Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАМПИ́ЛОВ АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 568-569

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Монисова

ВАМПИ́ЛОВ Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич (19.8.1937, пос. Ку­ту­лик Ир­кут­ской обл. – 17.8.1972, уто­нул в оз. Бай­кал; по­хо­ро­нен в Ир­кут­ске), рус. дра­ма­тург, про­за­ик. Ро­дил­ся в се­мье учи­те­лей. Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Ир­кут­ско­го ун-та (1960), Выс­шие ли­тературные кур­сы при Лит. ин-те им. М. Горь­ко­го в Мо­ск­ве (1965). Пе­ча­тал в об­ла­ст­ной га­зе­те очер­ки и фель­е­то­ны (под псевд. А. Са­нин); пер­вая кн. рас­ска­зов (под тем же псевд.) – «Сте­че­ние об­стоя­тельств» (1961). В дра­ма­тур­гии де­бю­ти­ро­вал од­но­акт­ны­ми пье­са­ми-шут­ка­ми «Ан­гел» (др. назв. «Два­дцать ми­нут с ан­ге­лом», 1962, пост. 1972), «Дом ок­на­ми в по­ле» (1964) и др. В дра­ма­тур­гии В. ото­бра­же­на эпо­ха ру­бе­жа 1960–70-х гг. с её про­ти­во­ре­чия­ми и кри­зи­сом ве­ры; его ге­рой – реф­лек­сирую­щая лич­ность в со­стоя­нии внутр. раз­ла­да. В ос­но­ве сю­же­тов В., как пра­ви­ло, анек­до­тич. си­туа­ция, ро­зы­грыш или слу­чай­ное сте­че­ние об­стоя­тельств, ко­то­рые ока­зы­ва­ют­ся для ге­роя мо­мен­том ис­ти­ны, ду­хов­но­го про­зре­ния. В са­ти­рич. пье­сах В. пред­став­лен совр. «ма­лень­кий че­ло­век» в си­туа­ции стра­ха смер­ти и по­кая­ния («Про­вин­циаль­ные анек­до­ты», 1971, пост. 1972); рас­кры­ва­ет­ся по­роч­ность ми­ра, по­стро­ен­но­го на ко­ры­сти («Яр­мар­ка», др. назв. «Про­ща­ние в ию­не», 1966, пост. 1972). Ге­рои тра­гич. три­ло­гии В. («Стар­ший сын», 1968, пост. 1969, т/ф 1976; «Ути­ная охо­та», 1970, пост. 1978, т/ф под назв. «От­пуск в сен­тяб­ре», 1987; «Про­шлым ле­том в Чу­лим­ске», 1972, пост. 1974, ф. под назв. «Ва­лен­ти­на», 1983) пе­ре­жи­ва­ют внутр. пе­ре­лом, по-но­во­му ос­мыс­ляя цен­ность че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ний, при­бли­жа­ют­ся к об­ре­те­нию ве­ры. Но­ва­тор­ский ха­рак­тер дра­ма­тур­гии В. про­явил­ся в слия­нии бы­то­вой кон­крет­но­сти и сим­во­ли­ки, в про­ры­ве че­рез гру­бую по­верх­ность жиз­ни к её иде­аль­ной сто­ро­не, в со­еди­не­нии эле­мен­тов фар­са, тра­ги­ко­ме­дии, во­де­ви­ля. Та­лант В. был от­ме­чен кол­ле­га­ми и кри­ти­ка­ми, но его пье­сы не сра­зу на­шли аде­к­ват­ное во­площе­ние на сце­не, по­лу­чив при­зна­ние лишь по­сле смер­ти дра­ма­тур­га. Твор­че­ст­во В. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие рус. дра­ма­тур­гии «но­вой вол­ны».

Соч.: Из­бран­ное. 2-е изд. М., 1984; Фин­ский нож и пер­сид­ская си­рень. Очер­ки и рас­ска­зы. Ир­кутск, 1997; Из­бран­ное / Сост. О. М. Вам­пи­ло­вой, пре­дисл. В. Г. Рас­пу­ти­на, всту­пит. ст. В. Я. Лак­ши­на. М., 1999.

Лит.: Суш­ков БФ. А. Вам­пи­лов: Раз­мыш­ле­ния об идей­ных кор­нях, про­бле­ма­ти­ке, худо­же­ст­вен­ном ме­то­де и судь­бе твор­че­ст­ва дра­ма­тур­га. М., 1989; Гу­шан­ская ЕМ. А. Вам­пи­лов: Очерк твор­че­ст­ва. Л., 1990; Стрель­цо­ва Е. И. Плен ути­ной охо­ты: [О А. Вам­пи­ло­ве]. Ир­кутск, 1998.

Вернуться к началу