Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРМЯ́НСКИЙ ЯЗЫ́К

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Г. Туманян

АРМЯ́НСКИЙ ЯЗЫ́К, язык ар­мян. Гос. язык Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния. Рас­про­стра­нён так­же в Азер­бай­джа­не, Рос­сии, Гру­зии, Бол­га­рии, Си­рии, Ли­ва­не, Ира­не, Ира­ке, Тур­ции, Фран­ции, Ита­лии, США, Ар­ген­ти­не и др. Об­щее чис­ло го­во­ря­щих на А. я. не ме­нее 5,5 млн. чел. (2004, оцен­ка), из них ок. 3,15 млн. чел. в Ар­ме­нии (2001, пе­ре­пись), ок. 661 тыс. чел. в Рос­сии (2010, пе­ре­пись), ок. 250 тыс. чел. в Гру­зии (2002, пе­ре­пись), ок. 320 тыс. чел. в Си­рии (1993, пе­ре­пись), ок. 240 тыс. чел. в Ли­ва­не (1986, пе­ре­пись), ок. 170 тыс. чел. в Ира­не (1993, пе­ре­пись).

А. я. при­над­ле­жит к ин­до­ев­ро­пей­ским язы­кам, за­ни­мая изо­ли­ро­ван­ное по­ло­же­ние и со­став­ляя осо­бую груп­пу (ряд изо­глосс сбли­жа­ют А. я. с др.-греч. язы­ком и мёрт­вым фри­гий­ским язы­ком). Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей пред­по­ла­га­ют, что в ос­но­ве А. я. ле­жит язык пле­мен­но­го сою­за хай­а­са-ар­ме­нов в со­ста­ве гос-ва Урар­ту.

А. я. име­ет мно­го­числ. диа­лек­ты, силь­но от­ли­чаю­щие­ся как друг от дру­га, так и от лит. язы­ка. Они клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по раз­ным прин­ци­пам, вслед­ст­вие че­го их ко­ли­че­ст­во оп­ре­де­ля­ет­ся от 30 до 50. Диа­лек­ты, как пра­ви­ло, от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га на всех уров­нях – фо­не­ти­чес­ком, мор­фо­ло­ги­чес­ком и лек­си­чес­ком. Вза­имо­по­ни­ма­ние меж­ду но­си­те­ля­ми диа­лек­тов из раз­ных групп за­труд­не­но, а ино­гда прак­ти­че­ски не­воз­мож­но.

Армянский алфавит

Со­вре­мен­ный лит. А. я. пред­став­лен дву­мя ва­ри­ан­та­ми – за­пад­ным, с кон­стан­ти­но­поль­ским диа­лек­том в ос­но­ве, и вос­точ­ным, с опор­ным ара­рат­ским диа­лек­том. Вост. ва­ри­ант – язык ко­рен­но­го на­се­ле­ния Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния (рас­по­ло­жен­ной в вост. об­ла­сти ис­то­рич. Ар­ме­нии), арм. на­се­ле­ния На­гор­но­го Ка­ра­ба­ха, Ира­на, Гру­зии и ча­сти Рос­сии. Вост. ва­ри­ант по­ли­функ­цио­на­лен: яв­ля­ет­ся язы­ком нау­ки, культуры, всех сту­пе­ней об­ра­зо­ва­ния, мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции, на нём име­ет­ся бо­га­тая лит-ра. Зап. ва­ри­ант рас­про­стра­нён сре­ди арм. на­се­ле­ния Тур­ции и сре­ди вы­ход­цев из зап. час­ти ис­то­рич. Ар­ме­нии (вос­ток совр. Тур­ции), в Рос­сии (Дон и Ку­бань), Аб­ха­зии, Ли­ва­не, Си­рии, США, Фран­ции, Ита­лии и др. На зап. ва­ри­ан­те су­ще­ст­ву­ет раз­но­жан­ро­вая лит-ра, ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние в арм. учеб­ных за­ве­де­ни­ях (Ве­не­ция, Кипр, Бей­рут и др.), но он ог­ра­ни­чен в ря­де сфер упо­треб­ле­ния, в ча­ст­но­сти в сфе­ре ес­теств. и точ­ных на­ук. Про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные на зап. ва­ри­ан­те лит. язы­ка, пуб­ли­ку­ют­ся и в Ар­ме­нии.

