ДЕ́ТСКАЯ СУБКУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ТСКАЯ СУБКУЛЬТУ́РА, относительно автономная и самобытная подсистема культуры, носителями которой являются дети. Термин «Д. с.» вошёл в науч. обиход в 1970–80-х гг. До этого работы, относящиеся к проблематике Д. с., развивались в русле этнографии детства (М. Мид), изучения детского фольклора (Г. С. Виноградов) и детских традиций (А. Опи и П. Опи).
Носителем Д. с. является особая социальная группа – дети примерно от 5 лет (начало участия в групповых играх «с правилами» и регуляцией игровых взаимоотношений с помощью текстов детского фольклора: считалок, игровых припевок и т. п.) до 12–13 лет, когда в результате изменений личности, связанных с подростковым возрастом, из детского репертуара уходят осн. формы традиционного для Д. с. поведения и мировоззрения, сменяясь формами, характерными для подростковой и молодёжной субкультуры. Период расцвета Д. с. приходится на возраст 7–11 лет и связан с новыми социально-психологич. потребностями ребёнка: резким расширением круга общения ребёнка с др. детьми, необходимостью самостоятельно устанавливать отношения с «чужими» взрослыми (учителями, продавцами, прохожими и т. д.), а также с активным освоением территории вне дома.
Традиции Д. с. передаются от поколения к поколению детей, чему способствует разница в возрасте в 1–3 года участников игровых детских групп, складывающихся в осн. вне дома: в гор. дворе, на игровой площадке сквера, в летнем лагере и т. п. Такие группы выступают осн. носителями и проводниками Д. с.; важнейшим фактором социализации ребёнка в среде сверстников и развития навыков партнёрства является групповая игра. Иногда в передаче традиции могут участвовать взрослые (напр., когда рассказывают о собственном детстве), но мн. аспекты Д. с. являются преследуемыми со стороны взрослых или потаёнными от них (дразнение, рассказывание страшных историй, испытания храбрости, традиц. шалости). Несмотря на быструю смену поколений детей, устный способ передачи традиции и давление со стороны взрослых, традиции Д. с. и тексты детского фольклора отличаются устойчивостью, иногда сохраняясь столетиями в системах нац. культур.
В отличие от культуры взрослых, Д. с. слабо воплощена в материальной среде, созданные детьми предметы (см. Детское творчество) недолговечны (куличики и зáмки из песка, домики из одеял, «штабы» из картона, веток и досок, «классики», нарисованные на асфальте, и т. п.). Д. с. осваивает окружающий мир посредством таких традиц. практик, как походы для исследования территории, посещения «страшных» мест, устройство «тайников» (как способ «застолбить» освоенную местность), добыча «полезных ископаемых» на свалке и т. п. Наиболее обширной и проработанной сферой Д. с. является передача коммуникативного опыта в виде текстов детского фольклора (дразнилок и отговорок, страшилок, загадок и т. п.) и моделей поведения, усваиваемых при непосредств. общении. Для разл. коммуникативных ситуаций, моделируемых в Д. с., характерна устойчивая триада ролей – «агрессор», «потенциальная жертва», «наблюдатели». Образцы «правильного» словесного поведения в той или иной «трудной» ситуации представлены в Д. с. в виде текстов детского фольклора (обычно рифмованных). В Д. с. широко распространены ритуалы: нападения и защиты, примирения, справедливого дележа благ и др. Детская магия включает в себя ритуалы общения с магич. сущностями (гномики, Пиковая дама и т. п.), а также разл. гадания и «заговаривания». Особую тему составляют смеховые традиции Д. с., воплощённые в шутках, анекдотах и пародиях. В пределах Д. с. всегда соприсутствуют «девчоночья» и «мальчишечья» традиции.
В совр. мире Д. с. имеет тенденцию деградировать в крупных городах из-за того, что дети мало общаются со сверстниками, не имеют места и времени для свободных игр вне дома. Это приводит к разл. сбоям в социализации детей, дефициту навыков конструктивного взаимодействия с окружающим миром.