ЗРЕ́ЛОСТЬ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗРЕ́ЛОСТЬ человека, фаза развития организма человека, характеризующаяся окончательной сформированностью всех осн. функций. Понятие З. применяется также для характеристики отд. функций и систем организма (напр., половая З.). Часто З. рассматривается как возраст человека и отождествляется со взрослостью – стабильным периодом жизненного цикла, когда рост и качественные изменения биологич. и психологич. природы в осн. завершены; З. переходит в период старости, когда мн. функции организма снижаются.
Наряду с биологич. З., выражающейся в созревании телесных органов и функций, познавательных, регуляторных и др. структур и функций мозга и нервной системы (эти процессы завершаются, как правило, к 21 году), говорят также о социальной З., связанной с освоением базовых знаний и умений, определяющих возможность успешной адаптации к обществ. жизни («аттестат З.» – традиц. назв. свидетельства об окончании средней школы), а также о личностной или нравственной З., характеризующей способность человека принимать ответственные решения и осуществлять их. Биологич., социальная и личностная З. наступает не одновременно, что затрудняет юридич. определение границ совершеннолетия и науч. определение границ З.: нижнюю располагают в диапазоне от 17 до 30 лет, а верхнюю – от 50 до 70 лет. Столь же большой разброс имеет в разных странах и культурах возраст совершеннолетия, а также его составляющих (возраст наступления уголовной ответственности, получения паспорта, вступления в брак, участия в выборах, вождения транспортных средств и др.). Индивидуальное развитие может отставать от нормативных критериев З.; в тех случаях, когда оно в к.-л. сфере не достигает уровня, типичного для данного возраста, говорят о задержке развития (умственного, психического, личностного, нравственного).
Личностную З., отличающуюся от психофизиологич. З., выделил К. Г. Юнг, а первую развёрнутую характеристику зрелой личности дал Г. Олпорт, выделив следующие её аспекты: разнообразие интересов за пределами своего Я; самосознание, взгляд на себя со стороны; наличие собственной жизненной философии; способность к близким отношениям, сопереживанию; принятие себя; реалистичное восприятие себя и мира. Характеристики личностной, социальной, гражд., проф. З. не привязаны к к.-л. возрастным рамкам и больше обусловлены индивидуальным развитием человека, чем его психофизиологической организацией.
В качестве осн. содержания периода З. обычно рассматривается проф. самореализация, продуктивная деятельность, связанная с потребностью самоотдачи, продолжения себя в виде вклада в благополучие др. людей (Э. Эриксон). Часто период З. совпадает с расцветом способностей и продуктивности человека, хотя нередко, особенно в области худож. и науч. творчества, достижения в период юности или пожилого возраста превосходят достижения периода З. К другим характерным психологич. особенностям З. относятся самостоятельность, эмоциональная гибкость, сбалансированность, формирование устойчивой картины мира и жизненных принципов, ответственность. Характерным явлением периода З. является т. н. кризис середины жизни, или кризис среднего возраста, связанный с осознанием ограниченности ресурсов оставшейся части жизни и необходимостью коррекции жизненных планов; его науч. изучение затруднено большими индивидуальными различиями как в степени выраженности и времени наступления, так и в его конкретном содержании и характере протекания, что отличает его от более универсальных возрастных кризисов детского и юношеского возраста.