Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНСУЛЬТИ́РОВАНИЕ ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 130

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Г. Лапшин

КОНСУЛЬТИ́РОВАНИЕ ПСИХОЛО­ГИ́ЧЕ­СКОЕ, вид про­фес­сио­наль­ной по­мо­щи че­ло­ве­ку или груп­пе лю­дей в раз­ре­ше­нии про­блем­ной си­туа­ции, вы­зы­ваю­щей пси­хо­ло­гич. труд­но­сти. В от­ли­чие от пси­хо­те­ра­пии К. п. от­но­си­тель­но крат­ко­сроч­но, ори­ен­ти­ро­ва­но на за­прос кли­ен­та (ре­ше­ние кон­крет­ной за­да­чи, по­иск вы­хо­да из кри­зи­са) и за­клю­ча­ет­ся в пе­ре­струк­ту­ри­ро­ва­нии вос­при­ятия кли­ен­том сво­ей си­туа­ции, на­хо­ж­де­нии но­во­го об­раза дей­ст­вия, внутр. и внеш­них ре­сур­сов для реа­ли­за­ции сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся во вре­мя К. п. но­во­го под­хо­да к жиз­ни. К. п. от­хо­дит от ха­рак­тер­ной для пси­хо­те­ра­пии мо­де­ли «ле­чеб­ных» от­но­ше­ний «врач – па­ци­ент», кон­суль­тант со­про­во­ж­да­ет кли­ен­та в про­цес­се раз­ре­ше­ния им сво­ей про­бле­мы.

Ана­ло­гич­но на­прав­ле­ни­ям в пси­хо­тера­пии в К. п. вы­де­ля­ют ког­ни­тив­ное, би­хе­вио­раль­ное, пси­хо­ана­ли­тич., гу­ма­ни­стич., эк­зи­стен­ци­аль­ное и др. на­прав­ле­ния. Как и пси­хо­те­ра­пия, К. п. ос­новы­ва­ет свою прак­ти­ку на кон­цеп­ци­ях лич­но­сти, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми кон­суль­тант де­ла­ет оп­ре­де­лён­ные ак­цен­ты в ра­бо­те с кли­ен­том и при­ме­ня­ет со­от­вет­ст­вую­щие тех­ни­ки. Так, в пси­хо­ана­ли­тич. кон­суль­ти­ро­ва­нии кон­суль­тант мо­жет стре­мить­ся к пре­одо­ле­нию нев­ро­тич. за­щит­ных ме­ха­низ­мов лич­но­сти кли­ен­та, в ког­ни­тив­но-би­хе­вио­раль­ном – к ов­ла­де­нию но­вы­ми эф­фек­тив­ны­ми при­ё­ма­ми мыш­ле­ния и по­ве­де­ния, в геш­тальт­под­хо­де – к из­ме­не­нию от­но­ше­ния к про­блем­ной си­туа­ции и к се­бе в ней на ос­но­ве её бо­лее це­ло­ст­но­го вос­при­ятия, в кли­ент-цен­три­ро­ван­ном – к рас­кры­тию ре­сур­сов лич­но­сти кли­ен­та в ус­ло­ви­ях по­ощ­ряе­мо­го кон­суль­тан­том сво­бод­но­го вы­ра­же­ния мыс­лей и чувств, в про­цес­су­аль­ном – к ос­во­бо­ж­де­нию пси­хич. энер­гии, со­сре­до­то­чен­ной в бес­соз­на­тель­ных про­цес­сах.

Ус­та­но­вив кон­такт с кли­ен­том, кон­суль­тант пре­дос­тав­ля­ет ему воз­мож­ность вы­го­во­рить­ся, стре­мясь по­мочь ему как мож­но бо­лее пол­но рас­крыть свои пе­ре­жи­ва­ния и рас­ши­рить своё ви­де­ние си­туа­ции. Ока­зы­вая кли­ен­ту эмо­цио­наль­ную под­держ­ку, кон­суль­тант рас­ска­зы­ва­ет ему о по­зи­тив­ных ас­пек­тах его про­блем­ной си­туа­ции; вме­сте с ним пе­ре­фор­му­ли­ру­ет его про­бле­мы в цель К. п. Кор­рек­ти­руя не­реа­ли­стич­ные ожи­да­ния, кон­суль­тант фор­ми­ру­ет ре­гистр воз­мож­ных ре­ше­ний про­бле­мы, по­мо­га­ет кли­ен­ту про­чув­ст­во­вать ка­ж­дый пред­ла­гае­мый ва­ри­ант (напр., про­иг­ры­вая его по ро­лям) и осу­ще­ст­вить вы­бор оп­ти­маль­но­го ре­ше­ния с точ­ки зре­ния кли­ен­та.

