
РОСТО́В
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОСТО́В, город в России, в Ярославской обл., центр Ростовского р-на. Нас. 30,9 тыс. чел. (2014). Расположен на берегу оз. Неро. Ж.-д. ст. Ростов-Ярославский. Через Р. проходит федеральная автотрасса «Холмогоры» (Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск).
В кон. 7–10 вв. на месте Р. существовало поселение мери. Изучались следы ремесленной деятельности; среди находок – разл. бытовые предметы, керамика, привозные бусы и украшения. Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 среди городов, подвластных кн. Рюрику. С 980-х гг. прослеживается постоянная гор. застройка. Гор. укрепления 10–13 вв. не сохранились (вероятно, существовали ров и вал по периметру гор. территории). В кон. 10–11 вв. город неоднократно отдавался в держание сыновьям киевских князей [в т. ч. Ярославу Владимировичу Мудрому, Борису Владимировичу (см. в ст. Борис и Глеб) и др.]. С 3-й четв. 11 в. центр епархии (до 1788), тогда же в городе построена первая на северо-востоке Руси дерев. ц. Успения Пресвятой Богородицы. В 11–13 вв. крупнейший город Сев.-Вост. Руси. В кон. 11 – сер. 12 вв. один из гл. центров Ростово-Суздальского княжества, затем в составе Владимирского вел. кн-ва. В Ипатьевской летописи при описании событий 1151 назван Ростовом Великим. Расцвет Р. пришёлся на последнюю четв. 12 – нач. 13 вв. Среди археологич. находок – предметы импорта, монеты, княжеские печати и др. Столица Ростовского княжества (с зимы 1207/08). В 1238 занят монголами, видимо, без боя во время монголо-татарского нашествия.
В 13–15 вв. город постепенно терял своё политич. и экономич. значение, прекратился рост гор. территории, некоторые ранее освоенные участки запустели. В кон. 1-й четв. 14 в. (не позднее 1328–1331) город оказался разделён на 2 владельч. части, одна из которых не позднее 1332 была приобретена вел. кн. владимирским Иваном I Даниловичем Калитой. При этом Р. сохранял значение религ. и культурного центра. Продолжалось зародившееся в 12 в. летописание, мн. сведения ростовских летописей вошли в состав общерусских сводов 14–16 вв. При дворе ростовских епископов существовало духовное уч-ще – т. н. Григорьевский затвор, с которым связаны имена Стефана Пермского, Епифания Премудрого и др. В 1474 вел. кн. московский Иван III Васильевич выкупил оставшуюся половину Р. у ростовских князей.
В сер. 16 в. начался подъём экономич. жизни Р. В 1569–72 входил в опричнину. В Смутное время в 1609 разграблен польско-литов. войсками. Уездный город Моск. губ. (1708–12), Ростовской (1712–1719) и Переславль-Залесской (1719–77) провинций Моск. губ., Ярославской губ. (1777–1929; до 1796 Ярославское наместничество). В 18 – нач. 20 вв. крупный торгово-ярмарочный центр. Со 2-й пол. 18 в. существует промысел худож. финифти. В 1870 открыто движение по ж.-д. линии Сергиево – Ярославль, прошедшей через Р. Сов. власть установлена в дек. 1917. Районный центр Ярославского окр. Ивановской Пром. обл. (1929–30), Ивановской Пром. обл. (1930–36), с 1936 Ярославской обл. В 1970 объявлен городом-заповедником.
