Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРУЗИ́НСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 49

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: З. Д. Абашидзе, М. Г. Андриадзе

ГРУЗИ́НСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́Р­КОВЬ (Пра­во­слав­ная ав­то­ке­фаль­ная цер­ковь Гру­зии), од­на из древ­ней­ших пра­во­слав­ных по­ме­ст­ных Церк­вей.

Период до начала 11 в.

На­ча­ло про­по­ве­ди хри­сти­ан­ст­ва на тер­ри­то­рии древ­ней Иве­рии от­но­сит­ся к апо­столь­ским вре­ме­нам. По цер­ков­но­му пре­да­нию, про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ст­во в Иве­рии долж­на бы­ла Са­ма Бо­го­ро­ди­ца (по этой при­чи­не Иве­рия счи­та­ет­ся од­ним из Её зем­ных уде­лов), од­на­ко Гос­подь ве­лел Ей ос­тать­ся в Ие­ру­са­ли­ме, а в Гру­зию с Её не­ру­ко­твор­ным об­ра­зом на­пра­вил­ся ап. Ан­д­рей Пер­во­зван­ный. Он про­по­ве­до­вал в Зап. и Юж. Гру­зии; на тер­ри­тории Юго-Зап. Гру­зии (Мес­хе­ти) им бы­ла ос­но­ва­на пер­вая епи­скоп­ская ка­фед­ра в с. Ац­ку­ри (вбли­зи совр. г. Ахал­ци­хе). В Зап. Гру­зии про­по­ве­до­ва­ли так­же апо­сто­лы Си­мон Ка­на­нит и Мат­фий (со­глас­но тра­ди­ции, оба по­гре­бе­ны на тер­ри­то­рии Зап. Гру­зии), в Вост. Гру­зии – апо­сто­лы Фад­дей и Вар­фо­ло­мей. Бла­го­да­ря про­по­ве­ди св. рав­но­апо­столь­ной Ни­ны в 326, в прав­ле­ние ца­ря Ми­риа­на, хри­сти­ан­ст­во бы­ло объ­яв­ле­но офиц. ре­ли­ги­ей в цар­ст­ве Карт­ли, за­ни­мав­шем в тот пе­ри­од поч­ти всю тер­ри­то­рию совр. Гру­зии. Из­на­чаль­но Цер­ковь Карт­ли на­хо­ди­лась под юрис­дик­ци­ей Ан­ти­охии, но уже в 480-х гг., при ца­ре Вах­тан­ге I Гор­га­са­ле (ум. 502), объ­е­ди­нив­шем всю Гру­зию, Груз. цер­ковь пре­тер­пе­ла ре­ор­га­ни­за­цию и ста­ла ав­то­ке­фаль­ной с цен­тром в Мцхе­ти [по­лу­че­ние ав­то­ке­фа­лии во вре­ме­на пат­ри­ар­ха Пет­ра Ан­ти­охий­ско­го (ок. 469–471, 475–476, 478–479, 485–489) под­твер­жда­ет из­вест­ный ка­но­нист Фео­дор Валь­са­мон (ме­ж­ду 1130 и 1140 – по­сле 1195)]. Во гла­ве цер­ков­ной ие­рар­хии был по­став­лен ар­хи­епи­скоп с ти­ту­лом ка­то­ли­ко­са, об­ра­зо­ва­ны но­вые епар­хии и соз­дан Си­нод. С 520-х гг. ка­то­ли­ко­са­ми Мцхет­ски­ми ста­ли из­би­рать вме­сто по­став­ляе­мых ан­ти­охий­ских ар­хие­ре­ев ме­ст­ное ду­хо­вен­ст­во. Пер­вым ка­то­ли­ко­сом груз. про­ис­хо­ж­де­ния был Сав­ва I (523–532). Зап. Гру­зия, по­пав­шая в тот же пе­ри­од в за­ви­си­мость от Ви­зант. им­пе­рии, под­чи­ни­лась Кон­стан­ти­но­по­лю так­же в цер­ков­но-юрис­дик­ци­он­ном от­но­ше­нии.