Раз­ни­ца ме­ж­ду ва­ри­ан­та­ми со­вре­мен­но­го лит. А. я. от­ме­ча­ет­ся на всех уров­нях, осо­бен­но на фо­не­ти­че­ском (в осн. в кон­со­нан­тиз­ме). Лит. ва­ри­ан­ты А. я. раз­ли­ча­ют­ся так­же в об­ра­зо­ва­нии не­ко­то­рых па­деж­ных и гла­голь­ных форм (вос­точ­ный ши­ре ис­поль­зу­ет ана­ли­тич. кон­ст­рук­ции), в упот­реб­ле­нии ар­тик­лей, пред­ло­гов и др. Име­ют­ся за­мет­ные лек­сич. раз­ли­чия. Еди­ная гра­фи­ка сгла­жи­ва­ет не­ко­то­рые раз­ли­чия, но до­пол­нит. труд­но­сти со­зда­ёт раз­ни­ца в ор­фо­гра­фии (уп­ро­щён­ной в СССР для вост. ва­ри­ан­та); в ре­зуль­та­те вза­имо­по­ни­ма­ние письм. тек­стов но­си­те­ля­ми обо­их ва­ри­ан­тов за­тру­дне­но, рас­про­стра­нён пе­ре­вод лит-ры с вост. ва­ри­ан­та на зап. и нао­бо­рот.

Вост. ва­ри­ант со­вре­мен­но­го лит. А. я. име­ет 6 глас­ных фо­нем (стан­дарт­ная тре­у­голь­ная си­сте­ма с до­бав­ле­ни­ем ре­ду­ци­ро­ван­но­го глас­но­го сред­не­го ря­да и сред­него подъё­ма) и 30 со­глас­ных, в т. ч. 15 смыч­ных (9 взрыв­ных, 6 аф­фри­кат, раз­ли­чаю­щих­ся по глу­хо­сти, звон­ко­сти и при­ды­ха­тель­но­сти), 2 но­со­вых, се­рию фри­ка­тив­ных, 3 плав­ных. Вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие ка­те­го­рии слов: су­ще­ст­ви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, гла­го­лы, ме­сто­име­ния и ар­тик­ли, чис­ли­тель­ные, на­ре­чия, пред­ло­ги и по­сле­ло­ги, сою­зы, мо­даль­ные сло­ва и меж­до­метия. Су­ще­ст­ви­тель­ные име­ют 2 чис­ла (ед. и мн.). Мн. ч. об­разу­ет­ся на ос­но­ве агг­лю­ти­на­тив­но­го прин­ци­па (см. Аг­глю­ти­на­ция). Ка­те­го­рии ро­да нет. Су­ще­ст­ву­ет 6 па­де­жей: име­ни­тель­ный, ро­ди­тель­ный, да­тель­ный (по­след­ние два сла­бо диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны), ин­стру­мен­таль­ный, от­ло­жи­тель­ный и мест­ный (по­след­ний об­ра­зу­ет­ся не от всех имён); чис­ло ти­пов скло­не­ния до­сти­га­ет вось­ми. Име­ют­ся пост­по­зи­тив­ный оп­ре­де­лён­ный и пре­по­зи­тив­ный не­оп­ре­де­лён­ный ар­тик­ли (в зап. ва­ри­ан­те оба ар­тик­ля пост­по­зи­тив­ны). При­ла­га­тель­ные не из­ме­ня­ют­ся и не со­гла­су­ют­ся с су­ще­ст­ви­тель­ны­ми. Чис­ли­тель­ные от­ра­жа­ют де­ся­те­рич­ную сис­те­му счё­та; вос­хо­дят к ин­до­ев­роп. кор­не­во­му фон­ду. Гла­гол име­ет сле­дую­щие ка­те­го­рии: 2 за­ло­га (дей­ст­ви­тель­ный и сред­ний), 3 ли­ца, 2 чис­ла, 5 на­кло­не­ний (изъ­я­ви­тель­ное, по­ве­ли­тель­ное, же­ла­тель­ное, ус­лов­ное, по­бу­ди­тель­ное), 3 вре­ме­ни (на­стоя­щее, про­шед­шее, бу­ду­щее), 4 ас­пек­та (им­пер­фек­тив, аорист, пер­фект с эви­ден­ци­аль­ным зна­че­ни­ем, про­спек­тив). Вре­менны́е фор­мы бы­ва­ют про­стые и ана­ли­ти­че­ские (пос­лед­ние пре­об­ла­да­ют). Гла­го­лы име­ют 2 ти­па спря­же­ния и по сво­ей струк­ту­ре мо­гут быть про­сты­ми и суф­фик­саль­ны­ми. Имен­ные от­гла­голь­ные об­ра­зо­ва­ния пред­став­ле­ны мно­го­числ. при­час­тия­ми.

