ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕО́РИЯ (лат. theoria, греч. ϑεωρία, от ϑεωρέω – рассматривать, исследовать) научная, наиболее развитая форма организации науч. знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определённой области действительности – объекта данной Т. Представляет собой целостную, внутренне дифференцированную систему знания, для которой характерны логич. зависимость одних элементов от других, выводимость содержания Т. из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории.
Различение теоретического (созерцательного) и практич. знания восходит к Аристотелю (см. Практика). К античной науке, прежде всего к «Началам» Евклида, восходит и разработка формы систематизации науч. знания, ставшей на много веков идеалом науч. строгости (дедуктивно-аксиоматич. построение теории).
В совр. методологии науки осн. компонентами Т. считаются: 1) исходный эмпирич. базис, включающий множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе наблюдений и экспериментов и требующих теоретич. объяснения; 2) исходная теоретич. основа – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект Т.; 3) множество допустимых в рамках Т. правил логич. вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в Т. утверждений с их доказательствами, составляющая осн. массив теоретич. знания. Центр. роль в формировании Т. играет лежащий в её основе идеализированный объект – теоретич. модель, описывающая некоторую область реальности с помощью определённых гипотетич. допущений и идеализаций (система материальных точек в классич. механике; множество непрерывно хаотически движущихся и взаимодействующих путём соударений молекул в молекулярно-кинетич. Т., и т. д.). В зависимости от формы идеализации и типа идеализированного объекта различают теории описательного типа, математизированные теории, дедуктивные теоретич. системы.
Переход от эмпирич. стадии науки (классификации и обобщения опытных данных) к её теоретич. стадии осуществляется через ряд промежуточных форм, в рамках которых создаются первичные теоретич. конструкции (типологии, объяснительные схемы и т. д.). Зрелая Т. содержит определённый механизм построения знания, внутреннего развёртывания её содержания, воплощает некоторую программу исследования.
Хотя Т. может развиваться в относит. независимости от эмпирич. исследования (посредством знаково-символич. операций по правилам математич. или логич. формализмов; посредством введения разл. гипотетич. допущений или теоретич. моделей, особенно математич. гипотез и моделей; путём мысленного эксперимента с идеализированными объектами), она выступает как реальное знание о мире только тогда, когда получает эмпирич. интерпретацию. При этом как подтверждение Т. отдельными эмпирич. примерами не может служить безоговорочным свидетельством в её пользу, так и противоречие Т. отд. фактам не есть достаточное основание для отказа от неё, оно может стать мощным стимулом её совершенствования. Решение об окончат. отказе от Т. обычно связано с общей дискредитацией лежащей в её основе программы исследования и появлением новой программы, выявляющей более широкие возможности объяснения и предсказания изучаемых реальных явлений.