В 4–5 вв. на груз. яз. пе­ре­во­дят­ся Еван­ге­лие, а так­же Псал­мы, в 5 в. – Дея­ния апо­сто­лов, а так­же оп­ре­де­ле­ния 1–4-го Все­лен­ских со­бо­ров. К это­му же пе­рио­ду от­но­сит­ся по­яв­ле­ние пер­вых ори­ги­наль­ных агио­гра­фич. про­из­ве­де­ний – «Жи­тие св. Ни­но» (4 в.), «Му­че­ни­че­ст­во св. ца­ри­цы Шу­ша­ник» Яко­ва Цур­та­ве­ли (по­след­няя четв. 5 в.). На­чи­ная с 4 в. Груз. цер­ковь под­дер­жи­ва­ет тес­ные свя­зи с хри­сти­ан­ски­ми цен­тра­ми Вос­то­ка. Ак­тив­ной бы­ла дея­тель­ность груз. мо­на­ше­ст­ва в Па­ле­сти­не, на Си­нае, в Си­рии, позд­нее на тер­ри­то­рии Ви­зант. им­пе­рии [Кре­сто­вый мон. и мон. Св. Ни­ко­лая в Ие­ру­са­ли­ме, Ивер­ский мон. на Афо­не, Бач­ков­ский мон. (Бол­га­рия) и др.]. Зна­чит. вни­ма­ние уде­ля­ли груз. ца­ри и ка­то­ли­ко­сы-пат­ри­ар­хи Хра­му Гро­ба Гос­под­ня.

В груз. мо­на­сты­рях за ру­бе­жом учёные-мо­на­хи ве­ли ши­ро­кую лит., пе­ре­водч. и про­све­ти­тель­ную ра­бо­ту [Пётр Ивер, Ио­анн Лаз (5 в.), Ил­ла­ри­он Карт­ве­ли (1-я пол. 9 в.), Ев­фи­мий, Ге­ор­гий Свя­то­гор­цы (11 в.), а так­же Иоанн Свя­то­го­рец (ум. в 998 или 1002), Еф­рем Мци­ре (ок. 1025 – ок. 1100), Ио­анэ Пет­ри­ци (ум. ок. 1125) и др.]. Мо­на­стыр­ская жизнь в са­мой Гру­зии за­ро­ж­да­ет­ся в 5 в., но осо­бое раз­ви­тие по­лу­ча­ет в 1-й пол. 6 в. с при­хо­дом сю­да 13 сир­ских (си­рий­ских) от­цов-пус­тын­ни­ков, ко­то­рые ос­но­ва­ли мо­на­сты­ри в раз­ных об­лас­тях стра­ны. Дея­тель­ность сир­ских от­цов в эпо­ху борь­бы Груз. церк­ви с мо­но­фи­зит­ст­вом сыг­ра­ла зна­чит. роль в ук­ре­п­ле­нии тра­ди­ции пра­во­сла­вия в Гру­зии (окон­чат. раз­рыв Груз. церк­ви с мо­но­фи­зит­ской Арм. цер­ко­вью от­но­сит­ся к нач. 7 в.). Ос­но­ван­ные сир­ски­ми мо­на­ха­ми мо­на­сты­ри (Зе­да­зен­ский, Ши­ом­гвим­ский, Март­коп­ский, Да­вид-Га­ред­жий­ский и др.) на про­тя­же­нии все­го Сред­не­ве­ко­вья ос­та­ва­лись круп­ней­ши­ми цен­тра­ми груз. куль­ту­ры и про­све­ще­ния. С 8 в. осо­бое рас­про­стра­не­ние мо­на­стыр­ская жизнь по­лу­чи­ла в Юго-Зап. Гру­зии (Мес­хе­ти, Джа­ва­хе­ти, Тао-Клард­же­ти), где бы­ли ос­но­ва­ны та­кие круп­ные мо­на­стыр­ские цен­тры, как Опи­за, Иш­ха­ни, Ош­ки, Ба­на, Цка­ро­ста­ви, Хан­дз­та, Ха­ху­ли, Шат­бер­ди, Зар­зма и др. Здесь ве­ли на­уч. и лит. дея­тель­ность вид­ней­шие пред­ста­ви­те­ли Груз. церк­ви: Гри­гол Хан­дз­те­ли (1-я пол. 9 в.), Ге­ор­гий Мер­чу­ли (10 в.), Ми­ка­эл Мод­ре­ки­ли (кон. 10 в.), Ио­анн-Зо­сим (10 в.) и др.

