Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Колокольные звоны

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова

Колокольные звоны

На протяжении веков колокольные звоны составляли органичную часть жизни городов и сёл России. Колокола ежедневно призывали к началу богослужения и отмечали его важные моменты. В праздники, воскресенья, будни, постные дни звучали свои, регламентированные церковным Уставом (см. Типикон) и местными традициями виды звона. Искусство звона традиционно передавалось устным путём, при некоторых соборах и монастырях существовали звонарские артели. Уникальный документ, в котором объясняются приёмы и техники исполнения колокольного звона, – Звонарский устав Оптиной пустыни (опубликован А. С. Никаноровым). Наиболее достоверные сведения о видах звона относятся к 19 – нач. 20 вв., когда были опубликованы его описания и нотации фрагментов.

Обычно при православном храме имеются 3 группы колоколов разной величины, разного назначения и с разными названиями: благовестники (самые тяжёлые), подзвонные (средние), зазвонные (малые). В кон. 19 – нач. 20 вв. число больших колоколов составляло 1–3, средних –2–6 (реже 8–9), численность малых обычно была кратна 2 или 3. Общее число колоколов на колокольнях приходских храмов – от 5–7 до 9–10 (иногда более), а на крупных соборных и монастырских колокольнях – от 9 до нескольких десятков.

Различаются несколько видов канонических звонов, которые могут применяться отдельно или в комбинациях. Древнейший из них – благовест (мерные удары в большой колокол – благовестник), исполняется перед службой, а в некоторых случаях и во время неё, оповещая о начале или совершении важных богослужебных действий). По Уставу, благовест ко Всенощному бдению исполняется «поя Непорочны [Пс. 118] или глаголя псалом 50, тихо 12‑ю» (т. е. 12 раз; продолжительность его составляет около получаса). Перезвон и перебор – поочерёдные удары в несколько колоколов в последовательности, определённой Уставом и местной традицией. Исполняются при совершении чина отпевания, чина погребения, во время выноса плащаницы в Великую субботу, при выносе креста и водосвятии. В Уставе и некоторых описаниях различаются перебор как погребальный звон (медленные удары в каждый колокол, начиная с самого малого, и удар «во вся») и перезвон (поочерёдно во все колокола начиная с самого большого). Трезвон – звон во все колокола (по форме не регламентирован), завершает благовест перед началом всенощного бдения, исполняется во время пения полиелея. Им завершается и литургия в Великие праздники и при архиерейском богослужении. Трезвон исполняется в праздники Рождества Христова – в течение всего дня (от литургии до вечерни) и Пасхи – во время Крестного хода. Упоминающийся в источниках 16–19 вв. «красный звон» (в значении «искусный, красивый») предположительно относился к типу трезвона. В Типиконе он определяется как «звон на Святой неделе и от Фоминой до недели Всех святых во все колокола без большого». В широком смыле «красным звоном» называют праздничные звоны во все колокола, исполняемые при кафедральных соборах, лаврах в Великие праздники и по случаю торжественных событий.

Собственно трезвон стал основой художественного явления, известного как «колокольные звоны», – отдельного вида русского церковного искусства, сложившегося к 17 в. и образовавшего региональные традиции, а в кон. 20 в. влившегося и в светскую концертную традицию. Звонить могут один или несколько звонарей, что зависит от веса и расположения колоколов. В прошлом существовали региональные и локальные традиции колокольного звона: новгородские, московские и др. Со временем они утрачивались, и ныне исследователи отмечают существование двух традиций: ростовской (звонница кремля в Ростове с хорошо сохранившимися историческими колоколами) и псковско-новгородской (Псково-Печерский Успенский монастырь; здесь традиция звона не прерывалась с 15 в.).

Кроме богослужебного употребления, звон церковных и монастырских колоколов служил как набатный при пожаре (частые удары в большой или средний колокол), как путевой в метель и бурю (ряд ударов с промежутками); по случаю коронований, царских свадеб, военных побед, прибытия знатных гостей производился торжественный звон (трезвон).

Распространение колоколов на Руси связано с принятием христианства. Возможно, они были завезены вместе с церковными билами из Византии, однако более вероятно, что колокола пришли на Русь из Западной Европы. Первое упоминание о колоколах датируется 1066 (3‑я Новгородская летопись), первое летописное свидетельство об отливке колокола на Руси относится к 1259. В домонгольский период колокола на Руси были редки (с тех времён сохранилось всего два целых колокола) и, как и западные колокола, невелики по размерам. Со 2‑й пол. 14 в. колокола начали постепенно распространяться по всей Руси, первыми литейщиками были мастера из Западной Европы. Колокола стали размещать в звонницах (Псков, Новгород и др.) и колокольнях. Первоначально звон осуществлялся раскачиванием самого колокола (т. н. очепный звон). В сер. 16 в. на Руси начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе. С увеличением веса раскачивать их становилось всё труднее, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол, а язык. Древний способ звона ныне используется на большой звоннице Псково-Печерского Успенского монастыря (применяется для трёх самых больших колоколов). Нередко большим колоколам давались собственные имена: например, колокола звонницы Ростовского кремля – «Сысой», «Голодарь», колокол-благовестник Троице-Сергиевой лавры – «Лебедь». В 16–17 вв. сформировались многосоставные колокольные наборы (подборы, или звоны). Прежде чем быть помещённым на колокольню, каждый колокол освящается по особому чинопоследованию («Чин благословения кампана, сие есть колокола или звона»; в молитве благословения и освящения архиереем или священником испрашивается сила Божьей благодати для колокола).