Строй пред­ло­же­ния но­ми­на­тив­ный (см. Но­ми­на­тив­ный строй). Оп­ре­де­ле­ние пре­по­зи­тив­но. По­ря­док слов сво­бод­ный, но обыч­но на пер­вом ме­сте груп­па под­ле­жа­ще­го, за­тем ска­зуе­мо­го, да­лее об­стоя­тель­ства. При этом к эле­мен­ту пред­ло­же­ния, яв­ляю­ще­му­ся ком­му­ни­ка­тив­ным фо­ку­сом, обыч­но при­сое­ди­ня­ет­ся свя­зоч­ная часть ана­ли­тич. ска­зуе­мо­го. Ши­ро­ко пред­став­ле­ны кон­струк­ции с со­чи­нит. и под­чи­нит. свя­зью.

Ис­то­рия пись­мен­но-лит. А. я. де­лит­ся на 3 эта­па. Др.-арм. яз. из­вес­тен с нач. 5 в. – со вре­ме­ни соз­да­ния арм. ал­фа­ви­та. Пись­мен­но-лит. фор­ма др.-арм. яз. на­зы­ва­ет­ся гра­ба­ром (букв. книж­ный язык; клас­сич. фор­мы – 1-я пол. 5 в.). Уст­ный др.-арм. яз. вы­шел из упот­реб­ле­ния к нач. 2-го тыс., однако гра­бар (к ко­то­ро­му бо­лее близ­ка фо­нетич. сис­те­ма вост. ва­ри­ан­та со­вре­мен­но­го лит. А. я.) функ­цио­ни­ро­вал поч­ти до кон. 19 в., кон­ку­ри­руя с но­вым лит. язы­ком; как язык хри­сти­ан­ско­го бо­го­слу­же­ния со­хра­ня­ет­ся по настоящее время. В струк­тур­но-ти­по­ло­гич. от­но­ше­нии др.-арм. яз. – пре­им. флек­тив­но-син­те­тич., в сис­те­ме гла­го­ла пред­став­ле­ны так­же ана­ли­тич. кон­ст­рук­ции. От ин­до­ев­роп. мор­фо­ло­гич. сис­те­мы со­хра­ни­лись: не­ко­то­рые прин­ци­пы об­ра­зо­ва­ния гла­голь­ных и имен­ных ос­нов, отд. па­деж­ные и гла­голь­ные флек­сии, сло­во­об­ра­зо­ват. суф­фик­сы и др. Фо­не­тич. сис­те­ма в осн. чер­тах вос­хо­дит к ин­до­ев­ро­пей­ской, но под­вер­глась ря­ду су­щест­вен­ных мо­ди­фи­ка­ций. В част­но­сти, поя­ви­лись но­вые фри­ка­тив­ные фо­не­мы, сис­те­ма аф­фри­кат, от­сут­ст­во­вав­ших в ин­до­ев­роп. язы­ках. Сис­те­ма взрыв­ных под­вер­глась пе­ре­бою (по­доб­но пе­ре­дви­же­нию со­глас­ных в гер­ман­ских язы­ках) и пред­став­ле­на се­рия­ми звон­ких, глу­хих и при­ды­ха­тель­ных. Ди­ал. чле­не­ние др.-арм. яз. бы­ло вы­ра­же­но сла­бо.

