ОЛИ́ВИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОЛИ́ВИ Пётр Иоанн, или Пьер де Жан Ольё (Petrus Joannis Olivi, Pierre de Jean Olieu) (1247/48, Сериньян, Лангедок – 14.3.1296, Нарбон, Лангедок), франц. богослов и философ, монах-францисканец. Учился в Париже, испытал влияние идей Иоахима Флорского, стал интеллектуальным лидером спиритуалов. Преподавал в Монпелье, Нарбоне, Флоренции.
В общем русле идей августинианства 13 в. О. разделял концепцию множественности субстанциальных форм, в т. ч. наличия в человеке особой формы телесности. В противоположность Фоме Аквинскому утверждал, что разумная часть души не может быть непосредственной формой тела и поэтому соединяется с ним лишь через вегетативную и сенситивную части души, взаимодействующие с разумной душой при помощи общей для них духовной материи. Этот тезис как несовместимый с концепцией субстанциального единства человека и учением об обладании Христом человеческой природой во всей её полноте был осуждён на Вьеннском соборе 1311–12.
Считая неубедительной августиновскую теорию иллюминации – озарения разума божеств. светом вечных истин, О. объяснял постепенное развитие высшего познания из низшего взаимодействием потенций души: благодаря единству её духовной материи акт познания, зарождающийся в вегетативной и сенситивной частях души, продолжается в её разумной части, где и формирует понятие вещи. При этом О. особо подчёркивал интенционально-волевую направленность познающего субъекта на постигаемый им объект.
О. (до Ж. Буридана и др. представителей парижской школы) поддерживал выдвинутую в 6 в. Иоанном Филопоном теорию импетуса (impetus) как особого качества, сообщаемого метательному снаряду его первоначальной движущей силой. Оказал значит. влияние на таких представителей францисканской мысли, как Дунс Скот, Пётр Ауреоли, У. Оккам.