Ю́НОСТЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Ю́НОСТЬ, возраст завершения биологич. полового созревания и начала социальной интеграции во взрослую жизнь. Ю. следует за подростковым возрастом, границы периода определяются приблизительно от 15 до 21–23 лет. В англосаксонской культуре сохранилась связанная с окончанием Ю. античная традиция определения совершеннолетия в 21 год.
К концу Ю. достигают полного развития многие психич. функции человека (внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти и др.). Согласно Ж. Пиаже, к 14–15 годам подросток овладевает гипотетико-дедуктивным способом рассуждения, средствами комбинаторного анализа и др., в последующие годы происходит важный процесс дифференциации и специализации интеллектуальных способностей. В возрастной периодизации Д. Б. Эльконина ведущей деятельностью в период ранней Ю. выступает учебно-проф. деятельность и связанный с ней выбор профессии.
Ю. – напряжённый период формирования нравств. сознания, ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения, выбора гражд. позиции личности. Складываются собств. привязанности и взгляды, не обязательно совпадающие с мнениями и ценностями родителей. Поиск своего пути в жизни предполагает интенсивное личное общение, сопоставление своих взглядов с мнениями родителей, друзей, сверстников, представителей разл. социальных и проф. групп. Особое место в Ю. занимают дружба и любовь, т. е. взаимоотношения, основанные не только на общности интересов и увлечений, но и на психологич. и сексуальной близости. Способность устанавливать такого рода отношения Э. Эриксон рассматривал как важное звено в цепи психологич. новообразований поздней Ю. и периода молодости (18–25 лет), возникающее на основе выработки устойчивой личной и социальной идентичности. В то же время для этого возраста характерны проявления максимализма в критич. оценке действительности, поиск собств. идеалов и способов их воплощения в реальной жизни. При неблагоприятных условиях могут возникать острые психологич. конфликты, приводящие к формированию негативной идентичности и самоизоляции.
По окончании Ю. наступает зрелость – время наиболее полной реализации личности во взрослой жизни, решения осн. жизненных задач. Характерной особенностью совр. постиндустриального (информационного) общества является удлинение переходного этапа от Ю. к зрелости (до 30 лет и старше), появление людей типа «взрослый ребёнок» (англ. kid adult), застревающих в юношеском образе жизни и откладывающих вхождение в период зрелости на более позднее время (т. н. синдром Питера Пэна).