ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологич. В. ч., который определяется степенью биологич. зрелости организма и её соответствием средним популяционным характеристикам, календарный В. ч. (хронологический, паспортный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, а также психологический, социальный В. ч. и др. Биологич. В. ч. может заметно отличаться от календарного как в сторону опережения, так и отставания. В зависимости от выбора системы признаков различают морфологич. В. ч., костный, зубной и т. п.
В демографическом анализе частота всех демографич. событий (рождений, смертей и т. д.) рассматривается обычно как функция возраста, который считается непрерывной переменной и указывается либо в виде точного В. ч. (как промежуток времени между моментом рождения и определённым моментом жизни человека), либо как возрастной интервал между двумя соседними (обычно целыми годичными) его значениями. Для поколения предполагается, что все составляющие его люди родились (или с ними произошло то или иное событие) в один и тот же момент. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах (периодизация онтогенеза человека) меняются. Примерная периодизация жизни человека (с учётом относительности границ) может быть представлена в следующем виде:
$1–7\:дней\:новорождённые$
$7\:дней\:–\: 1\:год\:младенцы$
$1\:–\:3\:года\:раннее\:детств$
$4\:–\:7\: лет\: первое\: детство$
$\left.\begin{matrix} 8-12\: лет\:(мальчики) \\ \\ 8-11\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} второе\: детство$
$\left.\begin{matrix} 13-16\: лет\:(мальчики) \\ \\ 12-15\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} подростки$
$17\:–\:21\: год\: юноши$
$16\:–\:20\: лет\: девушки$
$\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:взрослые\: зрелые$
$\left.\begin{matrix} 22-35\: лет\:(мужчины)\\ 21-35\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 1-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 36-60\: лет\:(мужчины)\\ 36-55\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 2-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 61-72\: года\:(мужчины)\\ 56-74\: года\:(женщины)\end{matrix}\right\} пожилые\: люди$
$75\:–\:90\:лет\:(мужчины\:и\:женщины)\:\:\:\:\:\:старые\:люди$
$90\:лет\: и\: более\:\:\:\:\:\:\;\;\:\;\:\;\;\:\; долгожители$
В медицине существует понятие гестационного В. ч., определяемого в неделях для плода или новорождённого ребёнка от последнего периода менструации матери.
Наряду с возрастом живущих важное значение в демографич. анализе имеет возраст умерших, возраст вступления в брак, детородный возраст и т. д. Знание возрастов отд. людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографич. событий даёт представление о возрастной структуре населения и о том, в каких возрастных группах происходят данные события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, В. ч. служит общей координатой демографич. явлений; их статистич. описание при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др. (имеют важное значение для анализа воспроизводства населения) позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на разл. этапах жизни.
Статистич. анализ возраста как демографич. и социально-экономич. категории может осуществляться по двум направлениям: во-первых, изучение возрастной структуры всего населения на определённый момент; во-вторых, изучение одного поколения, переживающего разл. историч. события в одном и том же возрасте. Ввиду значит. трудностей получения статистич. информации по поколениям в демографии наибольшее развитие получили исследования возрастных характеристик, запечатлённых в возрастных структурах населения.
В. ч. имеет значение также и с юридич. точки зрения: напр., брачный возраст, правоспособность и дееспособность (в т. ч. трудовая), возраст уголовной, адм. или гражд. ответственности и т. д.
В. ч., с экономич. и социальной точек зрения, условно делит жизнь на ряд этапов: потребление и накопление жизненного опыта; производство и потребление материальных и духовных ценностей; потребление без производства, передача жизненного опыта и знаний.
В. ч. в демографии измеряется обычно целым числом исполнившихся лет, а для детей моложе года – числом месяцев или даже дней (для детей до 1 мес). Сведения о В. ч. получают при переписях и обследованиях населения путём опроса, при текущей регистрации демографич. событий (браков, разводов и т. д.) – чаще всего на основании записей в документах. В программах переписей, как правило, ставится вопрос о дате рождения (число, месяц, год или месяц, год), иногда и о числе исполнившихся лет. Зная дату рождения, можно определить число лет, исполнившихся к моменту переписи, вычитая год рождения из года переписи. При этом, если день рождения в году переписи позже её даты, разность уменьшается на единицу. При текущей регистрации учитывается обычно дата или только год рождения. Приблизительное или округлённое указание возраста при опросе приводит к искажению численности отд. возрастных групп – к т. н. возрастной аккумуляции, которая характеризуется сосредоточением в отд. возрастах, чаще всего оканчивающихся на 0 или 5, численности населения или демографич. событий значительно большей, чем в соседних возрастах.
В психологии периодизация В. ч. указывает на качественно своеобразные ступени развития индивида. В психологии выделяют следующие В. ч.: пренатальное развитие (от зачатия до рождения), младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3), дошкольный возраст (от 3 до 6–7), младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12), отрочество (от 11–12 до 15–17), юность (от 15–17 до 19–21), молодость (от 19–21 до 25–30), зрелость (от 25–30 до 55–60), старость (от 55–60). Стабильные периоды развития чередуются с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому, нередко протекающими в форме возрастных кризисов. Для каждого В. ч. существуют нормативные (среднестатистические) показатели психофизического, интеллектуального, эмоционального, личностного развития и т. п. Для характеристики индивидуального развития используются понятия «психологич. возраст», «социальный возраст», «умственный возраст», которые определяются соотнесением параметров развития индивида с нормативными. Психологич. возраст указывает на определённую структуру психики, стадию развития личности и мышления, социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психологич. новообразования и т. п. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражд. совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определённого общества и изменяются вместе с ними. Напр., акселерация меняет представления о продолжительности и особенностях детства, с ростом продолжительности и качества жизни меняется понятие «старость» и т. п.
Для каждой культуры характерен свой символизм В. ч., включающий в себя терминологию, нормативные критерии В. ч., периодизацию жизненного цикла, возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы), возрастные обряды (ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоёв), возрастную субкультуру, включающую признаки и ценности, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве единства, отличного от всех остальных возрастных общностей (напр., детская субкультура). Культурный символизм возраста влияет на представления человека о своей биографии, жизненном пути и на субъективный, переживаемый возраст личности, «возрастное самосознание» (чувствует человек себя молодым или старым), которое также зависит от степени самореализации, событийной наполненности жизни, актуальных социальных ролей и ситуаций и т. п. См. также Возрастная организация.