ГРУЗИ́НСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРУЗИ́НСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (Православная автокефальная церковь Грузии), одна из древнейших православных поместных Церквей.
Период до начала 11 в.
Начало проповеди христианства на территории древней Иверии относится к апостольским временам. По церковному преданию, проповедовать христианство в Иверии должна была Сама Богородица (по этой причине Иверия считается одним из Её земных уделов), однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме, а в Грузию с Её нерукотворным образом направился ап. Андрей Первозванный. Он проповедовал в Зап. и Юж. Грузии; на территории Юго-Зап. Грузии (Месхети) им была основана первая епископская кафедра в с. Ацкури (вблизи совр. г. Ахалцихе). В Зап. Грузии проповедовали также апостолы Симон Кананит и Матфий (согласно традиции, оба погребены на территории Зап. Грузии), в Вост. Грузии – апостолы Фаддей и Варфоломей. Благодаря проповеди св. равноапостольной Нины в 326, в правление царя Мириана, христианство было объявлено офиц. религией в царстве Картли, занимавшем в тот период почти всю территорию совр. Грузии. Изначально Церковь Картли находилась под юрисдикцией Антиохии, но уже в 480-х гг., при царе Вахтанге I Горгасале (ум. 502), объединившем всю Грузию, Груз. церковь претерпела реорганизацию и стала автокефальной с центром в Мцхети [получение автокефалии во времена патриарха Петра Антиохийского (ок. 469–471, 475–476, 478–479, 485–489) подтверждает известный канонист Феодор Вальсамон (между 1130 и 1140 – после 1195)]. Во главе церковной иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, образованы новые епархии и создан Синод. С 520-х гг. католикосами Мцхетскими стали избирать вместо поставляемых антиохийских архиереев местное духовенство. Первым католикосом груз. происхождения был Савва I (523–532). Зап. Грузия, попавшая в тот же период в зависимость от Визант. империи, подчинилась Константинополю также в церковно-юрисдикционном отношении.
В 4–5 вв. на груз. яз. переводятся Евангелие, а также Псалмы, в 5 в. – Деяния апостолов, а также определения 1–4-го Вселенских соборов. К этому же периоду относится появление первых оригинальных агиографич. произведений – «Житие св. Нино» (4 в.), «Мученичество св. царицы Шушаник» Якова Цуртавели (последняя четв. 5 в.). Начиная с 4 в. Груз. церковь поддерживает тесные связи с христианскими центрами Востока. Активной была деятельность груз. монашества в Палестине, на Синае, в Сирии, позднее на территории Визант. империи [Крестовый мон. и мон. Св. Николая в Иерусалиме, Иверский мон. на Афоне, Бачковский мон. (Болгария) и др.]. Значит. внимание уделяли груз. цари и католикосы-патриархи Храму Гроба Господня.
В груз. монастырях за рубежом учёные-монахи вели широкую лит., переводч. и просветительную работу [Пётр Ивер, Иоанн Лаз (5 в.), Илларион Картвели (1-я пол. 9 в.), Евфимий, Георгий Святогорцы (11 в.), а также Иоанн Святогорец (ум. в 998 или 1002), Ефрем Мцире (ок. 1025 – ок. 1100), Иоанэ Петрици (ум. ок. 1125) и др.]. Монастырская жизнь в самой Грузии зарождается в 5 в., но особое развитие получает в 1-й пол. 6 в. с приходом сюда 13 сирских (сирийских) отцов-пустынников, которые основали монастыри в разных областях страны. Деятельность сирских отцов в эпоху борьбы Груз. церкви с монофизитством сыграла значит. роль в укреплении традиции православия в Грузии (окончат. разрыв Груз. церкви с монофизитской Арм. церковью относится к нач. 7 в.). Основанные сирскими монахами монастыри (Зедазенский, Шиомгвимский, Марткопский, Давид-Гареджийский и др.) на протяжении всего Средневековья оставались крупнейшими центрами груз. культуры и просвещения. С 8 в. особое распространение монастырская жизнь получила в Юго-Зап. Грузии (Месхети, Джавахети, Тао-Кларджети), где были основаны такие крупные монастырские центры, как Опиза, Ишхани, Ошки, Бана, Цкаростави, Хандзта, Хахули, Шатберди, Зарзма и др. Здесь вели науч. и лит. деятельность виднейшие представители Груз. церкви: Григол Хандзтели (1-я пол. 9 в.), Георгий Мерчули (10 в.), Микаэл Модрекили (кон. 10 в.), Иоанн-Зосим (10 в.) и др.