Исторический очерк

Как вид проф. дея­тель­но­сти К. п. на­ча­ло раз­ви­вать­ся в нач. 20 в. в США в об­лас­ти проф­ори­ен­та­ции мо­ло­дё­жи (Дж. Дэ­вис, Ф. Пар­сонс и др.), со­ци­аль­ной и пси­хо­ло­гич. реа­би­ли­та­ции ве­те­ра­нов войн, ин­ва­ли­дов и ду­шев­но­боль­ных (К. Бирс и др.). Ряд за­ко­но­дат. ак­тов 1920–30-х гг. под­дер­жи­вал за­ро­ж­даю­щие­ся ин­сти­ту­ты К. п. в об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ни­ях, реа­би­ли­тац. цен­трах и об­ществ. ор­га­ни­за­ци­ях, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся на ока­за­нии по­мо­щи на­се­ле­нию. В 1937 поя­вил­ся «Жур­нал кон­суль­та­тив­ной пси­хо­ло­гии».

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в США, а за­тем и в Ев­ро­пе про­ис­хо­ди­ло рас­ши­ре­ние пси­хо­ло­гич. по­мо­щи не­кли­нич. ха­рак­те­ра. В 1952 бы­ла ос­но­ва­на Амер. ас­со­циа­ция управ­ления пер­со­на­лом (APGA), пре­об­ра­зо­ван­ная в 1983 в Амер. ас­со­циа­цию кон­суль­ти­ро­ва­ния и раз­ви­тия (AACD), а в 1992 – в Амер. ас­со­циа­цию кон­суль­ти­ро­ва­ния (ACA), став­шую гл. проф. ор­га­ни­за­ци­ей кон­суль­тан­тов в США.

Боль­шое влия­ние на раз­ви­тие тео­рии и ме­то­до­ло­гии К. п. ока­за­ли ра­бо­ты К. Ро­д­жер­са «Кон­суль­ти­ро­ва­ние и пси­хо­те­ра­пия» (1942, рус. пер. 1999) и Р. Мэя «Ис­кус­ст­во пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния» (1965, рус. пер. 1994), за­ло­жив­шие ос­но­вы под­го­тов­ки кон­суль­тан­тов и этич. стан­дар­тов совр. пси­хо­ло­гич. кон­суль­ти­ро­ва­ния.

К. Род­жерс оп­ре­де­лял К. п. как «вза­и­мо­дей­ст­вие, ко­то­рое по­зво­ля­ет кли­ен­ту дос­тичь осоз­на­ния са­мо­го се­бя на­столь­ко, что это да­ёт ему воз­мож­ность сде­лать по­зи­тив­ные ша­ги в све­те его но­вой ори­ен­та­ции». Он обос­но­вал пре­иму­ще­ст­ва «не­ди­рек­тив­но­го» (или «цен­три­ро­ван­но­го на кли­ен­те») под­хо­да в К. п., ста­вя на пер­вое ме­сто соз­да­ние тё­п­ло­го эмо­цио­наль­но­го кон­так­та ме­ж­ду кон­суль­тан­том и кли­ен­том, по­зво­ляю­ще­го сво­бод­ное вы­ра­же­ние эмо­ций и ис­клю­чаю­ще­го дав­ле­ние кон­суль­тан­та и его ин­тер­пре­та­ций.

Р. Мэй, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков эк­зи­стен­ци­аль­но­го под­хо­да в К. п., счи­тал, что за­да­чи К. п.  спо­соб­ст­во­вать рос­ту сво­бо­ды лич­но­сти и спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка при­ни­мать от­вет­ст­вен­ность за свою жизнь, по­мочь ему ос­во­бо­дить­ся от па­то­ло­гич. чув­ст­ва ви­ны и дос­той­но при­нять ду­хов­ное на­пря­же­ние, свой­ст­вен­ное при­ро­де че­ло­ве­ка. Важ­ней­ши­ми чер­та­ми лич­но­сти кон­суль­тан­та Мэй счи­тал че­ст­ность по от­но­ше­нию к се­бе, при­ня­тие сво­его не­со­вер­шен­ст­ва, спо­соб­ность по­лу­чать удо­воль­ст­вие от жиз­ни и про­яв­лять бес­ко­ры­ст­ный ин­те­рес к лю­дям.

