Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВА́ЛЬЕ-ИНКЛА́Н РАМОН МАРИЯ ДЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 554-555

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Бурмистрова

ВА́ЛЬЕ-ИНКЛА́Н (Valle-Inclán) Ра­мон Ма­рия дель (28.10.1869, Виль­я­ну­эва-де-Аро­са, Га­ли­сия – 5.1.1936, Сан­ть­я­го-де-Ком­по­сте­ла), исп. пи­са­тель. Учил­ся в ун-те Санть­я­го-де-Ком­по­сте­ла (1886–1890). В 1899 ли­шил­ся ру­ки, что от­части оп­ре­де­ли­ло ин­те­рес В.-И. к те­ме фи­зич. и нравств. урод­ст­ва. В 1892–93, 1910 и 1921 жил в Лат. Аме­ри­ке. Пе­чатал­ся с 1888. В на­ча­ле творческого пу­ти при­мы­кал к исп. мо­дер­низ­му: сб. сен­ти­мен­таль­ных и га­лант­ных но­велл «Жен­щи­ны: шесть лю­бов­ных ис­то­рий» («Fe­me­ninas: seis hi­storias amorosas», 1894). Ри­то­ри­че­ски изы­скан­ные и иро­нич­ные по­вес­ти, со­став­ляю­щие тет­ра­ло­гию «Со­на­ты» («So­natas», 1902–05, рус. пер. 1912, 1966), пе­ре­кли­ка­ют­ся с со­чи­не­ния­ми Дж. Ка­за­но­вы, Ж. А. Бар­бе д’Оревильи, Г. Д’Аннунцио, Ж. М. Эсы ди Кей­ро­ша. Гл. ге­рой «Со­нат», аван­тю­рист и оболь­сти­тель мар­киз де Бра­до­мин, дей­ст­ву­ет так­же в од­но­им. ко­ме­дии В.-И. («Marqués de Bradomín», 1907) и неск. ро­ма­нах. Ха­рак­тер­ный для «Со­нат» на­лёт ари­сто­кра­тиз­ма сме­ня­ет­ся ду­хом на­род­но­сти в пред­вос­хи­щаю­щей дра­ма­тур­гию Ф. Гар­сии Лор­ки дра­ма­тич. три­ло­гии «Вар­вар­ские ко­ме­дии» («Co­medias bárbaras», 1907–08, 1922, рус. пер. 1969, 1986), где об­раз пат­ри­ар­халь­ной га­ли­сий­ской де­рев­ни ста­но­вит­ся сим­во­лом ста­рой Ис­па­нии. В нач. 1910-х гг. в твор­че­ст­ве В.-И. уси­ли­лись гро­те­ско­вые мо­ти­вы и умень­ши­лась за­ви­си­мость от мо­дер­низ­ма [фарс «Мар­ки­за Ро­са­лин­да» («La marquesa Rosa­linda», 1913) и др.]. Для соз­дан­но­го В.-И. дра­ма­тич. жан­ра «эс­пер­пен­то» (букв. – пу­га­ло, чу­ди­ще) ха­рак­тер­но кар­на­валь­ное пре­об­ра­же­ние ре­аль­но­сти в ду­хе Ф. Гойи и по­эти­ки вер­те­па: «Све­то­чи бо­ге­мы» («Luces de bohemia», 1924–27), три­ло­гия «Втор­ник кар­на­ва­ла» («Martes de carnaval», 1930) и пр. Те­ма нац. ис­то­рии пе­рио­да ре­во­лю­ции 1868–74 рас­кры­ва­ет­ся в ро­ма­нах, вхо­дя­щих в цик­лы: «Кар­ли­ст­ская вой­на» («La guerra car­lista», 1908–09, рус. пер. 1986), где за­мет­но идей­но-эс­те­тич. влия­ние Л. Н. Тол­сто­го, и «Аре­на ибе­рий­ско­го цир­ка» («El ruedo ibérico», 1927–1928, рус. пер. 1936, 1986). Про­из­ве­де­ния 1920-х гг. от­ме­че­ны ак­ту­аль­ным по­ли­тич. па­фо­сом: са­ти­рич. ро­ман-пам­флет «Ти­ран Бан­де­рас» («El tirano Ban­deras», 1926, рус. пер. 1931), в ко­то­ром В.-И. пред­вос­хи­тил лат.-амер. ан­ти­дик­та­тор­скую про­зу (М. Ас­ту­ри­ас). Сре­ди др. со­чи­не­ний – три по­этич. сб-ка; фи­лос.-эс­те­тич. эс­се «Вол­шеб­ная лам­па» («La lámpara ma­ra­villosa», 1916), где со­че­та­ет­ся влия­ние не­оп­ла­то­низ­ма и тео­со­фии Е. П. Бла­ват­ской.

Соч.: Избр. про­изв.: В 2 т. Л., 1986; Obra completa. Madrid, 2002.

Лит.: Gómez de la Serna R. Don R. M. de Valle-Inclán. 4 ed. Madrid, 1969; Lavaud H. Valle-Inclán: du journal au roman (1888–1915). P., 1981. Vol. 1–2; Lyon J. The theatre of Valle-Inclán. Ann Arbor, 1998; Villarmeá Al­varez C. R. M. de Valle-Inclán. Vigo, 2002; Ru­bia Barca J. A bio bibliography and iconography of Valle-Inclán. Berk., 1960.

Вернуться к началу