В 8–9 вв. на территории Грузии возникло неск. независимых эриставств (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети и Абхазское царство), которые вели между собой борьбу за политич. первенство и объединение всех груз. земель, причём особая роль отводилась православию. Так, освободившиеся от влияния Визант. империи абх. мтавары (князья), а затем цари вели политику постепенного упразднения греч. кафедр, учреждения вместо них новых, с богослужением на груз. яз., создания независимой от Константинополя церковной организации – Абх. католикосата (9–10 вв.), – вошедшего позднее в юрисдикцию Мцхетского престола [в нач. 11 в. Мцхетские (Картлийские) католикосы получили титул патриархов и по сей день именуются католикосами-патриархами; первым таким католикосом был Мелхиседек I (1001 или 1012–30; 1039–45)].
Период 11–18 вв.
11–12 вв. – «золотой» период в истории Груз. церкви. В эту эпоху созданы крупнейшие центры груз. богословской мысли и просвещения – Гелатская академия [при Гелатском мон.; основан в нач. 12 в. царём Давидом IV Строителем (1089–1125) близ Кутаиси], Икалтойская академия (в Кахети), а также определены и разрешены мн. церковно-адм. и канонич. проблемы в жизни Груз. церкви. Для этого в 1104 царём Давидом IV Строителем был созван Руйско-Урбнийский собор, подтвердивший верность Груз. церкви православию. С целью достижения гармонии в отношениях между Церковью и государством Давид ввёл в состав Дарбази (царского Совета) высших иерархов и настоятелей крупнейших монастырей, а главой Мцигнобартухуцеси (правительства) назначил епископа крупнейшей в Зап. Грузии епархии – Чкондидской. В 13–14 вв. Грузия подверглась опустошит. набегам хорезмийских войск, а также монголов, приведших страну в упадок и ввергших её в анархию. В 15 в. пали Византийская и Трапезундская империи. Оставшаяся в окружении мусульм. держав Грузия, где начались междоусобные войны, к кон. 15 в. распалась на 3 царства (Картлийское, Кахетинское, Имеретинское) и кн-во Самцхе-Саатабаго. Позднее в полунезависимые политич. единицы оформились подвластные имеретинскому царю Абхазия, Мегрелия, Гурия и Сванети. За политич. дроблением последовало дробление церковное. В результате в 15 в. возник фактически независимый от Мцхетского престола Абхазский (Западногрузинский) католикосат с центром в Бичвинте (ныне Пицунда). Вo 2-й пол. 16 в., из-за усиления османской угрозы и натиска горских племён Сев. Кавказа, центр Абх. католикосата был перенесён из Бичвинты в Гелатский мон. Период 16–18 вв. оказался самым сложным в истории Груз. церкви. На протяжении трёх веков Грузии пришлось вести почти непрерывную борьбу против агрессии Ирана, Турции и с 17 в. – против набегов сев.-кавк. феодалов. В литературе за этой эпохой закрепилось наименование «эпоха мучеников за веру».
Период 19 – начала 21 вв.
В нач. 19 в. Вост. Грузия была присоединена к России; в 1811 упразднена автокефалия Груз. церкви и образован груз. Экзархат Рус. православной церкви (РПЦ), во главе которого был поставлен митр. Варлаам (Эристави) (1811–17); с 1832 – архиепископы. С 1814 по 1917 общее управление Груз. церковью осуществлялось Грузино-Имеретинской синодальной конторой. В марте 1917 автокефалия Груз. церкви была восстановлена, в сент. 1917 католикосом-патриархом был избран Кирион III (Садзаглишвили) (1917–18). После восстановления автокефалии Груз. церкви, вопреки позиции РПЦ, её евхаристич. общение с Рус. церковью прервалось (восстановлено в 1943).
В нач. 21 в. предстоятелем Г. п. ц. является католикос-патриарх Илия II (Гудушаури-Шиолашвили), избранный в дек. 1977. С именем нынешнего предстоятеля связано укрепление позиций Церкви: созданы Тбилисская духовная академия, Гелатская АН, Ахалцихская, Батумская, Потийская духовные семинарии, св. 10 православных гимназий и училищ, восстановлены мн. историч. кафедры. В окт. 2002 между груз. государством и Церковью было подписано конституционное соглашение, призванное регулировать церковно-государств. отношения. В нач. 21 в. в Г. п. ц. действуют 35 епархий, образована Зап.-европ. епархия, окормляющая груз. приходы в зап.-европ. странах, воздвигнут новый Троицкий кафедральный собор (г. Тбилиси).
Высший орган Г. п. ц. – Поместный собор; между соборами – Синод, возглавляемый католикосом-патриархом. Членами Синода являются все правящие архиереи Г. п. ц. Печатные органы патриархии: ж. «Джвари Вазиса» («Крест виноградной лозы»), газеты «Мадли» («Благодать»), «Сапатриаркос Уцкебани» («Ведомости Патриархии»).
