ВА́ЛЬЕ-ИНКЛА́Н РАМОН МАРИЯ ДЕЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́ЛЬЕ-ИНКЛА́Н (Valle-Inclán) Рамон Мария дель (28.10.1869, Вильянуэва-де-Ароса, Галисия – 5.1.1936, Сантьяго-де-Компостела), исп. писатель. Учился в ун-те Сантьяго-де-Компостела (1886–1890). В 1899 лишился руки, что отчасти определило интерес В.-И. к теме физич. и нравств. уродства. В 1892–93, 1910 и 1921 жил в Лат. Америке. Печатался с 1888. В начале творческого пути примыкал к исп. модернизму: сб. сентиментальных и галантных новелл «Женщины: шесть любовных историй» («Femeninas: seis historias amorosas», 1894). Риторически изысканные и ироничные повести, составляющие тетралогию «Сонаты» («Sonatas», 1902–05, рус. пер. 1912, 1966), перекликаются с сочинениями Дж. Казановы, Ж. А. Барбе д’Оревильи, Г. Д’Аннунцио, Ж. М. Эсы ди Кейроша. Гл. герой «Сонат», авантюрист и обольститель маркиз де Брадомин, действует также в одноим. комедии В.-И. («Marqués de Bradomín», 1907) и неск. романах. Характерный для «Сонат» налёт аристократизма сменяется духом народности в предвосхищающей драматургию Ф. Гарсии Лорки драматич. трилогии «Варварские комедии» («Comedias bárbaras», 1907–08, 1922, рус. пер. 1969, 1986), где образ патриархальной галисийской деревни становится символом старой Испании. В нач. 1910-х гг. в творчестве В.-И. усилились гротесковые мотивы и уменьшилась зависимость от модернизма [фарс «Маркиза Росалинда» («La marquesa Rosalinda», 1913) и др.]. Для созданного В.-И. драматич. жанра «эсперпенто» (букв. – пугало, чудище) характерно карнавальное преображение реальности в духе Ф. Гойи и поэтики вертепа: «Светочи богемы» («Luces de bohemia», 1924–27), трилогия «Вторник карнавала» («Martes de carnaval», 1930) и пр. Тема нац. истории периода революции 1868–74 раскрывается в романах, входящих в циклы: «Карлистская война» («La guerra carlista», 1908–09, рус. пер. 1986), где заметно идейно-эстетич. влияние Л. Н. Толстого, и «Арена иберийского цирка» («El ruedo ibérico», 1927–1928, рус. пер. 1936, 1986). Произведения 1920-х гг. отмечены актуальным политич. пафосом: сатирич. роман-памфлет «Тиран Бандерас» («El tirano Banderas», 1926, рус. пер. 1931), в котором В.-И. предвосхитил лат.-амер. антидиктаторскую прозу (М. Астуриас). Среди др. сочинений – три поэтич. сб-ка; филос.-эстетич. эссе «Волшебная лампа» («La lámpara maravillosa», 1916), где сочетается влияние неоплатонизма и теософии Е. П. Блаватской.