Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗРЕ́ЛОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 571

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Леонтьев

ЗРЕ́ЛОСТЬ че­ло­ве­ка, фа­за раз­ви­тия ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, ха­рак­те­ри­зую­щая­ся окон­ча­тель­ной сфор­ми­ро­ван­но­стью всех осн. функ­ций. По­ня­тие З. при­ме­ня­ет­ся так­же для ха­рак­те­ри­сти­ки отд. функ­ций и сис­тем ор­га­низ­ма (напр., по­ло­вая З.). Час­то З. рас­смат­ри­ва­ет­ся как воз­раст че­ло­ве­ка и ото­жде­ст­в­ля­ет­ся со взрос­ло­стью – ста­биль­ным пе­рио­дом жиз­нен­но­го цик­ла, ко­гда рост и ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния био­ло­гич. и пси­хо­ло­гич. при­ро­ды в осн. за­вер­ше­ны; З. пе­ре­хо­дит в пе­ри­од ста­рос­ти, ко­гда мн. функ­ции ор­га­низ­ма сни­жа­ют­ся.

На­ря­ду с био­ло­гич. З., вы­ра­жаю­щей­ся в со­зре­ва­нии те­лес­ных ор­га­нов и функ­ций, по­зна­ва­тель­ных, ре­гу­ля­тор­ных и др. струк­тур и функ­ций моз­га и нерв­ной сис­те­мы (эти про­цес­сы за­вер­ша­ют­ся, как пра­ви­ло, к 21 го­ду), го­во­рят так­же о со­ци­аль­ной З., свя­зан­ной с ос­вое­ни­ем ба­зо­вых зна­ний и уме­ний, оп­ре­де­ляю­щих воз­мож­ность ус­пеш­ной адап­та­ции к об­ществ. жиз­ни («ат­те­стат З.» – тра­диц. назв. сви­де­тель­ст­ва об окон­ча­нии сред­ней шко­лы), а так­же о лич­но­ст­ной или нрав­ст­вен­ной З., ха­рак­те­ри­зую­щей спо­соб­ность че­ло­ве­ка при­ни­мать от­вет­ст­вен­ные ре­ше­ния и осу­ще­ст­в­лять их. Био­ло­гич., со­ци­аль­ная и лич­но­ст­ная З. на­сту­па­ет не од­но­вре­мен­но, что за­труд­ня­ет юри­дич. оп­ре­де­ле­ние гра­ниц со­вер­шен­но­ле­тия и на­уч. оп­ре­де­ле­ние гра­ниц З.: ниж­нюю рас­по­ла­га­ют в диа­па­зо­не от 17 до 30 лет, а верх­нюю – от 50 до 70 лет. Столь же боль­шой раз­брос име­ет в раз­ных стра­нах и куль­ту­рах воз­раст со­вер­шен­но­ле­тия, а так­же его со­став­ляю­щих (воз­раст на­сту­п­ле­ния уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­сти, по­лу­че­ния пас­пор­та, всту­п­ле­ния в брак, уча­стия в вы­бо­рах, во­ж­де­ния транс­порт­ных средств и др.). Ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие мо­жет от­ста­вать от нор­ма­тив­ных кри­те­ри­ев З.; в тех слу­ча­ях, ко­гда оно в к.-л. сфе­ре не дос­ти­га­ет уров­ня, ти­пич­но­го для дан­но­го воз­рас­та, го­во­рят о за­держ­ке раз­ви­тия (ум­ст­вен­но­го, пси­хи­че­ско­го, лич­но­ст­но­го, нрав­ст­вен­но­го).

Лич­но­ст­ную З., от­ли­чаю­щую­ся от пси­хо­фи­зио­ло­гич. З., вы­де­лил К. Г. Юнг, а пер­вую раз­вёр­ну­тую ха­рак­те­ри­сти­ку зре­лой лич­но­сти дал Г. Ол­порт, вы­де­лив сле­дую­щие её ас­пек­ты: раз­но­об­ра­зие ин­те­ре­сов за пре­де­ла­ми сво­его Я; са­мо­соз­на­ние, взгляд на се­бя со сто­ро­ны; на­ли­чие соб­ст­вен­ной жиз­нен­ной фи­ло­со­фии; спо­соб­ность к близ­ким от­но­ше­ни­ям, со­пе­ре­жи­ва­нию; при­ня­тие се­бя; реа­ли­стич­ное вос­при­ятие се­бя и ми­ра. Ха­рак­те­ри­сти­ки лич­но­ст­ной, со­ци­аль­ной, гражд., проф. З. не при­вя­за­ны к к.-л. воз­рас­тным рам­кам и боль­ше обу­слов­ле­ны ин­ди­ви­ду­аль­ным раз­ви­ти­ем че­ло­ве­ка, чем его пси­хо­фи­зио­ло­гической ор­га­ни­за­ци­ей.

В ка­че­ст­ве осн. со­дер­жа­ния пе­рио­да З. обыч­но рас­смат­ри­ва­ет­ся проф. са­мо­реа­ли­за­ция, про­дук­тив­ная дея­тель­ность, свя­зан­ная с по­треб­но­стью са­мо­от­да­чи, про­дол­же­ния се­бя в ви­де вкла­да в бла­го­по­лу­чие др. лю­дей (Э. Эрик­сон). Час­то пе­ри­од З. сов­па­да­ет с рас­цве­том спо­соб­но­стей и про­дук­тив­но­сти че­ло­ве­ка, хо­тя не­ред­ко, осо­бен­но в об­лас­ти ху­дож. и на­уч. твор­че­ст­ва, дос­ти­же­ния в пе­ри­од юно­сти или по­жи­ло­го воз­рас­та пре­вос­хо­дят дос­ти­же­ния пе­рио­да З. К дру­гим ха­рак­тер­ным пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стям З. от­но­сят­ся са­мо­стоя­тель­ность, эмо­цио­наль­ная гиб­кость, сба­лан­си­ро­ван­ность, фор­ми­ро­ва­ние ус­той­чи­вой кар­ти­ны ми­ра и жиз­нен­ных прин­ци­пов, от­вет­ст­вен­ность. Ха­рак­тер­ным яв­ле­ни­ем пе­рио­да З. яв­ля­ет­ся т. н. кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни, или кри­зис сред­не­го воз­рас­та, свя­зан­ный с осоз­на­ни­ем ог­ра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов ос­тав­шей­ся час­ти жиз­ни и не­об­хо­ди­мо­стью кор­рек­ции жиз­нен­ных пла­нов; его на­уч. изу­че­ние за­труд­не­но боль­ши­ми ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми раз­ли­чия­ми как в сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти и вре­ме­ни на­сту­п­ле­ния, так и в его кон­крет­ном со­дер­жа­нии и ха­рак­те­ре про­те­ка­ния, что от­ли­ча­ет его от бо­лее уни­вер­саль­ных воз­рас­тных кри­зи­сов дет­ско­го и юно­ше­ско­го воз­рас­та.

Лит.: Ол­порт Г. Ста­нов­ле­ние лич­но­сти. М., 2002; Хух­лае­ва О. В. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия: мо­ло­дость, зре­лость, ста­рость. М., 2006; Фе­но­мен и ка­те­го­рия зре­ло­сти в пси­хо­ло­гии. М., 2007. См. так­же лит. при статьях Воз­раст че­ло­ве­ка в пси­хо­ло­гии, Воз­рас­тной кри­зис.

Вернуться к началу