Ста­нов­ле­нию рос. К. п. спо­соб­ст­во­ва­ли ви­зи­ты в Мо­ск­ву во 2-й пол. 1980-х гг. В. Франк­ла и К. Род­жер­са. С про­ник­но­ве­ни­ем в 1990-х гг. в Рос­сию зап. школ пси­хо­те­ра­пии на­ча­лось бур­ное раз­ви­тие рос. К. п. Ряд рос. пси­хо­ло­гов раз­ра­ба­ты­ва­ют ори­ги­наль­ные под­хо­ды к К. п., напр. диа­ло­гич. под­ход (Ф. Е. Ва­си­люк и др.), ос­но­ван­ный на тео­рии до­ми­нан­ты А. А. Ух­том­ско­го и кон­цеп­ции диа­ло­га М. М. Бах­ти­на.

Виды психологического консультирования

По­ми­мо ин­ди­ви­ду­аль­но­го К. п. взрос­лых лю­дей по по­во­ду их лич­но­ст­ных про­блем, К. п. ши­ро­ко ис­поль­зу­ется в об­ра­зо­ва­нии, ме­ди­ци­не, биз­не­се, со­ци­аль­ной ра­бо­те и др. сфе­рах.

Кон­суль­ти­ро­ва­ние де­тей и под­ро­ст­ков. На за­па­де наи­бо­лее влия­тель­ны­ми в дет­ском К. п. яв­ля­ют­ся кон­цеп­ции пси­хо­ана­ли­тич. на­прав­ле­ния (Д. Уин­ни­котт, М. Кляйн, Э. Эрик­сон и др.), а в Рос­сии – кон­цеп­ции воз­рас­тных кри­зи­сов и зо­ны бли­жай­ше­го раз­ви­тия Л. С. Вы­гот­ско­го, а так­же пе­рио­ди­за­ции воз­рас­тно­го раз­ви­тия и иг­ры Д. Б. Эль­ко­ни­на. Для К. п. де­тей ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние про­ек­тив­ных тес­тов и иг­ро­вых пси­хо­те­ра­пев­тич. ме­то­дов. К. п. под­ро­ст­ков в си­лу кри­зис­но­го ха­рак­те­ра раз­ви­тия в этом воз­рас­те час­то но­сит ха­рак­тер про­фи­лак­ти­ки со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. де­за­дап­та­ции (по­мо­щи в пре­одо­ле­нии на­ру­шен­но­го взаи­мо­дей­ст­вия раз­ви­ваю­щей­ся лич­но­сти с ок­ру­жаю­щим ми­ром). В за­да­чу К. п. под­ро­ст­ков вхо­дит так­же под­держ­ка в вы­бо­ре жиз­нен­но­го пу­ти и проф. са­мо­оп­ре­де­ле­ния. К. п. де­тей час­то яв­ля­ет­ся со­став­ной ча­стью се­мей­но­го и школь­но­го пси­хо­ло­гич. кон­суль­ти­ро­ва­ния.

Се­мей­ное К. п., ис­поль­зую­щее во мно­гом ме­то­ды се­мей­ной пси­хо­те­ра­пии, ста­вит сво­ей це­лью вы­яв­ле­ние про­блем чле­нов се­мьи для из­ме­не­ния ро­ле­во­го взаи­мо­дей­ст­вия в ней и обес­пе­че­ния воз­мож­но­стей лич­но­ст­но­го рос­та ка­ж­до­го из её чле­нов. Для се­мей­но­го К. п. ха­рак­тер­ны рас­смот­ре­ние се­мьи как сис­те­мы, об­ла­даю­щей по­тен­циа­лом к по­зи­тив­но­му раз­ви­тию, а се­мей­ной ис­то­рии – как нар­ра­ти­ва, ана­лиз жиз­нен­но­го цик­ла се­мьи. Счи­тая всех чле­нов се­мьи рав­но­цен­ны­ми, кон­суль­тант стре­мит­ся к сня­тию с ко­го-ли­бо из них ро­ли ви­нов­но­го за се­мей­ные про­бле­мы, ана­ли­зу ас­пек­тов ро­ле­во­го взаи­мо­дей­ст­вия в се­мье, пе­ре­хо­ду от вза­им­ных пре­тен­зий и об­ви­не­ний к об­су­ж­де­нию по­треб­но­стей всех чле­нов се­мьи, мо­де­ли­ро­ва­нию кон­ст­рук­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ни­ми и при­ня­тию ка­ж­дым от­вет­ст­вен­но­сти за своё по­ве­де­ние в раз­ре­ше­нии про­блем­ных си­туа­ций.

