ОСЕВО́Е ВРЕ́МЯ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСЕВО́Е ВРЕ́МЯ (нем. Achsenzeit), термин философии истории К. Ясперса, обозначающий период между 800 и 200 до н. э., когда независимо друг от друга возникли философские и религиозно-этич. учения, ставшие «духовной основой человечества» и определившие всё последующее развитие человеческой культуры. В этот период «были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М., 1994. С. 33). Центрами О. в. Ясперс считал Грецию (Гомер, философия Парменида, Гераклита, Платона, греч. трагедия и историография), Палестину (пророки библейские), Иран (зороастризм), Китай (конфуцианство, даосизм, моизм – мо цзя и все др. филос. школы) и Индию (Упанишады, буддизм). В О. в. появилось филос. рациональное мышление, в критич. деятельности самосознания противопоставившее себя мифу и бессознательно усвояемой традиции; возникли религии спасения, отвечающие на нужды человека, осознавшего «бытие в целом, самого себя и свои границы», «ужас мира и собственную беспомощность»; человек впервые осознал себя разумной личностью. Используя понятие О. в. для осмысления структуры мировой истории, Ясперс относил к доисторич. периоду все древние культуры, которые не были затронуты духовными движениями осевого времени.