярны в живописи барокко: картины «Многострадальный Иов» Х. Сегерса (1-я пол. 17 в., Нац. галерея, Прага); «Жена, насмехающаяся над Иовом» (Ж. де Латура, ок. 1635, Департаментский музей Вогезов, Эпиналь) и др. Романтич. пафосом проникнуты иллюстрации к Книге Иова У. Блейка (1818–25, акварель).