Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТЕРВА́Л

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Назайкинский

ИНТЕРВА́Л (от лат. intervallum – про­ме­жу­ток) в му­зы­ке, со­от­но­ше­ние двух музыкальных зву­ков по их вы­со­те (см. Вы­со­та зву­ка). Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся чис­лом ох­ва­ты­вае­мых им сту­пе­ней зву­ко­ря­да и ка­че­ст­вен­ной оп­ре­делён­но­стью, за­ви­ся­щей от чис­ла це­лых то­нов и по­лу­то­нов, раз­де­ляю­щих зву­ки. В обо­зна­че­ни­ях интервалов ука­зы­ва­ет­ся как ко­ли­че­ст­вен­ная (сту­пе­не­вая) ве­ли­чи­на (лат. по­ряд­ко­вые чис­ли­тель­ные или циф­ры), так и ка­че­ст­вен­ная (оп­ре­де­ления «чис­тый», «ма­лый», «боль­шой», «умень­шён­ный», «уве­ли­чен­ный», «два­ж­ды умень­шён­ный», «два­ж­ды уве­ли­чен­ный»). Интервалы в пре­де­лах ок­та­вы на­зы­ва­ют­ся про­сты­ми, бо­лее ши­ро­кие – со­став­ны­ми. Про­сты­ми И. яв­ля­ют­ся:

чистая прима (ч. 1) – 0 тонов

малая секунда (м. 2) – 1/2 тона

большая секунда (б. 2) – 1 тон

малая терция (м. 3) – 11/2 тона

большая терция (б. 3) – 2 тона

чистая кварта (ч. 4) – 21/2 тона

увеличенная кварта (ув.4) – 3 тона

уменьшённая квинта (ум. 5) – 3 тона

чистая квинта (ч. 5) – 31/2 тона

малая секста (м. 6) – 4 тона

большая секста (б. 6) – 41/2 тона

малая септима (м. 7) – 5 тонов

большая септима (б. 7) – 51/2 тонов

чистая октава (ч. 8) – 6 тонов

Простые основные (диатонические) интервалы от звука до.
Простые уменьшённые и увеличенные интервалы от звука до.
Простые дважды увеличенные интервалы от звука до-бемоль.
Простые дважды уменьшённые интервалы от звука до-диез.
Составные (диатонические) интервалы от звука до.

Со­став­ные интервалы: но­на (ма­лая и боль­шая), де­ци­ма (ма­лая и боль­шая), ун­де­ци­ма (чис­тая и уве­ли­чен­ная), дуо­де­ци­ма (умень­шён­ная и чис­тая), терц­де­ци­ма (ма­лая и боль­шая), квар­тде­ци­ма (ма­лая и боль­шая), квин­тде­ци­ма (чис­тая). Ве­ли­чи­на ис­ход­ных из­ме­рительных еди­ниц – то­нов и по­лу­то­нов – оп­ре­де­ля­ет­ся стро­ем му­зы­каль­ным. Интервалы, сов­па­даю­щие по чис­лу ох­ва­ты­вае­мых сту­пе­ней, мо­гут быть раз­лич­ны­ми по чис­лу то­нов и по­лу­то­нов, например, м. 2 и б. 2. В тем­пе­ри­ро­ван­ном строе оди­на­ко­во зву­ча­щие интервалы мо­гут со­дер­жать раз­ное чис­ло сту­пе­ней (см. Эн­гар­мо­низм). Та­ко­вы, например, ув. 4 и ум. 5, со­дер­жа­щие по три то­на и объ­е­ди­няе­мые тер­ми­ном «три­тон».

Со­че­та­ние двух зву­ков в од­но­вре­мен­но­сти на­зы­ва­ет­ся гар­мо­ни­че­ским интервалом, в по­сле­до­ва­тель­но­сти – ме­ло­ди­че­ским. Гар­мо­нические интервалы об­ла­да­ют осо­бен­но яр­кой для слу­ха ок­ра­ской (фо­низ­мом). По ка­че­ст­ву зву­ча­ния они де­лят­ся на кон­со­ни­рую­щие и дис­со­ни­рую­щие (см. Кон­со­нанс и дис­со­нанс). Ниж­ний звук на­зы­ва­ет­ся ос­но­ва­ни­ем интервала, верх­ний – вер­ши­ной. С по­мо­щью ок­тав­ной пе­ре­ста­нов­ки од­но­го или обо­их зву­ков интервала мож­но по­лу­чить об­ра­ще­ние ин­тер­ва­ла. В свя­зи с ро­да­ми ин­тер­валь­ных си­стем интервалы под­раз­де­ля­ют­ся на диа­то­ни­че­ские (см. Диа­то­ни­ка) и хро­ма­ти­че­ские (см. Хро­ма­тизм). Интервалы мень­ше по­лу­то­на ис­поль­зо­ва­лись в древнегреческой му­зы­ке, встре­ча­ют­ся во мно­гих тра­ди­ци­он­ных музыкальных куль­ту­рах ми­ра, в ря­де музыкальных на­прав­ле­ний 20–21 вв. (см. Диеса, Микроинтервал, Мик­ро­хро­ма­ти­ка, Со­но­ри­ка).

  • ИНТЕРВА́Л в музыке, соотношение 2 муз. звуков по их высоте (2008)
Вернуться к началу