Русское колокололитейное дело достигло расцвета ко 2‑й пол. 17 в. Наибольший из когда-либо отливавшихся колоколов – Царь-колокол (св. 200 т; отлит в 1735, мастера И. Ф. и М. И. Маторины; сохранился в повреждённом виде, находится в Московском Кремле). Наибольший из целиком сохранившихся колоколов – Большой Успенский (64 т; отлит в 1819, мастер Я. Завьялов; Успенская звонница Московского Кремля). Самым благозвучным из русских колоколов считался Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (вес 34 т; 1668, мастер А. Григорьев; не сохранился); слушать колокола сюда приезжал С. В. Рахманинов.

Благодаря важным общественным функциям колокол приобретал значение государственного символа. Исстари главный колокол покорённого города был желанным трофеем для победителя, увоз колокола означал утрату независимости города. Колокол изображён на гербах Звенигорода, Далматова, Макарьева.

В кон. 19 в. в России колокололитейным делом было занято 25 заводов, лучшие из них находились в Москве, Ярославле, на Валдае, в Слободском. Запрет на колокольные звоны (первоначально неофициальный), сопровождавшийся массовым разрушением тысяч колоколов, последовал в кон. 1920‑х гг. С 1930 церковные колокола не отливались. Традиция звона сохранялась лишь в некоторых храмах и монастырях, что впоследствии послужило основой для современной реконструкции звонов. Официально церковный звон был разрешён осенью 1945, но большинство храмов уже не смогло восстановить свои традиции. В 2002 РПЦ принят Устав церковного звона.

Исследования колокольных звонов начали появляться в кон. 19 в. В 1880‑е протоиерей А. А. Израилев проводил эксперименты с колоколами Ростовского кремля, стремясь к созданию «гармонически настроенных» (т. е. подобранных по камертонам, с ясной высотой звука) колоколов; его инициатива в то время не получила развития. Отдельные фундаментальные публикации относятся к нач. 20 в., в них были зафиксированы особенности звучания отдельных колоколов (Н. С. Померанцев, Е. Н. Лебедева) и целых наборов (П. Ф. Гедике, А. В. Кусакин, К. К. Сараджев). Зимой 1913/14 в Москве сделана первая грамзапись звучания колоколов (по инициативе звукорежиссёра Ф. Гайсберга, британская фирма «Grammophone»). В 1932 Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд осуществили фонограмму звонов новгородского Юрьева монастыря (колокола не сохранились). Значительный общественный резонанс в СССР и за рубежом вызвало издание в 1960‑е гг. грампластинки «Ростовские звоны» (записаны фирмой «Мелодия», пластинка экспонировалась на Всемирной выставке ЭКСПО‑67 в Монреале, 1967). С 1980‑х гг. в России наблюдается широкое увлечение колокольными звонами. Проводятся концерты и фестивали колокольной музыки, один из центров возрождения колокольного звона – Музей деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом «Малые Карелы» в Архангельской области. В 1995 основан Московский колокольный центр для подготовки церковных звонарей. Ныне функционируют школы и центры обучения колокольному звону в Москве, Архангельске, Новгороде Великом, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Ярославле и др. С кон. 1980‑х гг. возобновлено литьё колоколов (в Воронеже, Москве, Каменске-Уральском, Тутаеве), однако современные мастера-литейщики не всегда достигают необходимого результата: многие новые колокола не имеют традиционного сложного звукового спектра и обладают неприятным дребезжащим звуком.

Наряду с собственно колокольными звонами, на территории России распространяется искусство игры на карийоне. Колокола карийона, типичного для Западной Европы, в отличие от русских колоколов с их трудноуловимой на слух звуковысотностью, дают диатонический или хроматический звукоряд и способны производить мелодии и даже отдельные музыкальные пьесы. В комплект колоколов концертного карийона, в 2001 установленного на колокольне собора Святых Петра и Павла в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, входят несколько колоколов, привезённых Петром I из Голландии.

В 2009 на территории дацана Ринпоче Багша в Улан-Удэ (Бурятия) установлен первый в России большой буддийский колокол: колокол Четырёх Печатей (вес 700 кг, диаметр основания 1,03 м).

Лит.: Казанский П. С. О призыве к богослужению в восточной церкви // Труды I Археологического съезда в Москве. М., 1871; Рыбаков С. Г. Церковный звон в России. СПб., 1896; Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. 5‑е изд. М., 2010; Колокола: История и современность / Сост. Ю. В. Пухначев. М., 1985–1993. Вып. 1–2; Williams E. V. The bells of Russia: History and technology. Princeton, 1985; Ярешко А. С. Колокольные звоны России. М., 1992; он же. Колокольные звоны России: История, стилистика, функциональность в синтезе храмовых искусств. Саратов, 2005; он же. Русские православные колокольные звоны в синтезе храмовых искусств. М., 2009; Никаноров А. Б. Звонарский устав Оптиной пустыни 1843 г. // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство / Сост. И. А. Чудинова. СПб., 1997. Вып. 1; он же. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб., 2000; Есипова М. Музыкознание и кампанология в православных изданиях // Российская музыкальная газета. 1999. Май. № 5 (35); Музыка колоколов / Сб. исследований и материалов. СПб., 1999; Православный колокольный звон: Теория и практика / Сост. И. В. Коновалов, Н. И. Завьялов. М., 2002; Чудинова И. А. «И тако совершится день и нощь»: Колокольные звоны // Чудинова И. А. Время безмолвия: Музыка в монастырском уставе. СПб., 2003; Горкина А. Н. Русские колокольные звоны: Особенности музыкальной организации. М., 2003; Мишуровский К. А. Специфическое благозвучие колоколов большой ростовской соборной звонницы // История и культура Ростовской земли, 2007. Ростов, 2008.

Вернуться к началу