В 8–9 вв. на тер­ри­то­рии Гру­зии воз­ник­ло неск. не­за­ви­си­мых эри­ставств (Ка­хе­ти, Эре­ти, Тао-Клард­же­ти и Аб­хаз­ское цар­ст­во), ко­то­рые ве­ли ме­ж­ду со­бой борь­бу за по­ли­тич. пер­вен­ст­во и объ­е­ди­не­ние всех груз. зе­мель, при­чём осо­бая роль от­во­ди­лась пра­во­сла­вию. Так, ос­во­бо­див­шие­ся от влия­ния Ви­зант. им­пе­рии абх. мта­ва­ры (кня­зья), а за­тем ца­ри ве­ли по­ли­ти­ку по­сте­пен­но­го уп­разд­не­ния греч. ка­федр, уч­ре­ж­де­ния вме­сто них но­вых, с бо­го­слу­же­ни­ем на груз. яз., соз­да­ния не­за­ви­си­мой от Кон­стан­ти­но­по­ля цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции – Абх. ка­то­ли­ко­са­та (9–10 вв.), – во­шед­ше­го позд­нее в юрис­дик­цию Мцхет­ско­го пре­сто­ла [в нач. 11 в. Мцхет­ские (Карт­лий­ские) ка­то­ли­ко­сы по­лу­чи­ли ти­тул пат­ри­ар­хов и по сей день име­ну­ют­ся ка­то­ли­ко­са­ми-пат­ри­ар­ха­ми; пер­вым та­ким ка­то­ли­ко­сом был Мел­хи­се­дек I (1001 или 1012–30; 1039–45)].

Период 11–18 вв.

