Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИА́ДА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 382

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. А. Шичалин

ТРИА́ДА (от греч. τριάς, род. п. τριάδος – трои­ца), ме­тод фи­лос. кон­ст­руи­ро­ва­ния, в ан­тич­но­сти ши­ро­ко при­ме­няв­ший­ся в пла­то­низ­ме и не­оп­ла­то­низ­ме. Прин­цип Т. ис­поль­зо­ван во 2-м пись­ме Пла­то­на при опи­са­нии струк­ту­ры уни­вер­су­ма (уче­ние о трёх ца­рях все­го). Пред­ста­ви­те­ли сред­не­го пла­то­низ­ма учи­ли о трёх на­ча­лах («об­ра­зец – де­ми­ург – ма­те­рия») и трёх сту­пе­нях бы­тия («ум-нус – ду­ша-псю­хе – кос­мос»). Эта по­след­няя Т. бы­ла ис­тол­ко­ва­на как Т. «на­чаль­ных ипо­ста­сей» (у Пор­фи­рия – Т. «со­вер­шен­ных и це­ло­ст­ных ипо­ста­сей»), как реа­ли­за­ция и фор­ма про­яв­ле­ния бо­лее вы­со­ко­го прин­ци­па – Еди­но­го; на­ря­ду с этим у Пло­ти­на и Пор­фи­рия при­зна­ва­лась Т. над­кос­ми­че­ских сверх­чувств. «при­род» («Еди­ное – ум – ду­ша»). Бо­лее от­чёт­ли­во прин­цип Т. как ме­тод фи­лос. кон­ст­руи­ро­ва­ния про­явил­ся в Т. ка­те­го­рий пла­то­нов­ско­го «Фи­ле­ба» «пре­дел – бес­пре­дель­ное – чис­ло», где чис­ло – сред­ний член ме­ж­ду дву­мя про­ти­во­по­лож­но­стя­ми; в «ум­ной» Т. «бы­тие – жизнь – ум» у Пло­тина «ум­ная» жизнь со­вме­ща­ет в се­бе «объ­ек­тив­ность» бы­тия и «субъ­ек­тив­ность» мыс­ли; по­сле­дую­щие не­оп­ла­то­ни­ки (на­чи­ная с Про­кла) по­ни­ма­ли эту Т. как Т. умо­по­сти­гае­мо­го, мыс­ля­ще­го и умо­по­сти­гае­мо­го-и-мыс­ля­ще­го ми­ров в пре­де­лах ума. Чис­то ме­то­дич. смысл, не пред­по­ла­гаю­щий кон­крет­но­го он­то­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ния, име­ет не­оп­ла­то­нич. Т. «пре­бы­ва­ние – вы­сту­п­ле­ние – воз­вра­ще­ние», наи­бо­лее пол­но при­ме­няе­мая в «На­ча­лах тео­ло­гии» Прокла; кон­ст­рук­тив­ный ха­рак­тер дан­ной Т. не пред­по­ла­га­ет по­ни­ма­ния её как по­сле­до­ват. дви­же­ния во вре­ме­ни.

Хри­сти­ан­ское уче­ние о Т. (Трои­це), ис­поль­зуя мыс­лит. мо­де­ли не­оп­ла­то­низ­ма, су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от нео­пла­то­нич. док­три­ны: ипо­ста­си хри­сти­ан­ской Т. – «ли­ца», а не без­лич­ные сущ­но­сти, и они на­хо­дят­ся на од­ном он­то­ло­гич. уров­не («еди­но­сущ­ны»), в от­ли­чие от нис­хо­дя­щих сту­пе­ней Т. у нео­пла­то­ни­ков.

Прин­цип Т. по­лу­ча­ет ши­ро­кое раз­ви­тие в нем. клас­сич. идеа­лиз­ме – у И. Г. Фих­те, Ф. В. Шел­лин­га и осо­бен­но Г. В. Ф. Ге­ге­ля, ко­то­рый пре­вра­тил Т. в уни­вер­саль­ную схе­му вся­ко­го про­цес­са раз­ви­тия: те­зис (ис­ход­ный мо­мент), ан­ти­те­зис (пе­ре­ход в про­ти­во­по­лож­ность, от­ри­ца­ние), син­тез про­ти­во­по­лож­но­стей в но­вом един­ст­ве (сня­тие, от­ри­ца­ние от­ри­ца­ния).

Вернуться к началу