СОФИ́СТИКА ВТОРА́Я
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОФИ́СТИКА ВТОРА́Я (новая софистика), литературное и культурное движение 1–4 вв. в Рим. империи; получила развитие преим. на территориях Греции (Эллады) и рим. Азии. Термин ввёл в 1876 нем. филолог Э. Роде, опираясь на периодизацию, предложенную в сб. «Жизнеописания софистов» (нач. 3 в.) Флавия Филострата (см. в ст. Филостраты) – важнейшем первоисточнике по истории С. в. до кон. 2 в.; период 3–4 вв. описан в сб. «Жизнеописания софистов» Евнапия (нач. 5 в.).
С. в. пыталась возродить этич. и эстетич. идеалы эпохи расцвета независимых греч. городов. В области красноречия идеалом С. в. были софисты 5 в. до н. э. (т. н. первая софистика) и афинские ораторы 4 в. до н. э. Расцвет С. в. связан с эллинофильской политикой рим. императоров 1–2 вв. н. э. После нескольких столетий упадка новый подъём проф. греч. риторики начался с открытием в Смирне школы Никета (2-я пол. 1 в. н. э.); в Риме кафедру греч. риторики с гос. жалованьем учредил Веспасиан, в Афинах – Адриан. Крупными центрами поздней С. в. стали Константинополь и Антиохия.
Среди наиболее известных деятелей С. в. – Антоний Полемон, Герод Аттик, Элий Аристид, Ливаний, Гимерий, Фемистий, Афтоний Антиохийский, Лукиан Самосатский. Влият. теоретиками красноречия были Лоллиан из Эфесса и Гермоген из Тарса; техника софистич. декламации описана в трактатах «О торжественном красноречии» (приписывается Менандру из Лаодикеи) и «О возвышенном». Представители С. в. реформировали язык лит. прозы, сделав обязательной и единственной нормой язык аттич. писателей 6–5 вв. до н. э., что было закреплено в нормативных лексикографич. трудах: «Избранные аттические слова и выражения» Фриниха из Вифинии, диалог «Лжесофист» Псевдо-Лукиана (оба 2 в. н. э.). Наиболее престижной формой нового греч. красноречия стали торжественные (эпидейктические) речи, не связанные с к.-л. практич. задачей. Декламациями на филос. темы, хотя, в отличие от древней софистики, в новых риторич. школах и не изучали философию, занимались Дион Хрисостом, Максим Тирский, Фаворин, имп. Юлиан Отступник. Софисты активно сочиняли декламации также на историч. темы, преим. из героич. прошлого Эллады, практически не вспоминая о Риме (среди исключений – «Похвала Риму» Элия Аристида).
Жанровое разнообразие прозы С. в. объясняется влиянием школьных риторич. упражнений (progymnasmata), включавших аргументацию для речей, привязанных к специально сконструированной фабуле – полностью вымышленной или основанной на историч. и мифологич. материале. Упражнения в описании характеров стимулировали интерес к биографии. Отдельный жанр составили описания произведений иск-ва (экфрасис). Одним из популярных риторич. упражнений было сочинение писем от имени известных историч. и мифологич. персонажей или простых людей; результатом такой практики стали сб-ки фиктивных посланий (Алкифрон и др.). Для софистич. историографии (Дион Кассий, Геродиан, Евнапий) характерны сопоставления историч. деятелей, обилие описаний, патетич. сцен.
С. в. оказала решающее влияние на дальнейшее развитие языка, стиля и жанровых форм греч. прозы; разработанные приёмы повествования легли в основу греч. античного романа (Ахилл Татий, Лонг). Среди немногих лат. писателей, чьё творчество близко канонам С. в., – Фронтон и особенно Апулей (оба происходили из Африки, где установилось латино-греч. двуязычие). С. в. вызвала усиление архаистич. тенденций в др.-рим. лит-ре 2 в. (творчество Плиния Младшего, Тацита, Светония Транквилла и др.). Значительно воздействие С. в. на становление лит-ры Византии.