11–12 вв. – «зо­лотой» пе­ри­од в ис­то­рии Груз. церк­ви. В эту эпо­ху соз­да­ны круп­ней­шие цен­тры груз. бо­го­слов­ской мыс­ли и про­све­ще­ния – Ге­лат­ская ака­де­мия [при Ге­лат­ском мон.; ос­но­ван в нач. 12 в. ца­рём Да­ви­дом IV Строи­те­лем (1089–1125) близ Ку­таи­си], Икал­той­ская ака­де­мия (в Ка­хе­ти), а так­же оп­ре­де­ле­ны и раз­ре­ше­ны мн. цер­ков­но-адм. и ка­но­нич. про­бле­мы в жиз­ни Груз. церк­ви. Для это­го в 1104 ца­рём Да­ви­дом IV Строи­те­лем был со­зван Руй­ско-Урб­ний­ский со­бор, под­твер­див­ший вер­ность Груз. церк­ви пра­во­сла­вию. С це­лью дос­ти­же­ния гар­мо­нии в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду Цер­ко­вью и го­су­дар­ст­вом Да­вид ввёл в со­став Дар­ба­зи (цар­ско­го Со­ве­та) выс­ших ие­рар­хов и на­стоя­те­лей круп­ней­ших мо­на­сты­рей, а гла­вой Мциг­но­бар­ту­ху­це­си (пра­ви­тель­ст­ва) на­зна­чил епи­ско­па круп­ней­шей в Зап. Гру­зии епар­хии – Чкон­дид­ской. В 13–14 вв. Гру­зия под­вер­глась опус­то­шит. на­бе­гам хо­рез­мий­ских войск, а так­же мон­го­лов, при­вед­ших стра­ну в упа­док и вверг­ших её в анар­хию. В 15 в. па­ли Ви­зан­тий­ская и Тра­пе­зунд­ская им­пе­рии. Ос­тав­шая­ся в ок­ру­же­нии му­сульм. дер­жав Гру­зия, где на­ча­лись меж­до­усоб­ные вой­ны, к кон. 15 в. рас­па­лась на 3 цар­ст­ва (Карт­лий­ское, Ка­хе­тин­ское, Име­ре­тин­ское) и кн-во Самц­хе-Саа­та­ба­го. Позд­нее в по­лу­не­за­ви­си­мые по­ли­тич. еди­ни­цы офор­ми­лись под­вла­ст­ные име­ре­тин­ско­му ца­рю Аб­ха­зия, Мег­ре­лия, Гу­рия и Сва­не­ти. За по­ли­тич. дроб­ле­ни­ем по­сле­до­ва­ло дроб­ле­ние цер­ков­ное. В ре­зуль­та­те в 15 в. воз­ник фак­ти­че­ски не­за­ви­си­мый от Мцхет­ско­го пре­сто­ла Аб­хаз­ский (За­пад­ногрузин­ский) ка­то­ли­ко­сат с цен­тром в Бич­вин­те (ны­не Пи­цун­да). Вo 2-й пол. 16 в., из-за уси­ле­ния ос­ман­ской уг­ро­зы и на­тис­ка гор­ских пле­мён Сев. Кав­ка­за, центр Абх. ка­то­ли­ко­са­та был пе­ре­не­сён из Бич­вин­ты в Ге­лат­ский мон. Пе­ри­од 16–18 вв. ока­зал­ся са­мым слож­ным в ис­то­рии Груз. церк­ви. На про­тя­же­нии трёх ве­ков Гру­зии при­шлось вес­ти поч­ти не­пре­рыв­ную борь­бу про­тив аг­рес­сии Ира­на, Тур­ции и с 17 в. – про­тив на­бе­гов сев.-кавк. фео­да­лов. В ли­те­ра­ту­ре за этой эпо­хой за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние «эпо­ха му­че­ни­ков за ве­ру».

Период 19 – начала 21 вв.

В нач. 19 в. Вост. Гру­зия бы­ла при­сое­ди­не­на к Рос­сии; в 1811 уп­разд­не­на ав­то­ке­фа­лия Груз. церк­ви и об­ра­зо­ван груз. Эк­зар­хат Рус. пра­во­слав­ной церк­ви (РПЦ), во гла­ве ко­то­ро­го был по­став­лен митр. Вар­ла­ам (Эри­ста­ви) (1811–17); с 1832 – ар­хи­епи­ско­пы. С 1814 по 1917 об­щее уп­рав­ле­ние Груз. цер­ко­вью осу­ще­ст­в­ля­лось Гру­зи­но-Име­ре­тин­ской си­но­даль­ной кон­то­рой. В мар­те 1917 ав­то­ке­фа­лия Груз. церк­ви бы­ла вос­ста­нов­ле­на, в сент. 1917 ка­то­ли­ко­сом-пат­ри­ар­хом был из­бран Ки­ри­он III (Сад­заг­ли­шви­ли) (1917–18). По­сле вос­ста­нов­ле­ния ав­то­ке­фа­лии Груз. церк­ви, во­пре­ки по­зи­ции РПЦ, её ев­ха­ри­стич. об­ще­ние с Рус. цер­ко­вью пре­рва­лось (вос­ста­нов­ле­но в 1943).