Церковно-певческая традиция. Первоначально церковное пение было, возможно, монодийным, подобно византийскому. Предположительно начало гимнографии на груз. яз. (древнейший слой текстов – переводы с греч. яз.) было положено в 7 в. в груз. обителях в Палестине; в самом раннем литургич. памятнике – Лекционарии – упоминаются 3 осн. типа пения: респонсорное, антифонное и т. н. речитативное. В созданном на основе Лекционария сб. Иагдари (Тропологий) объединены песнопения церковного года; в т. н. Древнейшем Иагдари (кон. 9 – нач. 10 вв.) зафиксирована спец. певческая терминология с использованием др.-груз. слов. С 9 в. развивалось также оригинальное гимнографич. творчество на груз. яз., достигшее расцвета в 10 в. В рукописях 10–11 вв. используется система невменной нотации; невмы располагаются над и под строкой текста (тот же принцип наблюдается в рукописях 18–19 вв.). Среди книг выделяется сборник Микаэла Модрекили – Годовой Иагдари (составлен в 977–988 в Шатбердской лавре в Юж. Грузии), где собраны песнопения на оригинальные тексты Микаэла Модрекили, Иоанна Минчхи, Иоанна Мтбевари, Стефана Сананоисдзе-Чкондидели, Эзры, Курданая, Иоанна Конкозисдзе, Георгия Мерчули, анонимных груз. авторов и переводные – Иоанна Дамаскина, Космы Майюмского, Андрея Критского и др.; предположительно к этому времени грузины уже сами сочиняли напевы (аваджи). В 11 в. создана уникальная по своей полноте Минея Георгия Мтацминдели (Иверский мон. на Афоне), который наряду с переводами сочинял тексты и напевы. К 11 в. относится самое раннее из известных сообщений о многоголосии (трёхголосии) груз. духовной музыки (Иоанэ Петрици).
В груз. церковном пении выделяются 2 осн. ветви: восточная (карталино-кахетинская, объединяет традиции Давид-Гареджийского, Шиомгвимского, Марткопского монастырей) и западная (имеретино-гурийская, традиции Гелатского, Мартвильского, Шемокмедского монастырей). Груз. церковное пение (галоба) – исключительно трёхголосное (традиция пения на 6 голосов, о которой сообщают источники 18–19 вв., утрачена), ладовая система модальная. Ведущий напев (ханги) находится в верхнем голосе (мткмели), средний голос (модзахили) и бас (бани) подстраиваются под верхний (способ подстраивания нижних голосов по вертикали называется «шебанеба», звучание всех 3 голосов – «шехмоба»). Характерна синхронность произнесения словесного текста в разных голосах. Груз. церковное пение основывается на системе осмогласия. Гласы делятся на автентические (хмани, букв.– гласы) и плагальные (гуердни, букв. – боковые или побочные). Песнопения на «хмани» и «гуердни» объединены в кн. «Параклитони». Существует жанровая дифференциация гласов. Песнопения составлены из типовых мелодич. формул. Колорирование и гармоническое варьирование особенно развиты в Зап. Г. и имеют назв. «гамшвенеба». Для записи песнопений наряду с невменной нотацией применялась словесная система «чрели»: пояснения к использованию 24 интонационных модусов (чрелта гварни) вписывались в текст песнопения красным цветом. (Многозначный термин «чрели» известен с 13 в.)
В 13–16 вв. груз. церковно-певческое иск-во находилось в упадке, традиция сохранялась лишь в некоторых церквах и монастырях. Приблизительно в 16 в. появился сб. Гулани, объединивший материал всех богослужебных книг церковного года. В 17–18 вв. созданы гимнографич. сб-ки «Садгесасцауло» («Праздники»), включающие сведения о груз. гимнографах, в т. ч. Николозе Магалашвили, Виссарионе (Орбелишвили-Бараташвили), Николозе Черкезишвили и др. В кон. 18 в. при Ираклии II началось возрождение духовного пения, предприняты действия к сохранению лучших певческих традиций, в Светицховели основана певческая школа Католикосата.
Потеря Груз. церковью автокефалии (1811; восстановлена в 1917) повлекла за собой постепенное разрушение её нац. традиций. Предписание совершать службы на церковно-слав. яз., запрет пения в церкви на груз. яз., упадок собственных певческих школ поставили под угрозу само существование груз. церковного пения. Со 2-й пол. 19 в. возобновилась борьба за его сохранение, в 1862–63 создана Комиссия, а в 1880-е гг. – К-т по восстановлению груз. церковного пения. Традиц. певческий репертуар был записан с голосов опытных певчих в 5-линейной нотации (рукописи, содержащие неск. тысяч песнопений, хранятся в Ин-те рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе). В сов. эпоху груз. традиц. духовное пение было почти полностью предано забвению. Изучение нотных рукописей и использование древнейших напевов в богослужении возобновилось с 1980-х гг. В нач. 21 в. служение в церквах Грузии совершается с груз. традиц. пением.