В центре Р. сохранилась радиально-полукольцевая планировка с 11 радиальными улицами (по плану 1779). На берегу оз. Неро расположен ансамбль Митрополичьего двора (2-я пол. 17 в.; при участии мастера Петра Ивановича Досаева; см. илл. к ст. Кремль), не предназначенный для обороны, но представляющий по замыслу митр. Ионы (Сысоевича) символ Небесного Иерусалима с высокой стеной (выс. до 12 м) и 12 башнями (в т. ч. башня Часобойни, ок. 1695–1698; верхние ярусы разобраны в нач. 19 в.). В центре ансамбля – площадь с квадратным прудом. По периметру – гражд. и церковные постройки, объединённые переходами и «висячими» галереями. Первым в 1650–60-е гг. построен корпус Судного митрополичьего приказа (ныне Музей финифти), затем ок. 1670 – характерные для т. н. стиля Ионы Сысоевича фланкированные 2 башнями сев. Святые ворота с надвратной 5-главой ц. Воскресения, окружённой галереей и украшенной щипцовыми фронтонами. Фрески с обилием архит. и пейзажных фонов, с циклом Страстей, сценами из Ветхого Завета и Апокалипсиса в паперти написаны ок. 1675 под рук. Д. Плеханова и Г. Никитина. На юж. стороне двора – корпус митрополичьих хором (Самуилов корпус; 16 в., нач. 1670-х гг. и в кон. 1770-х гг.). Рядом – Государские хоромы (Красная палата; 1670-е гг.; 2-й этаж и крыльцо разобраны в 1840, реконструированы в 1968–69) и митрополичьи кельи (1690-е гг.; дерев. 2-й этаж перестроен в 1973–74; ныне гостиница). За Самуиловым корпусом – здание Белой столовой палаты (1672), одностолпный интерьер которой восходит к моск. Грановитой палате. В 1675 к ней пристроена поставленная на подклет 16 в. одноглавая домовая ц. Спаса на Сенях с 8-скатным покрытием. Её интерьер уникален: поднятая на 8 ступеней солея отделена от осн. пространства каменной аркадой, опирающейся на золочёные столбы. Фрески с композицией «Страшный суд» на зап. стене созданы ростовским мастером Тимофеем, ярославцами бр. И. и Ф. Карповыми и Д. Плехановым. К юж. стене с квадратной Дровяной (Садовой) башней и Ионинской палаткой примыкают Иераршие палаты (по преданию, в них в нач. 17 в. жил митрополит Ростовский Филарет) и Княжьи терема (нижний этаж, вероятно, 16 в., верхний – 17 в.). В 1683 построены зап. ворота с 2 фланкирующими башнями и стройной надвратной 5-главой ц. Св. Иоанна Богослова на высоком подклете (возможно, остался от Ивановского мон. 16 в.). Интерьер храма украшен фресками и расписным каменным иконостасом (как и в церквах Воскресения и Спаса на Сенях). В ансамбль входит отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной ц. Смоленской иконы Божией Матери (1692–93), оформленные раскраской в «шахмат» (подновлена в 1977), 20 лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко. После смерча 24.8.1953 мн. здания реставрированы под рук. В. С. Баниге; возвращены первоначальные формы перекрытий, искажённые после пожаров в 18 в.
С севера к Митрополичьему двору в кон. 17 в. присоединена соборная часть гор. площади; она обнесена стеной со Святыми вратами (1754). В её центре – кирпичный 5-главый 6-столпный Успенский собор (предположительно 1508–1512 либо кон. 1580-х гг.). В 1950-е и 1970-е гг. частично открыты фрагменты фресок 1589 и росписи 1659, 1669–71 (св. 30 мастеров, в т. ч. костромские и ярославские – С. Дмитриев, И. Владимиров, В. и К. Ананьины, Д. Плеханов, Ф. Савин). Сохранились также двери (1696, кузнец Максим Гордеев), 6-ярусный иконостас (1730-е гг.). В соборе захоронены Ростовские архиереи – святители Леонтий, Исайя, Игнатий и Феодор, благоверный ростовский кн. Василько Константинович (убит монголами в 1238), местночтимые святые архиепископы Григорий Премудрый, Дионисий Грек, Вассиан I (Рыло). Возле собора – звонница с нижним храмом Входа Господня в Иерусалим. К первоначальному 3-пролётному объёму (1682) ок. 1687 пристроен пролёт для самого большого ростовского колокола – «Сысоя» (вес ок. 32 т; отлит здесь же в 1688 мастером Фролом Терентьевым и назван в честь отца митр. Ионы). Среди др. колоколов – «Полиелей» (ок. 16 т; 1683), «Лебедь» (ок. 8 т, 1682; оба отлиты моск. мастером Филиппом Андреевым), «Баран» (1,28 т; 1654, мастер Емельян Данилов). Знаменитые «Ростовские звоны» впервые записаны нотами в 1883–84 свящ. А. А. Израилевым. С юга к ядру Митрополичьего двора примыкает огороженный невысокой стеной Митрополичий сад, расположенный на месте быв. Григорьево-Богословского мон. Предположительно в 1680-е гг. здесь возвели 5-главую ц. Св. Григория Богослова.
В 1632–34 под рук. голл. инженера Я. К. Роденберга центр Р. обнесён частично сохранившимися земляными валами с 9 бастионами. Валы скрыли стены каменной ц. Святых Бориса и Глеба (предположительно 1287), над которой в 1761 выстроена новая церковь (верх не сохр.). Внутри быв. крепости, кроме Митрополичьего двора, сохранились ц. Вознесения (1566, мастер Андрей Малой; колокольня 19 в.; росписи – 1760-х гг., ярославские мастера бр. Д. и К. Иконниковы); Богородице-Рождественский мон. (основан ок. 1391, закрыт в 1926, возрождён в 1997; ц. Рождества Богородицы с трапезной кон. 17 в., росписи – 1715 и 1883; надвратная Тихвинская ц. – 1846; стены с башнями и др.) и ц. Николы на Подозерье (1745–51); руины Конюшенного двора (кон. 17 в.), торговые ряды (в т. ч. Емельяновский корпус – 1780–98, арх. И. М. Левенгаген), Гостиный двор (1840–41, арх. А. И. Мельников) с ц. Спаса на Торгу (1685–1690; росписи – ок. 1762–1764, А. и И. Шустовы, М. Сопляков и др.).
За пределами валов сохранились: церкви – Толгской иконы Божией Матери (1760–67), Св. Леонтия Ростовского на Заровьи (1772 или 1794; сохр. руины), Смоленской иконы Божией Матери с шатровой колокольней (1775), Покрова (1795–98), классицистич. ц. Николы на Всполье (1803–13); 2-этажные жилые дома кон. 18–19 вв., Мытный двор (1831–32, Мельников), Гор. парк (ворота и решётка – 1836; беседка – 1908, арх. Н. Ю. Лермонтов), богадельня Д. М. Плешанова (1867, арх. К. И. Андреев), здание мужской гимназии (1908–1910, арх. П. А. Трубников); дома нач. 20 в. в стиле модерн – администрации и управляющего фабрики «Рольма», Селивановых (1909, оба – арх. Трубников) и др. В 1970-е гг. построены ж.-д. вокзал (1975, арх. А. И. Лаврентьев), гостиница «Ростов» (1980, арх. Л. Губаревич и др.).
На сев.-вост. окраине Р. расположены: Авраамиев монастырь; ц. Похвалы Пресвятой Богородицы (1692–96), настоятельский корпус (1805–11) быв. Петровского мон. (основан в кон. 13 в., закрыт в 1928). На юго-зап. окраине – Спасо-Яковлевский монастырь с быв. гостиницей в неорусском стиле (1913–14) и 5-главый собор Спаса Преображения на Песках (2-я пол. 17 в.) быв. Спасского (Княгинина) мон. (основан в сер. 13 в.; упразднён в 1764). На сев.-зап. окраине – Троице-Сергиев Варницкий мон. (основан в 1427 на месте рождения Прп. Сергия Радонежского, закрыт в 1919, возрождён в 1995; Введенская ц. – 1828; Троицкий собор – 2000–03; собор Св. Сергия Радонежского – 2012–14) и др.
Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль» (основан в 1883, совр. статус с 1969, совр. назв. с 1995; предметы резьбы с 13 в., рукописи с 14 в., иконы с сер. 15 в., лицевое шитьё, серебряные изделия 16–17 вв., живопись с кон. 17 в., коллекции фарфора, финифти и др.), его филиал – Музей ростовского купечества (2008).
Р. – важный туристич. центр, входит в «Золотое кольцо России». Ежегодно город посещают ок. 250 тыс. чел. Традиционно развиты нар. худож. промыслы, в т. ч. изготовление финифти (фабрика «Ростовская финифть», художественно-производств. предприятие «Ростовская эмаль» и др.), сувенирных изделий из чернолощёной керамики. Оптико-механич. завод (приборы для нужд ОПК); предприятия по выпуску мансардных окон, керамич. кирпича, пошиву одежды. Крупное произ-во концентрата квасного сусла, растворимого цикория, мясной и молочной продукции, кондитерских изделий (компания АТРУС).
Близ Р. – Сарский археологический комплекс; Борисоглебский монастырь в пос. Борисоглебский; дерев. ц. Св. Иоанна Богослова в с. Богослов на р. Ишня (предположительно 1687, колокольня 19 в.).