В нач. 21 в. пред­стоя­те­лем Г. п. ц. явля­ет­ся ка­то­ли­кос-пат­ри­арх Илия II (Гу­ду­шау­ри-Шио­ла­шви­ли), из­бран­ный в дек. 1977. С име­нем ны­неш­не­го пред­стоя­те­ля свя­за­но ук­ре­п­ле­ние по­зи­ций Церк­ви: соз­да­ны Тби­лис­ская ду­хов­ная ака­де­мия, Ге­лат­ская АН, Ахал­цих­ская, Ба­тум­ская, По­тий­ская ду­хов­ные се­ми­на­рии, св. 10 пра­во­слав­ных гим­на­зий и учи­лищ, вос­ста­нов­ле­ны мн. ис­то­рич. ка­фед­ры. В окт. 2002 ме­ж­ду груз. го­су­дар­ст­вом и Цер­ко­вью бы­ло под­пи­са­но кон­сти­ту­ци­он­ное со­гла­ше­ние, при­зван­ное ре­гу­ли­ро­вать цер­ков­но-го­су­дарств. от­но­ше­ния. В нач. 21 в. в Г. п. ц. дей­ст­ву­ют 35 епар­хий, об­ра­зо­ва­на Зап.-ев­роп. епар­хия, окорм­ляю­щая груз. при­хо­ды в зап.-ев­роп. стра­нах, воз­двиг­нут но­вый Тро­иц­кий ка­фед­раль­ный со­бор (г. Тби­ли­си).

Выс­ший ор­ган Г. п. ц. – По­ме­ст­ный со­бор; ме­ж­ду со­бо­ра­ми – Си­нод, воз­глав­ляе­мый ка­то­ли­ко­сом-пат­ри­ар­хом. Чле­на­ми Си­но­да яв­ля­ют­ся все пра­вя­щие ар­хие­реи Г. п. ц. Пе­чат­ные ор­га­ны пат­ри­ар­хии: ж. «Джва­ри Ва­зи­са» («Крест ви­но­град­ной ло­зы»), га­зе­ты «Мад­ли» («Бла­го­дать»), «Са­пат­ри­ар­кос Уц­ке­ба­ни» («Ве­до­мо­сти Пат­ри­ар­хии»).

