ЛИВА́НИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИВА́НИЙ, Либаний (Λιβάνιος) (314, Антиохия – ок. 393, там же), ранневизантийский ритор. Происходил из аристократич. семьи. Получил филос. и риторич. образование в Антиохии и Афинах (336–340). В 340–342 преподавал как частное лицо в Константинополе, в 344/345–348 занимал пост офиц. ритора Никомедии, где познакомился с Василием Великим, Григорием Нисским и будущим имп. Юлианом Отступником. В 349 победил на состязании риторов, произнеся панегирик императорам Констанцию II и Константу, получил место преподавателя в Константинополе. В 354 вернулся в Антиохию, где стал офиц. софистом города. В правление Юлиана Отступника, покровительствовавшего Л., получил титул квестора, принимал активное участие в обществ.-политич. жизни города. После 365 попал в опалу, воздерживался от публичных выступлений. При Феодосии I (с 378) вновь получил признание и стал префектом претория (383–384).
Корпус сочинений Л. велик по объёму. Наиболее известны 64 публичные речи, посвящённые апологии языч. культуры [«В защиту храмов» («‘ϒπὲρ τῶν ἱερῶν», между 386 и 390), «Артемида» («Ἄρτεμις», 365)], восхвалению Антиохии [«Антиохийская речь» («Ἀντιοχιϰός», 361)], личности Юлиана Отступника [«Монодия Юлиану» («Μονωδία ἑπι ’Ιουλιανῷ», 364), «Эпитафия» («’Επιτάφιος», 365)], обществ.-политич. событиям [«О восстании» («Περί τῆς στάσεως», 387)], а также разл. хозяйств. вопросам жизни Антиохии (положение рабов, патронат, критика отд. членов курии). Особняком стоит автобиографич. речь Л. «Жизнь, или О моей судьбе» («Βίος ἢ πeρί ἑαυτοῦ τύχης», 1-я часть – 374, 2-я часть – 380–392), личная интонация которой сближает её с «Исповедью» Августина. Сохранились также ок. 50 декламаций, в т. ч. «Апология Сократа» («’Απολογία Σωϰράτους»), школьные риторич. упражнения – т. н. Прогимнасмы (Προγυμνάσματα) и св. 1500 писем (в осн. относятся к 355–365, 388–393).
Л. – представитель позднего этапа софистики второй. Будучи апологетом античного красноречия и полисного уклада, органичной частью которого для Л. было и язычество, он тем не менее стал учителем Иоанна Златоуста и, наряду с Фемистием и Аммианом Марцеллином, вёл переписку с отцами Церкви. В последующие века в Византии на Л. неизменно смотрели как на «столп и мерило аттического красноречия» (Фотий), а его стиль служил образцом для подражания мн. христианским мыслителям.