ТРАГИКОМЕ́ДИЯ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАГИКОМЕ́ДИЯ, драматургич. жанр, сочетающий черты трагедии и комедии. Слово «Т.» впервые употребил Плавт в прологе к «Амфитриону», где Меркурий так называет предстоящее действие – комедию, где участвуют и персонажи трагедии – боги. Понятие заимствовано гуманистами эпохи Возрождения, которые называли Т. любую пьесу, где имело место хотя бы одно нарушение чистоты жанровых признаков трагедии или комедии: смешение возвышенных и низменных персонажей, высокого и низкого стилей, смешных и серьёзных эпизодов; при этом единственным обязат. признаком Т. считалось благополучное завершение трагич. коллизии.
Трагикомич. начало зарождается в драматургии Еврипида («Алкестида», «Ион», «Киклоп»), усиливается на исходе Средневековья (англ. анонимная пьеса 15 в. «Всякий человек», «Every man») и становится самостоят. жанром, наиболее характерным для драматургии маньеризма и барокко: Ф. Бомонт, Дж. Флетчер, поздние пьесы У. Шекспира («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря») – в Англии, А. фон Гаугвиц, И. Х. Гольман – в Германии, Р. Гарнье, А. Арди, Ж. де Ротру – во Франции; к Т. близка испанская «комедия плаща и шпаги» (Лопе Ф. де Вега Карпьо и его школа). Наибольший вклад в развитие Т. внесла т. н. романтич. драма 2-й пол. 16 в., любовно-приключенч. сюжет которой, с его запутанной интригой, волнующими ситуациями и неожиданностями, преобладающей ролью случая в судьбе действующих лиц, основывался на позднегреческом и рыцарском романах, ренессансном эпосе, позднесредневековых и ренессансных авантюрных новеллах (пьесы Дж. Лили, Р. Грина и др.), а также пастораль: пасторальные сцены почти всегда присутствуют в Т. («трагикомическая пастораль» Дж. Б. Гварини «Верный пастух» и др.).
Трагикомич. элемент вновь усиливается в драматургии с кон. 19 в.: творчество Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова, в дальнейшем – у Ш. О’Кейси, Р. М. дель Валье-Инклана, Ф. Гарсии Лорки, Л. Пиранделло, Ж. Жироду, Ж. Ануя, Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Кокто. Яркие образцы рус. Т. 20 в. – пьесы Н. Р. Эрдмана, А. В. Вампилова.