ФЕ́РНИХОУ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕ́РНИХОУ (Ferneyhough) Брайан (р. 16.1.1943, Ковентри, Уэст-Мидлендс), английский композитор, музыкальный писатель, педагог. Окончил Бирмингемскую консерваторию (1963) и Королевскую академию музыки в Лондоне как композитор и дирижёр (1967, класс Л. Беркли). Совершенствовался у Т. де Леу в Амстердамской консерватории (1968–69), у К. Хубера в Базельской консерватории (1969–71). Преподавал композицию во Фрайбургской (1973–86) и Гаагской (1986–87) консерваториях, Калифорнийском университете в Сан-Диего (1987–99), Стэнфордском университете (с 2000). Выступал в качестве лектора на Дармштадтских летних курсах новой музыки (с 1976, в 1984–94 координатор курса композиции). В разные годы читал лекции в Королевской высшей музыкальной школе в Стокгольме, Калифорнийском институте искусств, Чикагском и Гарвардском университетах. Выступал с мастер-классами в Муниципальной школе музыки Милана (1984–87). В числе учеников – Л. Бревайс, К. Саариахо, Т. Хосокава, К. Хюблер, И. М. Штауд.
После ряда премьер на Международном фестивале современного искусства в Руайяне в 1974–75 (например, «Транзит» для голосов и ансамбля, 1975) получил широкую известность как лидер музыкально-стилевого направления «новая сложность» (англ. new complexity). Постсериальные по технике сочинения 1970-х гг., с обилием в них особых видов ритмического деления, отмечены «радикальной идиоматичностью» письма (Р. Барретт). Сознательно перегруженные содержащейся в нотном тексте информацией, они оперируют всем спектром доступных музыкальному инструменту возможностей и граничат с неисполнимостью, тем самым провоцируя определённые психосоматические состояния исполнителя в духе театра жестокости А. Арто («Исследования времени и движения 2» для виолончели и электроники, 1976; «Капсула единства» для флейты, 1976).
Начиная с 1980-х гг. под влиянием теории В. Беньямина об аллегории как смысловом разрыве и отчасти в полемике с неоромантизмом В. Рима и др. Фернихоу в своих музыкальных и литературных работах неоднократно проводил идею тактильности музыкального времени и концепцию музыкальной фигуры в её противопоставлении реди-мейдам. Под фигурой он понимает архетипический жест, составляющие которого обретают экспрессивное содержание только диахронически, за счёт энергии его распада на отдельные параметры, которые далее начинают существовать в ткани произведения как «свободные радикалы», подчиняющиеся каждый своему автономному процессу трансформации и системе фильтров-ограничений (2‑й струнный квартет, 1980; «Лемма-Икона-Эпиграмма» для фортепиано, 1981). Показателен программный цикл «Воображаемые темницы» (итал. «Carceri dʼinvenzione», для различных составов, 1986), созданный под впечатлением одноимённой серии офортов Дж. Б. Пиранези, для которых характерно (как и для музыки Фернихоу) отсутствие в перспективных построениях единой точки схода.
В дальнейшем Фернихоу пришёл к расширению музыкального языка через включение в свои сочинения материала прошлых эпох (цикл «Umbrations» для струнного квартета и ансамбля, 2017, на основе произведений для консорта виол К. Тая, но без точных цитат) и созданию работ крупной формы, строящейся как последовательность многочисленных фрагментов [«Внезапность» (нем. «Plötzlichkeit»), для оркестра и 3 женских голосов, 2006; 6-й струнный квартет, 2010]. В этом отношении наиболее значительно вдохновлённое «Представлением о Душе и Теле» Э. де Кавальери и другими образцами ранней оперы музыкально-театральное сочинение «Теневремя» («Shadowtime», Мюнхен, 2004; либретто Ч. Бернстайна). В этой «опере идей» (авторское обозначение жанра) Фернихоу описывает гибель В. Беньямина, с дальнейшей социально-философской реконструкцией его «загробной жизни». В музыке Фернихоу пытается представить альтернативные пути эволюции музыкального театра с 11 в. по 19 в., обращаясь к характерным для каждой из музыкально-исторических эпох формам изнутри их логического устройства, без имитации конкретных стилей и техник.
Премия Эрнста фон Сименса (2007).