Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ТСКАЯ СУБКУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 599

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Осорина

ДЕ́ТСКАЯ СУБКУЛЬТУ́РА, от­но­си­тель­но ав­то­ном­ная и са­мо­быт­ная под­сис­те­ма куль­ту­ры, но­си­те­ля­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся де­ти. Тер­мин «Д. с.» во­шёл в на­уч. оби­ход в 1970–80-х гг. До это­го ра­бо­ты, от­но­ся­щие­ся к про­бле­ма­ти­ке Д. с., раз­ви­ва­лись в рус­ле эт­но­гра­фии дет­ст­ва (М. Мид), изу­че­ния дет­ско­го фольк­ло­ра (Г. С. Ви­но­гра­дов) и дет­ских тра­ди­ций (А. Опи и П. Опи).

Но­си­те­лем Д. с. яв­ля­ет­ся осо­бая со­ци­аль­ная груп­па – де­ти при­мер­но от 5 лет (на­ча­ло уча­стия в груп­по­вых иг­рах «с пра­ви­ла­ми» и ре­гу­ля­ци­ей иг­ро­вых взаи­мо­от­но­ше­ний с по­мо­щью тек­стов дет­ско­го фольк­ло­ра: счи­та­лок, иг­ро­вых при­пе­вок и т. п.) до 12–13 лет, ко­гда в ре­зуль­та­те из­ме­не­ний лич­но­сти, свя­зан­ных с под­ро­ст­ко­вым воз­рас­том, из дет­ско­го ре­пер­туа­ра ухо­дят осн. фор­мы тра­ди­ци­он­но­го для Д. с. по­ве­де­ния и ми­ро­воз­зре­ния, сме­ня­ясь фор­ма­ми, ха­рак­тер­ны­ми для под­ро­ст­ко­вой и мо­ло­дёж­ной суб­куль­ту­ры. Пе­ри­од рас­цве­та Д. с. при­хо­дит­ся на воз­раст 7–11 лет и свя­зан с но­вы­ми со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. по­треб­но­стя­ми ре­бён­ка: рез­ким рас­ши­ре­ни­ем кру­га об­ще­ния ре­бён­ка с др. деть­ми, не­об­хо­ди­мо­стью са­мо­стоя­тель­но ус­та­нав­ли­вать от­но­ше­ния с «чу­жи­ми» взрос­лы­ми (учи­те­ля­ми, про­дав­ца­ми, про­хо­жи­ми и т. д.), а так­же с ак­тив­ным ос­вое­ни­ем тер­ри­то­рии вне до­ма.

Тра­ди­ции Д. с. пе­ре­да­ют­ся от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию де­тей, че­му спо­соб­ст­ву­ет раз­ни­ца в воз­рас­те в 1–3 го­да уча­ст­ни­ков иг­ро­вых дет­ских групп, скла­ды­ваю­щих­ся в осн. вне до­ма: в гор. дво­ре, на иг­ро­вой пло­щад­ке скве­ра, в лет­нем ла­ге­ре и т. п. Та­кие груп­пы вы­сту­па­ют осн. но­си­те­ля­ми и про­вод­ни­ка­ми Д. с.; важ­ней­шим фак­то­ром со­циа­ли­за­ции ре­бён­ка в сре­де свер­ст­ни­ков и раз­ви­тия на­вы­ков парт­нёр­ст­ва яв­ля­ет­ся груп­по­вая иг­ра. Ино­гда в пе­ре­да­че тра­ди­ции мо­гут уча­ст­во­вать взрос­лые (напр., ко­гда рас­ска­зы­ва­ют о соб­ст­вен­ном дет­ст­ве), но мн. ас­пек­ты Д. с. яв­ля­ют­ся пре­сле­дуе­мы­ми со сто­ро­ны взрос­лых или по­та­ён­ны­ми от них (драз­не­ние, рас­ска­зы­ва­ние страш­ных ис­то­рий, ис­пы­та­ния храб­ро­сти, тра­диц. ша­ло­сти). Не­смот­ря на бы­ст­рую сме­ну по­ко­ле­ний де­тей, уст­ный спо­соб пе­ре­да­чи тра­ди­ции и дав­ле­ние со сто­ро­ны взрос­лых, тра­ди­ции Д. с. и тек­сты дет­ско­го фольк­ло­ра от­ли­ча­ют­ся ус­той­чи­во­стью, ино­гда со­хра­ня­ясь сто­ле­тия­ми в сис­те­мах нац. куль­тур.