Цер­ков­но-пев­че­ская тра­ди­ция. Пер­во­на­чаль­но цер­ков­ное пе­ние бы­ло, воз­мож­но, мо­но­дий­ным, по­доб­но ви­зан­тий­ско­му. Пред­по­ло­жи­тель­но на­ча­ло гим­но­гра­фии на груз. яз. (древ­ней­ший слой тек­стов – пе­ре­во­ды с греч. яз.) бы­ло по­ло­же­но в 7 в. в груз. оби­те­лях в Па­ле­сти­не; в са­мом ран­нем ли­тур­гич. па­мят­ни­ке – Лек­цио­на­рии – упо­ми­на­ют­ся 3 осн. ти­па пе­ния: рес­пон­сор­ное, ан­ти­фон­ное и т. н. ре­чи­та­тив­ное. В соз­дан­ном на ос­но­ве Лек­цио­на­рия сб. Иа­гда­ри (Тро­по­ло­гий) объ­е­ди­не­ны пес­но­пе­ния цер­ков­но­го го­да; в т. н. Древ­ней­шем Иа­гда­ри (кон. 9 – нач. 10 вв.) за­фик­си­ро­ва­на спец. пев­че­ская тер­ми­но­ло­гия с ис­поль­зо­ва­ни­ем др.-груз. слов. С 9 в. раз­ви­ва­лось так­же ори­ги­наль­ное гим­но­гра­фич. твор­че­ст­во на груз. яз., дос­тиг­шее рас­цве­та в 10 в. В ру­ко­пи­сях 10–11 вв. ис­поль­зу­ет­ся сис­те­ма не­вмен­ной но­та­ции; не­вмы рас­по­ла­га­ют­ся над и под стро­кой тек­ста (тот же прин­цип на­блю­да­ет­ся в ру­ко­пи­сях 18–19 вв.). Сре­ди книг вы­де­ля­ет­ся сбор­ник Ми­ка­эла Мод­ре­ки­ли – Го­до­вой Иаг­да­ри (со­став­лен в 977–988 в Шат­берд­ской лав­ре в Юж. Гру­зии), где со­б­ра­ны пес­но­пе­ния на ори­ги­наль­ные тек­сты Ми­ка­эла Мод­ре­ки­ли, Ио­ан­на Минч­хи, Ио­ан­на Мтбе­ва­ри, Сте­фа­на Са­на­но­исд­зе-Чкон­ди­де­ли, Эз­ры, Кур­да­ная, Ио­ан­на Кон­ко­зисд­зе, Ге­ор­гия Мер­чу­ли, ано­ним­ных груз. ав­то­ров и пе­ре­вод­ные – Ио­ан­на Да­ма­ски­на, Кос­мы Май­юм­ско­го, Ан­д­рея Крит­ско­го и др.; пред­по­ло­жи­тель­но к это­му вре­ме­ни гру­зи­ны уже са­ми со­чи­няли на­пе­вы (авад­жи). В 11 в. соз­дана уни­каль­ная по сво­ей пол­но­те Ми­нея Ге­ор­гия Мтац­мин­де­ли (Ивер­ский мон. на Афо­не), ко­то­рый на­ря­ду с пе­ре­во­дами со­чи­нял тек­сты и на­пе­вы. К 11 в. от­но­сит­ся са­мое ран­нее из из­вест­ных со­об­ще­ний о мно­го­го­ло­сии (трёх­го­ло­сии) груз. ду­хов­ной му­зы­ки (Ио­а­нэ Пет­ри­ци).

В груз. цер­ков­ном пе­нии вы­де­ля­ют­ся 2 осн. вет­ви: во­сточ­ная (кар­та­ли­но-ка­хе­тин­ская, объ­е­ди­ня­ет тра­ди­ции Да­вид-Га­ред­жий­ско­го, Ши­ом­гвим­ско­го, Март­коп­ско­го мо­на­сты­рей) и за­пад­ная (име­ре­ти­но-гу­рий­ская, тра­ди­ции Ге­лат­ско­го, Март­виль­ско­го, Ше­мок­мед­ско­го мо­на­сты­рей). Груз. цер­ков­ное пе­ние (га­ло­ба) – ис­клю­чи­тель­но трёх­го­лос­ное (тра­ди­ция пе­ния на 6 го­ло­сов, о ко­то­рой со­об­ща­ют ис­точ­ни­ки 18–19 вв., ут­ра­че­на), ла­до­вая сис­те­ма мо­даль­ная. Ве­ду­щий на­пев (хан­ги) на­хо­дит­ся в верх­нем го­ло­се (мткме­ли), сред­ний го­лос (мод­за­хи­ли) и бас (ба­ни) под­страи­ва­ют­ся под верх­ний (спо­соб под­страи­ва­ния ниж­них го­ло­сов по вер­ти­ка­ли на­зы­ва­ет­ся «ше­ба­не­ба», зву­ча­ние всех 3 го­ло­сов – «шех­мо­ба»). Ха­рак­тер­на син­хрон­ность про­из­не­се­ния сло­вес­но­го тек­ста в раз­ных го­ло­сах. Груз. цер­ков­ное пе­ние ос­но­вы­ва­ет­ся на сис­те­ме ос­мо­гла­сия. Гла­сы де­лят­ся на ав­тен­ти­че­ские (хма­ни, букв.– гла­сы) и пла­галь­ные (гу­ерд­ни, букв. – бо­ко­вые или по­боч­ные). Пес­но­пе­ния на «хма­ни» и «гу­ерд­ни» объ­е­ди­не­ны в кн. «Па­ра­кли­то­ни». Су­ще­ст­ву­ет жан­ро­вая диф­фе­рен­циа­ция гла­сов. Пес­но­пе­ния со­став­ле­ны из ти­по­вых ме­ло­дич. фор­мул. Ко­ло­ри­ро­ва­ние и гар­мо­ни­чес­кое варь­и­ро­ва­ние осо­бен­но раз­ви­ты в Зап. Г. и име­ют назв. «гам­шве­не­ба». Для за­пи­си пес­но­пе­ний на­ря­ду с не­вмен­ной но­та­ци­ей при­ме­ня­лась сло­вес­ная сис­те­ма «чре­ли»: по­яс­не­ния к ис­поль­зо­ва­нию 24 ин­то­на­ци­он­ных мо­ду­сов (чрел­та гвар­ни) впи­сы­ва­лись в текст пе­сно­пе­ния крас­ным цве­том. (Мно­го­знач­ный тер­мин «чре­ли» из­вес­тен с 13 в.)

