Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАГИКОМЕ́ДИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 329

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТРАГИКОМЕ́ДИЯ, дра­ма­тур­гич. жанр, со­че­таю­щий чер­ты тра­ге­дии и ко­ме­дии. Сло­во «Т.» впер­вые упот­ре­бил Плавт в про­ло­ге к «Ам­фит­рио­ну», где Мер­ку­рий так на­зы­ва­ет пред­стоя­щее дей­ст­вие – ко­ме­дию, где уча­ст­ву­ют и пер­со­на­жи тра­ге­дии – бо­ги. По­ня­тие за­им­ст­во­ва­но гу­ма­ни­ста­ми эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­то­рые на­зы­ва­ли Т. лю­бую пье­су, где име­ло ме­сто хо­тя бы од­но на­ру­ше­ние чис­то­ты жан­ро­вых при­зна­ков тра­ге­дии или ко­ме­дии: сме­ше­ние воз­вы­шен­ных и низ­мен­ных пер­со­на­жей, вы­со­ко­го и низ­ко­го сти­лей, смеш­ных и серь­ёз­ных эпи­зо­дов; при этом един­ст­вен­ным обя­зат. при­зна­ком Т. счи­та­лось бла­го­по­луч­ное за­вер­ше­ние тра­гич. кол­ли­зии.

Тра­ги­ко­мич. на­ча­ло за­ро­ж­да­ет­ся в дра­ма­тур­гии Ев­ри­пи­да («Ал­ке­сти­да», «Ион», «Кик­лоп»), уси­ли­ва­ет­ся на ис­хо­де Сред­не­ве­ко­вья (англ. ано­ним­ная пье­са 15 в. «Вся­кий че­ло­век», «Every man») и ста­но­вит­ся са­мо­сто­ят. жан­ром, наи­бо­лее ха­рак­тер­ным для дра­ма­тур­гии мань­е­риз­ма и ба­рок­ко: Ф. Бо­монт, Дж. Флет­чер, позд­ние пье­сы У. Шек­спи­ра («Цим­бе­лин», «Зим­няя сказ­ка», «Бу­ря») – в Анг­лии, А. фон Га­уг­виц, И. Х. Голь­ман – в Гер­ма­нии, Р. Гар­нье, А. Ар­ди, Ж. де Рот­ру – во Фран­ции; к Т. близ­ка ис­пан­ская «ко­ме­дия пла­ща и шпа­ги» (Ло­пе Ф. де Ве­га Кар­пьо и его шко­ла). Наи­боль­ший вклад в раз­ви­тие Т. вне­сла т. н. ро­ман­тич. дра­ма 2-й пол. 16 в., лю­бов­но-при­клю­ченч. сю­жет ко­то­рой, с его за­пу­тан­ной ин­три­гой, вол­ную­щи­ми си­туа­ция­ми и не­ожи­дан­но­стя­ми, пре­об­ла­даю­щей ро­лью слу­чая в судь­бе дей­ст­вую­щих лиц, ос­но­вы­вал­ся на позд­не­гре­че­ском и ры­цар­ском ро­ма­нах, ре­нес­санс­ном эпо­се, позд­не­сред­не­ве­ко­вых и ре­нес­санс­ных аван­тюр­ных но­вел­лах (пье­сы Дж. Ли­ли, Р. Гри­на и др.), а так­же пас­то­раль: пас­то­раль­ные сце­ны поч­ти все­гда при­сут­ст­ву­ют в Т. («тра­ги­ко­ми­че­ская пас­то­раль» Дж. Б. Гва­ри­ни «Вер­ный пас­тух» и др.).

Тра­ги­ко­мич. эле­мент вновь уси­ли­ва­ет­ся в дра­ма­тур­гии с кон. 19 в.: твор­че­ст­во Г. Иб­се­на, А. Стринд­бер­га, Г. Га­упт­ма­на, А. П. Че­хо­ва, в даль­ней­шем – у Ш. О’Кейси, Р. М. дель Ва­лье-Инк­ла­на, Ф. Гар­сии Лор­ки, Л. Пи­ран­дел­ло, Ж. Жи­ро­ду, Ж. Ануя, Э. Ио­не­ско, С. Бек­ке­та, Ж. Кок­то. Яр­кие об­раз­цы рус. Т. 20 в. – пье­сы Н. Р. Эрд­ма­на, А. В. Вам­пи­ло­ва.

Лит.: Herrick M. T. Tragicomedy: Its origin and development in Italy, France and England. Urbana, 1955; Ristine F. H. English tragico­medy: Its origin and history. N. Y., 1963; Styan J. L. The dark comedy: The development of mo­dern comic tragedy. L., 1968; Guthke K. S. Die moderne Tragikomödie. Gött., 1968; Рац­кий И. Про­бле­ма тра­ги­ко­ме­дии и по­след­ние пье­сы Шек­спи­ра // Те­атр. 1971. № 2; Guiche­merre R. La tragicomédie. P., 1981; Hirst D. Tragicomedy. L.; N. Y., 1984.

Вернуться к началу