В от­ли­чие от куль­ту­ры взрос­лых, Д. с. сла­бо во­пло­ще­на в ма­те­ри­аль­ной сре­де, соз­дан­ные деть­ми пред­ме­ты (см. Дет­ское твор­че­ст­во) не­дол­го­веч­ны (ку­ли­чи­ки и зáм­ки из пес­ка, до­ми­ки из оде­ял, «шта­бы» из кар­то­на, ве­ток и до­сок, «клас­си­ки», на­ри­со­ван­ные на ас­фаль­те, и т. п.). Д. с. ос­ваи­ва­ет ок­ру­жаю­щий мир по­сред­ст­вом та­ких тра­диц. прак­тик, как по­хо­ды для ис­сле­до­ва­ния тер­ри­то­рии, по­се­ще­ния «страш­ных» мест, уст­рой­ство «тай­ни­ков» (как спо­соб «за­стол­бить» ос­во­ен­ную ме­ст­ность), до­бы­ча «по­лез­ных ис­ко­пае­мых» на свал­ке и т. п. Наи­бо­лее об­шир­ной и про­ра­бо­тан­ной сфе­рой Д. с. яв­ля­ет­ся пе­ре­да­ча ком­му­ни­ка­тив­но­го опы­та в ви­де тек­стов дет­ско­го фольк­ло­ра (драз­ни­лок и от­го­во­рок, стра­ши­лок, за­га­док и т. п.) и мо­де­лей по­ве­де­ния, ус­ваи­вае­мых при не­по­средств. об­ще­нии. Для разл. ком­му­ни­ка­тив­ных си­туа­ций, мо­де­ли­руе­мых в Д. с., ха­рак­тер­на ус­той­чи­вая триа­да ро­лей – «аг­рес­сор», «по­тен­ци­аль­ная жерт­ва», «на­блю­да­те­ли». Об­раз­цы «пра­виль­но­го» сло­вес­но­го по­ве­де­ния в той или иной «труд­ной» си­туа­ции пред­став­ле­ны в Д. с. в ви­де тек­стов дет­ско­го фольк­ло­ра (обыч­но риф­мо­ван­ных). В Д. с. ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ри­туа­лы: на­па­де­ния и за­щи­ты, при­ми­ре­ния, спра­вед­ли­во­го де­ле­жа благ и др. Дет­ская ма­гия вклю­ча­ет в се­бя ри­туа­лы об­ще­ния с ма­гич. сущ­но­стя­ми (гно­ми­ки, Пи­ко­вая да­ма и т. п.), а так­же разл. га­да­ния и «за­го­ва­ри­ва­ния». Осо­бую те­му со­став­ля­ют сме­хо­вые тра­ди­ции Д. с., во­пло­щён­ные в шут­ках, анек­до­тах и па­ро­ди­ях. В пре­де­лах Д. с. все­гда со­при­сут­ст­ву­ют «дев­чо­но­чья» и «маль­чи­ше­чья» тра­ди­ции.

В совр. ми­ре Д. с. име­ет тен­ден­цию де­гра­ди­ро­вать в круп­ных го­ро­дах из-за то­го, что де­ти ма­ло об­ща­ют­ся со свер­ст­ни­ка­ми, не име­ют мес­та и вре­ме­ни для сво­бод­ных игр вне до­ма. Это при­во­дит к разл. сбо­ям в со­циа­ли­за­ции де­тей, де­фи­ци­ту на­вы­ков кон­ст­рук­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия с ок­ру­жаю­щим ми­ром.

Лит.: Opie I., Opie P. Lore and language of schoolchildren. L., 1958; Мид М. Куль­ту­ра и мир дет­ст­ва. М., 1988; Рус­ский школь­ный фольк­лор. М., 1998; Ви­но­гра­дов Г. «Стра­на де­тей». Избр. тру­ды по эт­но­гра­фии дет­ст­ва. СПб., 1999; Осо­ри­на М. В. Сек­рет­ный мир де­тей в про­стран­ст­ве ми­ра взрос­лых. СПб., 1999.

Вернуться к началу