ТРИА́ДА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРИА́ДА (от греч. τριάς, род. п. τριάδος – троица), метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме. Принцип Т. использован во 2-м письме Платона при описании структуры универсума (учение о трёх царях всего). Представители среднего платонизма учили о трёх началах («образец – демиург – материя») и трёх ступенях бытия («ум-нус – душа-псюхе – космос»). Эта последняя Т. была истолкована как Т. «начальных ипостасей» (у Порфирия – Т. «совершенных и целостных ипостасей»), как реализация и форма проявления более высокого принципа – Единого; наряду с этим у Плотина и Порфирия признавалась Т. надкосмических сверхчувств. «природ» («Единое – ум – душа»). Более отчётливо принцип Т. как метод филос. конструирования проявился в Т. категорий платоновского «Филеба» «предел – беспредельное – число», где число – средний член между двумя противоположностями; в «умной» Т. «бытие – жизнь – ум» у Плотина «умная» жизнь совмещает в себе «объективность» бытия и «субъективность» мысли; последующие неоплатоники (начиная с Прокла) понимали эту Т. как Т. умопостигаемого, мыслящего и умопостигаемого-и-мыслящего миров в пределах ума. Чисто методич. смысл, не предполагающий конкретного онтологич. истолкования, имеет неоплатонич. Т. «пребывание – выступление – возвращение», наиболее полно применяемая в «Началах теологии» Прокла; конструктивный характер данной Т. не предполагает понимания её как последоват. движения во времени.
Христианское учение о Т. (Троице), используя мыслит. модели неоплатонизма, существенно отличается от неоплатонич. доктрины: ипостаси христианской Т. – «лица», а не безличные сущности, и они находятся на одном онтологич. уровне («единосущны»), в отличие от нисходящих ступеней Т. у неоплатоников.
Принцип Т. получает широкое развитие в нем. классич. идеализме – у И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и особенно Г. В. Ф. Гегеля, который превратил Т. в универсальную схему всякого процесса развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания).