МЕЛИЗМАТИ́ЧЕСКОЕ ПЕ́НИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЛИЗМАТИ́ЧЕСКОЕ ПЕ́НИЕ, мелизматика (от греч., ед. ч. μέλισμα – песнь, мелодия), способ пения, при котором на один слог текста приходится значительное количество разновысотных звуков. Характерно для некоторых жанров (форм) церковной, светской и народной музыки. В традиционной церковной монодии католиков (см. Григорианский хорал) мелизматически распеваются Kyrie, аллилуйи, градуалы, тракты мессы, большие респонсории, версикул Benedicamus Domino оффиция. В традиционной церковной монодии православных мелизматика как правило используется в песнопениях, приуроченных к особо торжественным праздникам, например, в евангельских стихирах большого знаменного распева (см. также статьи Кондакарное пение, Фита). В старинной многоголосной музыке М. п. отмечается в некоторых разновидностях органума (мелизматический органум, клаузулы в метризованных органумах Нотр-Дам школы), в мелизматических разделах (sine littera) средневековых кондуктов и т. д. М. п. характерно также для классической музыки Востока (мугам, макам, рага и др.). Противоположность М. п. – силлабическое пение.
Технический принцип, на который опирается М. п., стал основой орнаментики в вокальной и инструментальной музыке барокко и Нового времени. См. также Мелизмы, Колоратура, Рулада.