РИМ ВОЛЬФГАНГ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИМ (Rihm) Вольфганг (р. 13.3.1952, Карлсруэ), немецкий композитор. В 1972 окончил Высшую школу музыки Карлсруэ (класс композиции О. В. Фельте), также консультировался у Х. Сёрла. Совершенствовался у К. Штокхаузена в Кёльне (1972–73), К. Хубера и В. Фортнера (композиция), Х. Г. Эггебрехта (музыковедение) во Фрайбургской консерватории (1973–76). С 1970 посещал Летние курсы новой музыки в Дармштадте (с 1978 в качестве лектора). Редактор научного ежегодника «Melos» (1984–89). Музыкальный консультант Немецкой оперы в Берлине (1984–89), Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (1990–93). Штатный композитор Люцернского (1997), Зальцбургского (2000) и Страсбурского (2000) международных музыкальных фестивалей. С 1973 преподавал (с перерывом; профессор с 1985) в Высшей школе музыки Карлсруэ. Среди учеников – В. Балтакас, Й. Видман, Р. Сондерс.
Как композитор получил известность после премьеры оркестрового сочинения «Морфония. Сектор 4» (1973) на Донауэшингенском фестивале (1974). Для этой и последовавших за ней работ (Струнный квартет № 3 «Im innersten», 1976; «Музыка для 3 струнных», 1977, Симфония № 3, 1977; камерная опера «Якоб Ленц» по Г. Бюхнеру, Гамбург, 1979) характерны поздне- и постромантические аллюзии в контрастном сочетании с подчёркнуто примитивными и экспрессионистскими жестами (влияние музыки А. Шёнберга периода свободной атональности). Названные сочинения в кон. 1970‑х – нач. 1980-х гг. выдвинули Р. в ряд лидеров направления «новая простота» (нем. neue Einfachheit) в Германии. В музыке, написанной в стилистике «новой простоты», Р. противопоставил авангардизму тех лет инклюзивность языка, развитую интертекстуальность, эмоциональную интенсивность и отказ от конструктивистских схем.
Начиная с 1980-х гг. создавал произведения преимущественно циклами. Ключевым для творческого метода периода 1980-х гг. стало понятие шифра (нем. Chiffre), который Р. истолковал (по следам «Мыслей» Б. Паскаля, например, № 677) как несущий одновременно ясность и сокрытость смысла. Если в более ранних сочинениях – «Суб-контуре» для оркестра (1975) и «Явлении» («Erscheinung») для струнных и фортепиано ad libitum (1978) – аллюзии на Г. Малера и Ф. Шуберта (соответственно) были «погребены» под другими слоями музыки, то в циклах «Звукоописания 1–3» («Klangbeschreibungen», 1987; 1 и 3 – для оркестра, 2 – для голосов, медных и ударных) и циклах для инструментальных ансамблей «Шифры I-VIII» (1988) и «Чуждые сцены I-III» (по Р. Шуману) Р. пришёл к сопоставлению фрагментов – «звуковых скульптур» (англ. sound sculptures), взятых вне исходного контекста. В качестве организующего начала в «зашифрованных» циклах выступили фактура и динамика (как производная от расположения звука в пространстве), а в качестве эстетического ориентира – поздний период творчества Л. Ноно и работы К. Штокхаузена, созданные в т. н. момент-форме («Моменты», 1969, и др.).
В дальнейшем Р. пришёл к существенному усложнению синтаксиса и переосмыслил понятие цикла, который приобрёл формат «работы в работе» (англ. work in progress), создаваемой под влиянием техники «закрашивания» (нем. Übermalung) австрийского художника-авангардиста А. Райнера. Суть метода состоит в наложении новых слоёв на служащий «подмалёвком» материал предыдущих работ (за счёт монтажа, повторов, вставок, регулирования плотности фактуры, изменения инструментовки и др.). Техника композиции в поздних сочинениях Р. родственна технике пролиферации (разрастания) П. Булеза – с той разницей, что у Р. отсутствует исходное порождающее ядро как таковое, а также какая-либо предзаданная и окончательная форма произведения вообще. Такую форму у Р. замещает перечисление и наслаивание музыкальных элементов в русле постмодернистской «”слабой” тенденции формообразования» (франц. la stratégie formelle «faible», термин И. Стояновой). Наиболее показательны циклы «Охоты и формы» для оркестра (2001) и воссоздающий жанр романа-реки цикл «К симфонии-реке I-VI» («Vers une symphonie fleuve») для оркестра (2012), а также «Серафим I-III» для различных составов (2007), вдохновлённый «Театром Серафима» А. Арто.
Р. – автор свыше 400 музыкальных сочинений, в т. ч. сценических, среди них: камерные оперы – «Фауст и Йорик» (Мангейм, 1977), «Гамлет-машина» (по Х. Мюллеру; Мангейм, 1987); оперы – «Эдип» (Берлин, 1987), «Завоевание Мексики» (по А. Арто; Гамбург, 1992), «Дионис» (по Ф. Ницше; Зальцбург, 2010); монодрамы – «Заповедник» (по Б. Штраусу, Мюнхен, 2006), «Прозерпина» (по И. В. Гёте; Шветцинген, 2009); балет «Тутугури» (по Арто, Берлин, 1982).
Премия Эрнста фон Сименса (2003).