Школь­ное К. п. по­мо­га­ет в раз­ре­ше­нии та­ких сис­тем­ных про­блем шко­лы, как труд­ность со­гла­со­ва­ния за­дач обу­че­ния и пси­хич. раз­ви­тия де­тей; кон­сер­ва­тив­ность школь­ной сис­те­мы и слож­ность адап­та­ции в ней для де­тей, пе­да­го­гов, ро­ди­те­лей; раз­но­на­прав­лен­ность их по­треб­но­стей и за­про­сов.

Реа­би­ли­та­ци­он­ное К. п. ока­зы­ва­ет по­мощь лю­дям с на­ру­шен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми адап­та­ции и раз­ви­тия – стра­даю­щим от фи­зич. травм и за­бо­ле­ва­ний, пси­хич. рас­стройств или по­след­ст­вий пси­хич. трав­мы, быв­шим за­клю­чён­ным, про­хо­дя­щим и про­шед­шим курс ле­че­ния от нар­ко­тич. за­ви­си­мо­сти, уча­ст­ни­кам бое­вых дей­ст­вий, жерт­вам эт­нич. кон­флик­тов, бе­жен­цам и др. лю­дям, ко­то­рым не­об­хо­ди­ма по­мощь в пре­одо­ле­нии пси­хо­ло­гич. по­след­ст­вий трав­мы, на­ру­шен­ной са­мо­оцен­ки, не­ве­рия в свои си­лы, от­сут­ст­вия по­зи­тив­но­го ин­те­ре­са к жиз­ни, пе­ре­жи­ва­ния ущерб­но­сти. За­да­чи реа­би­ли­та­ци­он­но­го К. п.  вос­ста­нов­ле­ние спо­соб­но­сти кли­ен­та к са­мо­реа­ли­за­ции в об­ще­ст­ве, со­ци­аль­ных свя­зей с близ­ки­ми, при­ня­тие се­бя и от­вет­ст­вен­но­сти за свою жизнь. Важ­ной ча­стью реа­би­ли­та­ци­он­но­го К. п. яв­ля­ет­ся кон­такт с близ­ки­ми кли­ен­та, се­мей­ное К. п., взаи­мо­дей­ст­вие с др. спе­циа­ли­ста­ми (ме­ди­ка­ми, со­ци­аль­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми, юри­ста­ми) и те­ра­пев­тич. со­об­ще­ст­ва­ми са­мо­по­мо­щи (та­ки­ми, как «Ано­ним­ные ал­ко­го­ли­ки»).

Про­фес­сио­наль­ное К. п. фо­ку­си­ру­ет­ся на по­мо­щи кли­ен­там в вы­бо­ре про­фес­сии с учё­том склон­но­стей, ин­те­ре­сов, сфор­ми­ро­вав­ших­ся спо­соб­но­стей и по­треб­но­стей об­ще­ст­ва, а так­же в по­сле­дую­щих ша­гах по сту­пе­ням карь­е­ры, са­мо­реа­ли­за­ции в проф. дея­тель­но­сти вплоть до за­вер­ше­ния тру­до­вой дея­тель­но­сти пе­ред вы­хо­дом на пен­сию. Проф. К. п. вклю­ча­ет ин­фор­ми­ро­ва­ние кли­ен­та об осо­бен­но­стях разл. про­фес­сий и тре­буе­мых ими пси­хо­ло­гич. ре­сур­сов, си­туа­ции на рын­ке тру­да, по­мощь кли­ен­ту в ов­ла­де­нии на­вы­ка­ми, не­об­хо­ди­мы­ми для ус­пеш­но­го тру­до­уст­рой­ст­ва (в со­став­ле­нии ре­зю­ме, про­хо­ж­де­нии со­бе­се­до­ва­ний, адап­та­ции в тру­до­вом кол­лек­ти­ве и т. д.). Проф. К. п. ох­ва­ты­ва­ет так­же круг про­блем, воз­ни­каю­щих в про­цес­се раз­ви­тия карь­е­ры и при за­вер­ше­нии тру­до­вой дея­тель­но­сти пе­ред вы­хо­дом на пен­сию.