В 13–16 вв. груз. цер­ков­но-пев­че­ское иск-во на­хо­ди­лось в упад­ке, тра­ди­ция со­хра­ня­лась лишь в не­ко­то­рых церк­вах и мо­на­сты­рях. При­бли­зи­тель­но в 16 в. поя­вил­ся сб. Гу­ла­ни, объ­е­ди­нив­ший ма­те­ри­ал всех бо­го­слу­жеб­ных книг цер­ков­но­го го­да. В 17–18 вв. соз­да­ны гим­но­гра­фич. сб-ки «Сад­ге­сас­цау­ло» («Празд­ни­ки»), вклю­чаю­щие све­де­ния о груз. гим­но­гра­фах, в т. ч. Ни­ко­ло­зе Ма­га­ла­шви­ли, Вис­са­рио­не (Ор­бе­ли­шви­ли-Ба­ра­та­шви­ли), Ни­ко­ло­зе Чер­ке­зи­шви­ли и др. В кон. 18 в. при Ирак­лии II на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние ду­хов­но­го пе­ния, пред­при­ня­ты дей­ст­вия к со­хра­не­нию луч­ших пев­че­ских тра­ди­ций, в Све­тиц­хо­ве­ли ос­но­ва­на пев­че­ская шко­ла Ка­то­ли­ко­са­та.

По­те­ря Груз. цер­ко­вью ав­то­ке­фа­лии (1811; вос­ста­нов­ле­на в 1917) по­влек­ла за со­бой по­сте­пен­ное раз­ру­ше­ние её нац. тра­ди­ций. Пред­пи­са­ние со­вер­шать служ­бы на цер­ков­но-слав. яз., за­прет пе­ния в церк­ви на груз. яз., упа­док соб­ст­вен­ных пев­че­ских школ по­ста­ви­ли под уг­ро­зу са­мо су­ще­ст­во­ва­ние груз. цер­ков­но­го пе­ния. Со 2-й пол. 19 в. во­зоб­но­ви­лась борь­ба за его со­хра­не­ние, в 1862–63 со­зда­на Ко­мис­сия, а в 1880-е гг. – К-т по вос­ста­нов­ле­нию груз. цер­ков­но­го пе­ния. Тра­диц. пев­чес­кий ре­пер­ту­ар был за­пи­сан с го­ло­сов опыт­ных пев­чих в 5-ли­ней­ной но­та­ции (ру­ко­пи­си, со­дер­жа­щие неск. ты­сяч пес­но­пе­ний, хра­нят­ся в Ин-те ру­ко­пи­сей АН Гру­зии им. К. Ке­ке­лид­зе). В сов. эпо­ху груз. тра­диц. ду­хов­ное пе­ние бы­ло поч­ти пол­но­стью пре­да­но заб­ве­нию. Изу­че­ние нот­ных ру­копи­сей и ис­поль­зо­ва­ние древ­ней­ших на­пе­вов в бо­го­слу­же­нии во­зоб­но­ви­лось с 1980-х гг. В нач. 21 в. слу­же­ние в церк­вах Гру­зии со­вер­ша­ет­ся с груз. тра­диц. пе­ни­ем.

