ДЕ́ТСКОЕ ТВО́РЧЕСТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, активность детей, проявляющаяся в разл. сферах искусства. Реализуется в виде коллективных или индивидуальных, самостоятельных (см. Детская субкультура) или выполненных под руководством взрослого рисунков, в декоративных работах, лепке, конструировании, сочинении разл. текстов (см. Детский фольклор), танцах и др.
Л. С. Выготский на рубеже 1920–1930-х гг. выдвинул концепцию «сензитивных периодов развития», влияющих на возрастное чередование периодов повышенной увлечённости детей тем или иным видом худож. творчества. Это предположение позднее нашло подтверждение в социологич. и психолого-педагогич. исследованиях (Б. Г. Ананьев, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов). У дошкольников преобладает тяга к муз.-драматич. и словесным импровизациям, танцевальным движениям, особенно к групповым. На этом этапе доминирует драматизация, которая впитывает в себя элементы др. видов творчества: музыки, изобразит. деятельности и т. д. Рисунки дошкольников и детей младшего школьного возраста обычно представляют действие, сюжет, рассказ, часто сопровождаемый речью и звуковой имитацией. К концу дошкольного возраста намечается преимущественный интерес к изобразит. иск-ву. У младших и средних подростков и танец, и музыка, и театральное действие тяготеют к изобразительности: все виды иск-ва усваиваются на изобразит. основе. Д. т. сохраняет характер массового увлечения до 10–12 лет.
Возникновение интереса к Д. т. совпадает по времени с началом изучения культуры примитивных народов, появлением новых сравнит. исследований в археологии, этнографии, лингвистике, истории иск-ва, детской психологии и эксперим. педагогике. Художники авангардизма были вдохновлены выразительностью спонтанных худож. проявлений Д. т. Для А. Матисса и П. Пикассо рисунки детей были эталоном искреннего и непосредственного восприятия мира. Детские рисунки нередко становились экспонатами проф. худож. выставок. Произведения Д. т., созданные вне рамок спец. худож. образования, стали предметом систематич. коллекционирования с 1880-х гг. Известный историк иск-ва Л. Вентури, собрав коллекцию детского рисунка, подарил её часть К. Риччи, чья монография «Искусство детей» («L’arte dei bambini», 1887) стала первым исследованием Д. т. Науч. вклад в изучение и коллекционирование изобразит. творчества детей и подростков внесли Г. Кершенштейнер в Германии, А. В. Бакушинский, В. М. Бехтерев, В. С. Воронов, Н. А. Рыбников и др. – в России.
Этапным событием в истории формирования коллекций детского рисунка стала 1-я Междунар. выставка детского рисунка в Москве (ГМИИ, 1934). В результате её проведения в Центр. доме худож. воспитания детей РСФСР был создан первый в СССР Музей детского рисунка (1935–46). Коллекция, представляющая творчество детей и подростков более чем из 90 стран (хранится в Ин-те худож. образования РАО), даёт основание для всестороннего изучения детского худож. творчества.