ПАТРИОТИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАТРИОТИ́ЗМ (от греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – родина, отечество), осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Предпосылки возникновения П. складываются в первобытном обществе и связаны с привязанностью к семье, роду, племени, своей земле, с почитанием родовых божеств и предков.
В Древнем мире эти привязанности становятся осмысленными и обретают идеологич. нагрузку. В Древней Греции изначальный, т. н. полисный П., тесно связанный с понятием гражданства, постепенно, преим. под влиянием греко-персидских войн и столкновения с варварским миром, уступает своё место панэллинскому П., скреплённому единым языком и единой культурой. В Древнем Риме с расширением государства полисный П. вырос в имперский. Одну из основ конфуцианской этики в Древнем Китае вместе с верностью императору составляла любовь к своей стране. В средние века П. предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Визант. империя, Халифат, Священная Римская империя), противостоящая местному П. В сознании русского народа П. существовал вопреки политич. раздробленности и был прочно связан с православием, что особенно проявилось в Смутное время. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотич. идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху».
Сам термин «П.» прочно входит в словарь европ. стран в 18 в. Хотя доминантой понятия «П.» по-прежнему оставалась идея защиты родной страны, на Западе с кон. 18 в. оно обогащается новым смыслом, рождённым революц. событиями эпохи: патриотами называют участников Войны за независимость в англ. колониях в Сев. Америке, патриотов движения в республике Соединённых провинций, Вел. франц. революции, сподвижников С. Боливара в Лат. Америке. В эпоху наполеоновских войн к понятию «П.» в Испании, Португалии, Германии обращаются и консерваторы.
В России с возникновением империи понятие «П.» становится стержнем гос. идеологии. Оно трактуется как высшая нравств. добродетель (Екатерина II, Н. М. Карамзин и др.). После Отеч. войны 1812 П. стал характерной чертой как идеологии «западников» (Т. Н. Грановского, В. Г. Белинского и др.) и «славянофилов» (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского и П. В. Киреевского и др.), так и «официальной народности» теории.
В случае острых гражд. конфликтов на первый план выдвигается некий идеальный образ родины, за который сражаются люди противоположных политич. взглядов: патриотами считали себя «северяне» и «южане» в Гражданской войне в США 1861–65, республиканцы и франкисты в Испании сер. 1930-х гг. и т. д. Однако основой П. всегда оставалась защита отечества от внешней угрозы. Поэтому понятие «П.» стало особенно востребованным во время 2-й мировой войны.
П. повсюду в мире стал мощным политич. орудием: вводится почитание нац. символов (флаг, гимн, герб), создаётся система патриотич. воспитания. Свойство П. консолидировать нацию активно используется властью для реализации разл. политич. проектов. В свою очередь оппозиция часто подвергает правительства критике за их мнимый или действительный отход от патриотич. курса.
Понятию «П.» противополагают обычно понятие космополитизм, однако соотношение этих понятий остаётся достаточно сложным. При определённом взаимном отталкивании они составляют и некое единство – возможно защищать интересы своего отечества и одновременно стремиться к разрешению глобальных проблем (экология, справедливый междунар. экономич. порядок, борьба с эпидемиями и голодом, поддержка жертв политич. преследований и т. д.), опираясь на общечеловеческие ценности.
Если на Западе понятие «П.» широко используется в том же значении, что и понятие «национализм» (впрочем, Ш. де Голль, напр., подчёркивал, что он патриот, а не националист), то в России они по традиции оппонируют друг другу, приобретая аксиологич. оттенки: П. имеет определённо положительный смысл, тогда как национализм (и особенно его крайняя форма – шовинизм) рассматривается в негативном плане как идеология, противопоставляющая народы и государства. В последнее время широкое распространение среди отеч. обществоведов получила идея «гражданского патриотизма», связанная с концепцией «российской гражданской нации».