Те­ле­фон­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние  пси­хо­ло­гич. по­мощь по те­ле­фо­ну для лю­дей в кри­зис­ном со­стоя­нии. Пер­вую те­ле­фон­ную кон­суль­та­цию по пре­дот­вра­ще­нию суи­ци­дов ос­но­вал в 1953 в Лон­до­не анг­ли­кан­ский свя­щен­ник Ч. Ва­ра. Вско­ре служ­бы те­ле­фон­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния поя­ви­лись в боль­шин­ст­ве круп­ных ев­роп. го­ро­дов, бы­ла соз­да­на Ме­ж­ду­нар. фе­де­ра­ция служб те­ле­фон­ной экс­трен­ной по­мо­щи (IFOTES). Осн. прин­ци­пы ра­бо­ты: круг­ло­су­точ­ная дос­туп­ность, ано­ним­ность, кон­фи­ден­ци­аль­ность, при­ня­тие зво­ня­ще­го та­ким, ка­кой он есть, от­каз от дав­ле­ния, ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния и на­вя­зы­ва­ния к.-л. по­зи­ции. Ано­ним­ное те­ле­фон­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние при­ме­ня­ет­ся так­же для ока­за­ния пси­хо­ло­гич. по­мо­щи нар­ко­за­ви­си­мым, ВИЧ-ин­фи­ци­ро­ван­ным, под­вер­гаю­щим­ся на­си­лию, во­вле­чён­ным в сек­су­аль­ную экс­плуа­та­цию и др.

Ор­га­ни­за­ци­он­ное К. п.  со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. со­про­во­ж­де­ние за­пла­ни­ро­ван­ных про­цес­сов из­ме­не­ния в ор­га­ни­за­ци­ях с це­лью по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти их функ­цио­ни­ро­ва­ния. К за­да­чам орг­кон­суль­тан­та от­но­сит­ся со­гла­со­ва­ние це­лей со­труд­ни­ков, яс­ность мо­ти­вов, сба­лан­си­ро­ван­ность пол­но­мо­чий и от­вет­ствен­но­сти, со­от­вет­ст­вие сти­лей управ­ле­ния и кор­по­ра­тив­ной ат­мо­сфе­ры, обу­че­ние уме­нию во­вре­мя пре­дот­вра­щать или кон­ст­рук­тив­но ре­шать кон­фликт­ные си­туа­ции. Кон­суль­тант про­во­дит со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ди­аг­но­сти­ку, со­став­ля­ет ре­ко­мен­да­ции для ру­ко­во­дства (напр., по под­бо­ру и адап­та­ции пер­со­на­ла), спо­соб­ст­ву­ет фор­ми­ро­ва­нию еди­ной ко­ман­ды (англ. team-building), соз­да­нию или кор­рек­ции кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры и сти­ля.

Ко­учинг (англ. coаching – тре­ни­ров­ка) – про­цесс по­мо­щи кли­ен­ту в улуч­ше­нии ко­ли­че­ст­вен­ных или ка­че­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­стик его дея­тель­но­сти по­сред­ст­вом кри­тич. ана­ли­за то­го, ка­ким об­ра­зом субъ­ект ис­поль­зу­ет спе­ци­фич. уме­ния и зна­ния. Ко­учинг ори­ен­ти­ро­ван на вы­ра­бот­ку у кли­ен­та ин­ди­ви­ду­аль­ной стра­те­гии жиз­нен­но­го ус­пе­ха. Ко­учинг мо­жет быть как ин­ди­ви­ду­аль­ным, так и ор­га­ни­за­ци­он­ным.

Лит.: Blocher D. Н. Developmental counseling. N. Y., 1966; Kennedy E. On becoming counselor: a basic guide for non-professional counselors. N. Y., 1977; George R. L., Cristiani T. S. Counseling: theory and practice. Prentice-Hall, 1990; Ко­чю­нас Р. Ос­но­вы пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния. М., 1999; Мо­хо­ви­ков А. Н. Те­ле­фон­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние. М., 1999; Аб­ра­мо­ва Г. С. Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние. Тео­рия и опыт. М., 2000; Gelso С. J., Fretz В. С. Counseling psychology. 2nd ed. Fort Worth, 2000; Нель­сон-Джо­унс Р. Тео­рия и прак­ти­ка кон­суль­ти­ро­ва­ния. СПб., 2000; Ог­нев А. С. Ор­га­ни­за­ци­он­ное кон­суль­ти­ро­ва­ние в сти­ле ко­учинг. СПб., 2003; Але­ши­на Ю. Е. Ин­ди­ви­ду­аль­ное и се­мей­ное пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние. М., 2007; Не­мов Р. С. Пси­хо­ло­ги­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние. М., 2008.

Вернуться к началу