ДЕ́ТСКИЙ ФОЛЬКЛО́Р
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ТСКИЙ ФОЛЬКЛО́Р, область традиц. нар. культуры, включающая словесные жанры и формы детского творчества, а также фольклор взрослых, адресованный детям.
Словесное творчество детей имеет все типологич. признаки фольклора (традиционность, проявляющаяся в повторяемости и преемственности; функциональность – включённость в процесс социальной коммуникации; вариативность; бытование преим. в устной форме; синкретизм – сочетание преобладающего словесного начала с жестом, музыкой и танцем) и вместе с тем обладает значит. своеобразием, обусловленным возрастными особенностями и потребностями детского социума. Передача традиций в фольклоре детей, как и в фольклоре взрослых, происходит от одного поколения детей к другому. Гл. функция детского словесного творчества – регулятивная: словесные формулы и тексты помогают ребёнку усвоить необходимые правила поведения как в игре со сверстниками, так и в повседневном общении. Среди типичных жанров: жеребьёвки и считалки, используемые в качестве «игровых прелюдий» (Г. С. Виноградов); медиальные и финальные игровые формулы; словесные игры – небылицы-перевёртыши, скороговорки, поддёвки (или заманки), дразнилки. Богатый паремийный репертуар включает загадки, мирилки, бытовые приговоры, приметы.
Крестьянский Д. ф. стал предметом особого изучения в 19 в. С 4-летнего возраста дети принимали участие в традиц. календарных обрядах, при этом обрядовый фольклор взрослых (колядки, таусени, весенние заклички) ассимилировался и адаптировался в детской среде. Заклички (обращения к дождю, солнцу, животным, растениям) использовались детьми и за пределами традиц. обрядности: в повседневной жизни они составляли основу своеобразных детских окказиональных ритуалов, которые спонтанно возникали в процессе общения ребёнка с миром природы. При всей замкнутости (иногда потаённости) детского фольклора взаимодействие взрослых и детей в традиц. крестьянской культуре было постоянным: детские игры проходили в крестьянской избе, на сельской улице, они естеств. образом включались в календарный обрядовый цикл. В свою очередь, фольклор взрослых был хорошо знаком детям. Взаимосвязи коллективного творчества взрослых и детей представляли собой сложный, непрерывный процесс, имеющий многовековую историю. В детской среде сохранялись забытые взрослыми приговоры и присловья, тексты, генетически восходящие к древним магич. обрядам; при этом они обретали новые функции, трансформировались в соответствии с потребностями детского сообщества. Наряду с этим дети постоянно заимствовали речевые клише, песенные формулы, присловья из репертуара взрослых; в детской игре, в повторяющихся бытовых ситуациях эти тексты подвергались стихийной обработке: приобретали новый ритмич. рисунок, соединялись друг с другом и т. п.
В отличие от крестьянского, фольклор городских детей стал предметом изучения совсем недавно. В нём совмещаются как известные по крестьянскому фольклору, так и новые явления. Так, в целом сохраняются жанры игрового фольклора (считалки, небылицы, поддёвки-заманки и др.), но при этом появляются и новые словесные игровые формы (напр., ритмичные стихотв. тексты при игре «в массаж» или «хлопушки»). В школьном фольклоре проявляется иное отношение к культуре взрослых, чем в крестьянском: субкультура совр. гор. детей часто противостоит культуре взрослых. Большое место в школьном фольклоре занимают смеховые жанры и формы (анекдоты, пародии, садистские стишки); противоположность им составляют мифологич. страшные рассказы («страшилки», по определению М. В. Осориной), прообразом которых послужили былички. Страшные рассказы – попытка детского сообщества объяснить тайну смерти; коллективное переживание детских страхов способствует их преодолению, о котором свидетельствуют пародии на страшилки – «антистрашилки». Др. форма мифотворчества школьников – «детская магия», ритуал вызываний сверхъестественных персонажей (Пиковой дамы, гномиков, Золушки, Жвачного короля и т. п.), который, являясь одной из форм игры, вместе с тем помогает ребёнку утвердить себя перед лицом таинственных сил. В совр. словесном творчестве детей большое развитие получили письм. формы (анкеты, альбомы, гадалки, «письма счастья»).
Фольклор взрослых, обращённый к детям, связан с младенчеством и ранним детством; в фольклористике его принято определять как поэзию пестования или материнский фольклор. Этот пласт Д. ф. основан на многовековом опыте нар. педагогики; все его жанры (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки) полифункциональны: выполняя важнейшую психотерапевтич. функцию, они служат одновременно средством социализации ребёнка, способствуют развитию его познават. способностей. См. также Детская субкультура.