Ис­точн.: Ле­он­тий Мро­ве­ли. Об­ра­ще­ние Карт­ли св. Ни­ной // Карт­лис Цхов­ре­ба / Изд. С. Ка­ух­чи­шви­ли. Тб., 1955 (на груз. яз.); Об­ра­ще­ние Карт­ли // Шат­берд­ский сбор­ник X в. / Изд. Б. Ги­ги­неи­шви­ли, Е. Гиу­на­шви­ли. Тб., 1979 (на груз. яз.); Джу­ан­шер Джу­ан­ше­риа­ни. Жизнь Вах­тан­га Гор­га­са­ла / Пер., введ. Г. В. Цу­лая. Тб., 1986; Древ­не­гру­зин­ская ли­те­ра­ту­ра (V–XVIII вв.) / Сост. Л. В. Ме­наб­де. Тб., 1987.

Лит.: Очер­ки ис­то­рии Гру­зии. Тб., 1988. Т. 2: Гру­зия в IV–X вв.; Бес­со­нов М. Н. Пра­во­сла­вие в на­ши дни. М., 1990; Ана­ния (Джа­па­рид­зе), ар­хи­еп. Ис­то­рия Гру­зин­ской Апо­столь­ской Церк­ви. Тб., 1996. Т. 1; Ка­лен­дарь Гру­зин­ской Апо­столь­ской Церк­ви на 2006 г. Тб., 2006 (на груз. яз.).

Лит.: Ара­ки­шви­ли Д. О му­зы­каль­ной струк­ту­ре на­род­ных ду­хов­ных пес­но­пе­ний Вос­точ­ной Гру­зии // Ма­те­риа­лы для гру­зин­ской эт­но­гра­фии. Тб., 1953. Т. 6; Чхи­к­вад­зе Г. Древ­не­гру­зин­ская му­зы­каль­ная куль­ту­ра // Гру­зин­ская му­зы­каль­ная куль­ту­ра. М., 1957; Ан­д­ри­ад­зе М. Гру­зин­ское нот­ное пись­мо. Пу­ти рас­шиф­ров­ки // Гим­но­ло­гия. М., 2000. Кн. 2. С. 517–526; она же. Осо­бен­но­сти пес­но­пе­ний все­нощ­но­го бде­ния в Гру­зии... // Цер­ков­ное пе­ние в ис­то­ри­ко-ли­тур­ги­че­ском кон­тек­сте: Вос­ток – Русь – За­пад. М., 2003; Ониа­ни Е. Не­ко­то­рые со­об­ра­же­ния по по­во­ду гру­зин­ско­го вир­ту­оз­но­го пе­ния // Про­бле­мы ду­хов­но­го и свет­ско­го мно­го­го­ло­сия. Тб., 2001 (на груз. и англ. яз.); Ан­д­ри­ад­зе М., Чхе­ид­зе Т. Сис­те­ма «чре­ли» в гру­зин­ской пев­че­ской прак­ти­ке // Док­ла­ды 1-го ме­ж­ду­на­род­но­го сим­по­зиу­ма по тра­ди­ци­он­но­му мно­го­го­ло­сию. Тб., 2003 (на груз. и англ. яз.); Оси­та­шви­ли М. О не­ко­то­рой осо­бен­но­сти древ­не­гру­зин­ской про­фес­сио­наль­ной му­зы­ки // Там же; Шуг­лиа­шви­ли Д. Гру­зин­ские пев­че­ские шко­лы и тра­ди­ции // Там же.

Вернуться к началу