Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ТСКОЕ ТВО́РЧЕСТВО

Авторы: Н. Н. Фомина

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, активность детей, проявляющаяся в разл. сферах искусства. Реализуется в виде коллективных или индивидуальных, самостоятельных (см. Детская субкультура) или выполненных под руководством взрослого рисунков, в декоративных работах, лепке, конструировании, сочинении разл. текстов (см. Детский фольклор), танцах и др.

Детское творчество. «Цыплята». Паша Юсков, 4 года.

Л. С. Вы­гот­ский на ру­бе­же 1920–1930-х гг. вы­дви­нул кон­цеп­цию «сен­зитив­ных пе­рио­дов раз­ви­тия», влияю­щих на воз­рас­тное че­ре­до­ва­ние пе­рио­дов по­вы­шен­ной ув­ле­чён­но­сти де­тей тем или иным ви­дом ху­дож. твор­че­ст­ва. Это пред­по­ло­же­ние позд­нее на­шло под­твер­жде­ние в со­цио­ло­гич. и пси­хо­ло­го-пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях (Б. Г. Анань­ев, Ю. У. Фохт-­Ба­буш­кин, Б. П. Юсов). У до­шко­ль­ни­ков пре­об­ла­да­ет тя­га к муз.-дра­ма­тич. и сло­вес­ным им­про­ви­за­ци­ям, тан­це­валь­ным дви­же­ни­ям, осо­бен­но к груп­по­вым. На этом эта­пе до­ми­ни­ру­ет дра­ма­ти­за­ция, ко­то­рая впи­ты­ва­ет в се­бя эле­мен­ты др. ви­дов твор­че­ст­ва: му­зы­ки, изо­бра­зит. дея­тель­но­сти и т. д. Ри­сун­ки до­шко­ль­ни­ков и де­тей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та обыч­но пред­став­ля­ют дей­ст­вие, сю­жет, рас­сказ, час­то со­про­во­ж­дае­мый ре­чью и зву­ко­вой ими­та­ци­ей. К кон­цу до­шко­ль­но­го воз­рас­та на­ме­ча­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­ный ин­те­рес к изо­бра­зит. иск-ву. У младших и сред­них подростков и танец, и музыка, и те­атраль­ное действие тяготеют к изобра­зитель­ности: все виды иск-ва усваива­ются на изобразит. основе. Д. т. со­хра­ня­ет ха­рак­тер мас­со­во­го ув­ле­че­ния до 10–12 лет.

Воз­ник­но­ве­ние ин­те­ре­са к Д. т. сов­па­да­ет по вре­ме­ни с на­ча­лом изу­че­ния куль­ту­ры при­ми­тив­ных на­ро­дов, по­яв­ле­ни­ем но­вых срав­нит. ис­сле­до­ва­ний в ар­хео­ло­гии, эт­но­гра­фии, лин­гвис­ти­ке, ис­то­рии иск-ва, дет­ской пси­хо­ло­гии и экс­пе­рим. пе­да­го­ги­ке. Ху­дож­ни­ки аван­гар­диз­ма бы­ли вдох­нов­ле­ны вы­ра­зи­тель­но­стью спон­тан­ных ху­дож. про­яв­ле­ний Д. т. Для А. Ма­тис­са и П. Пи­кас­со ри­сун­ки де­тей бы­ли эта­ло­ном ис­крен­не­го и не­по­сред­ст­вен­но­го вос­при­ятия ми­ра. Дет­ские ри­сун­ки не­ред­ко ста­но­ви­лись экс­по­на­та­ми проф. ху­дож. вы­ста­вок. Про­из­ве­де­ния Д. т., соз­дан­ные вне ра­мок спец. ху­дож. об­ра­зо­ва­ния, ста­ли пред­ме­том сис­те­ма­тич. кол­лек­цио­ни­ро­ва­ния с 1880-х гг. Из­вест­ный ис­то­рик иск-ва Л. Вен­ту­ри, со­брав кол­лек­цию дет­ско­го ри­сун­ка, по­да­рил её часть К. Рич­чи, чья мо­но­гра­фия «Ис­кус­ст­во де­тей» («L’arte dei bambini», 1887) ста­ла пер­вым ис­сле­до­ва­ни­ем Д. т. На­уч. вклад в изу­че­ние и кол­лек­цио­ни­ро­ва­ние изо­бра­зит. твор­че­ст­ва де­тей и под­ро­ст­ков вне­сли Г. Кер­шен­штей­нер в Гер­ма­нии, А. В. Ба­ку­шин­ский, В. М. Бех­те­рев, В. С. Во­ро­нов, Н. А. Рыб­ни­ков и др. – в Рос­сии.

Этап­ным со­бы­ти­ем в ис­то­рии фор­ми­ро­ва­ния кол­лек­ций дет­ско­го ри­сун­ка ста­ла 1-я Ме­ж­ду­нар. вы­став­ка дет­ско­го ри­сун­ка в Мо­ск­ве (ГМИИ, 1934). В ре­зуль­та­те её про­ве­де­ния в Центр. до­ме ху­дож. вос­пи­та­ния де­тей РСФСР был соз­дан пер­вый в СССР Му­зей дет­ско­го ри­сун­ка (1935–46). Кол­лек­ция, пред­став­ляю­щая твор­че­ст­во де­тей и под­ро­ст­ков бо­лее чем из 90 стран (хра­нит­ся в Ин-те ху­дож. об­ра­зо­ва­ния РАО), да­ёт ос­но­ва­ние для все­сто­рон­не­го изу­че­ния дет­ско­го ху­дож. твор­че­ст­ва.

Лит.: Perez B. L’art et la poésie chez l’enfant. P., 1888; Лам­прехт К. Со­би­рай­те ри­сун­ки де­тей! М., 1909; Рич­чи К. Де­ти-ху­дож­ни­ки. М., 1911; Кер­шен­штей­нер Г. Раз­ви­тие ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва ре­бен­ка. М., 1914; Ба­ку­шин­ский А. В. Ху­до­же­ст­вен­ное твор­че­ст­во и вос­пи­та­ние. М., 1922; Шмит Ф. И. По­че­му и за­чем де­ти ри­су­ют. М., 1925; Рыб­ни­ков Н. А. Дет­ские ри­сун­ки и их изу­че­ние. М.; Л., 1926; Luquet G. H. Le dessin enfantin. P., 1927; Read H. The meaning of art. L., 1972; Му­хи­на В. С. Изо­бра­зи­тель­ная дея­тель­ность ре­бен­ка как фор­ма ус­вое­ния со­ци­аль­но­го опы­та. М., 1981; Зень­ков­ский В. В. Пси­хо­ло­гия дет­ст­ва. М., 1996.

Вернуться к началу