Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСЕВО́Е ВРЕ́МЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 520

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОСЕВО́Е ВРЕ́МЯ (нем. Achsenzeit), тер­мин фи­ло­со­фии ис­то­рии К. Яс­пер­са, обо­зна­чаю­щий пе­ри­од ме­ж­ду 800 и 200 до н. э., ко­гда не­за­ви­си­мо друг от дру­га воз­ник­ли фи­ло­соф­ские и ре­ли­ги­оз­но-этич. уче­ния, став­шие «ду­хов­ной ос­но­вой че­ло­ве­че­ст­ва» и оп­ре­де­лив­шие всё по­сле­дую­щее раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры. В этот пе­ри­од «бы­ли раз­ра­бо­та­ны ос­нов­ные ка­те­го­рии, ко­то­ры­ми мы мыс­лим по сей день, за­ло­же­ны ос­но­вы ми­ро­вых ре­ли­гий, и се­го­дня оп­ре­де­ляю­щих жизнь лю­дей. Во всех на­прав­ле­ни­ях со­вер­шал­ся пе­ре­ход к уни­вер­саль­но­сти» (Яс­перс К. Смысл и на­зна­че­ние ис­то­рии. 2-е изд. М., 1994. С. 33). Цен­тра­ми О. в. Яс­перс счи­тал Гре­цию (Го­мер, фи­ло­со­фия Пар­ме­ни­да, Ге­рак­ли­та, Пла­то­на, греч. тра­ге­дия и ис­то­рио­гра­фия), Па­ле­сти­ну (про­ро­ки биб­лей­ские), Иран (зо­роа­ст­ризм), Ки­тай (кон­фу­ци­ан­ст­во, дао­сизм, мо­изм – мо цзя и все др. фи­лос. шко­лы) и Ин­дию (Упа­ни­ша­ды, буд­дизм). В О. в. поя­вилось фи­лос. ра­цио­наль­ное мыш­ле­ние, в кри­тич. дея­тель­но­сти са­мо­соз­на­ния про­ти­во­пос­та­вив­шее се­бя ми­фу и бес­соз­на­тель­но ус­вояе­мой тра­ди­ции; воз­ник­ли ре­ли­гии спа­се­ния, от­ве­чаю­щие на ну­ж­ды че­ло­ве­ка, осоз­нав­ше­го «бы­тие в це­лом, са­мо­го се­бя и свои гра­ни­цы», «ужас ми­ра и соб­ст­вен­ную бес­по­мощ­ность»; че­ло­век впер­вые осоз­нал се­бя ра­зум­ной лич­но­стью. Ис­поль­зуя по­ня­тие О. в. для ос­мыс­ле­ния струк­ту­ры ми­ро­вой ис­то­рии, Яс­перс от­но­сил к дои­сто­рич. пе­рио­ду все древ­ние куль­ту­ры, ко­то­рые не бы­ли за­тро­ну­ты ду­хов­ны­ми дви­же­ния­ми осе­во­го вре­ме­ни.

Вернуться к началу