НИ́НА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́НА (груз. Нино, от шумерского «госпожа») [ок. 280, Коластра, Каппадокия (ныне Турция) – сер. 4 в., м. Боди (Бодбе), Кахети, Грузия], святая подвижница, с деятельностью которой связана христианизация Грузии.
Осн. источник сведений о Н. – её житие, дошедшее в нескольких редакциях: протограф (сер. 4 в.) в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Картли», 5–7 вв.); 1-я метафрастическая, т. н. летописная, редакция Леонтия Мровели в груз. летописи «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии», 11 в.); 2-я метафрастическая редакция прп. Арсения Икалтойского (12 в.); синаксарная редакция (13 в.). Кроме того, сведения о Н. сохранились в груз., арм., коптских, а также в греч. и латинских (здесь она не названа по имени) источниках, у Феодорита Кирского, Сократа Схоластика, Руфина Аквилейского, Созомена, арм. историка Мовсеса Хоренаци и др.
Отец Н. – рим. полководец св. Завулон, содействовавший крещению ряда франкских племён, мать – сестра предстоятеля Иерусалимской церкви архиеп. Ювеналия св. Сосана. По груз. церковному преданию, Н. – двоюродная сестра вмч. Георгия Победоносца. С 12 лет Н. с родителями, решившими посвятить себя и дочь Богу, жила в Иерусалиме. Мечтала проповедовать о Христе и поклониться Хитону Господню, который хранился в Мцхете (столица вост.-груз. царства Картли), и молилась об этом. Явившаяся ей во сне Богородица благословила её проповедовать христианство в Грузии и дала крест из виноградной лозы, который Н., проснувшись, обвила своими волосами и взяла с собой.
В женском монастыре в г. Эфес, куда прибыла Н., в результате её проповеди крещение приняли «некая царица» св. Рипсимия и её домочадцы. Спасаясь от преследований, Н. вместе с Рипсимией и её двором бежала в Двин (Армения), после мученич. кончины св. Рипсимии – в Картли. Некоторое время укрывалась там в евр. общинах, затем поселилась в Мцхете и стала проповедовать Евангелие. По молитвам Н. в Мцхете были низвергнуты идолы, исцелялись люди, в т. ч. царица св. Нана. Кроме царицы во Христа уверовали знатные женщины: св. Саломея Уджармская, св. Перожавра Сивнийская и др., а также глава мцхетской иудейской общины св. Авиафар Мцхетский, его дочь св. Сидония и др. Позднее уверовал царь Картли св. Мириан; по его просьбе визант. императрица св. Елена и её сын имп. св. Константин I Великий прислали в Картли духовенство для крещения народа. Считается, что Грузия приняла крещение в 326: сначала крестились царская семья и двор, затем в Мцхете у слияния рек Арагви и Мтквари (Куры) – народ. По повелению Н. на горах, где стояли идолы, в знак торжества христианства были воздвигнуты кресты: над Мцхетой (ныне мон. Джвари), на горе Тхоти и в г. Уджарма. По молитве Н. открылось место погребения Хитона Господня, над которым был заложен храм Светицховели; были построены также храмы Ниноцминда, Болнисский Сиони, Цилкани, Некреси, Вардисубани. Н., свящ. Иаков и эристав (наместник царя) продолжали проповедовать в горных районах Вост. Грузии и крестить народ. В последние годы жизни Н. подвизалась в м. Боди в Кахети (Вост. Грузия), устроив себе жилище на склоне горы. Среди обращённых ею здесь людей была царица Кахети Соджа (София). Скончалась Н. «на 14 году по пришествии в Картли», похоронена в Боди (Бодбе).
Н. почитается в лике святой равноапостольной. Царём Мирианом в Бодбе был заложен храм Вмч. Георгия, позднее основан женский монастырь. Мощи Н. покоятся в недоступной ныне крипте под юго-вост. помещением ц. Вмч. Георгия, прославлены мн. исцелениями и чудесами. День памяти по календарю Груз. православной церкви – 14(27) янв. и 19 мая (1 июня), по календарю РПЦ – 14(27) янв. Крест, принесённый с собой Н., является гл. святыней Груз. православной церкви, хранится в патриаршем соборе Тбилисский Сиони.