Ср.-арм. этап про­дол­жал­ся с 12 по 16 вв. В этот пе­ри­од сло­жи­ли­сь совр. арм. диа­лек­ты. Использование ср.-арм. лит. языка было ограничено территориаль­но (преим. Киликия и др. зап. области, на востоке сохранял позиции грабар) и функ­ционально (в осн. в естественно-науч. и светской худож. лит-ре). Он ха­рак­те­ри­зо­вал­ся из­ме­не­ния­ми в сис­те­ме кон­со­нан­тиз­ма (ог­лу­ше­ние звон­ких и оз­вон­че­ние глу­хих), мо­но­фтон­ги­за­ци­ей ди­фтон­гов, упот­реб­ле­ни­ем но­вых по­ка­за­те­лей для мн. ч., из­ме­не­ния­ми в лек­си­ке и др.

С 17 в. фор­ми­ру­ет­ся но­вый лит. А. я. в сво­их двух ва­ри­ан­тах.

О пись­мен­но­сти для А. я. и арм. па­мят­ни­ках пись­мен­но­сти см. в ст. Ар­мян­ское пись­мо.

Лит.: Meillet A. Esquisse d’une grammaire comparée de l’arménien classique. Vienne, 1903; 2 е́d. Vienne, 1936; Абе­гян М. Тео­рия ар­мян­ско­го язы­ка. Ер., 1931; 2-е изд. Ер., 1965 (на арм. яз.); Га­ри­бян А. Ар­мян­ская диа­лек­то­ло­гия. Ер., 1953 (на арм. яз.); Ку­сикь­ян И. К. Очер­ки ис­то­ри­чес­ко­го син­так­си­са ли­те­ра­тур­но­го ар­мян­ско­го язы­ка. М., 1959; Ка­пан­цян Г. А. Ис­то­рия ар­мян­ско­го язы­ка. Ер., 1961 (на арм. яз.); Ту­ма­нян Э. Г. Ар­мян­ский язык // Язы­ки на­ро­дов СССР. М., 1966. Т. 1; она же. Струк­ту­ра ин­до­ев­ро­пей­ских имен в ар­мян­ском язы­ке. М., 1978; Аб­ра­мян С. Г., Пар­на­сян Н. А., Ога­нян А. А. Со­вре­мен­ный ар­мян­ский язык. Ер., 1974. Т. 2: Мор­фо­ло­гия (на арм. яз.); Джау­кян Г. Б. Ос­но­вы тео­рии сов­ре­мен­но­го ар­мян­ско­го язы­ка. Ер., 1974 (на арм. яз.); Go­del R. An introduction to the study of ­classical Ar­menian. Wiesbaden, 1975; Аб­ра­мян С. Г. Со­вре­мен­ный ар­мян­ский язык. Ер., 1976. Т. 3: Син­так­сис (на арм. яз.); Ара­ке­лян В. Д., Ха­чат­рян А. А., Эло­ян С. А. Со­вре­мен­ный ар­мян­ский язык. Ер., 1979. Т. 1: Фо­не­ти­ка и лек­си­ко­ло­гия (на арм. яз.); Mi­nassian M. Grammaire d’arménien oriental. N. Y., 1980; Schmidt R. Grammatik der Klas­sisch-Ar­me­nischen mit sprachvergleichenden Erläuterun­gen. Innsbruck, 1981; Grep­pin J. A. C., Kha­cha­tu­rian A. A. A handbook of Armenian dia­lectology. Delmar, 1986; Ко­зин­це­ва Н. А. Времен­ная ло­ка­ли­зо­ван­ность дей­ствия и ее свя­зи с ас­пек­ту­аль­ны­ми, мо­даль­ны­ми и так­сис­ны­ми зна­че­ния­ми. Л., 1991; Kozint­se­va N. A. Modern Eastern Armenian. Münch., 1995.

Сло­ва­ри: Мал­ха­сянц С. С. Тол­ко­вый сло­варь ар­мян­ско­го язы­ка: В 4 т. Ер., 1944–1945 (на арм. яз.); Рус­ско-ар­мян­ский сло­варь: В 4 т. Ер., 1954–1958; Ача­рян Р. Эти­мо­ло­ги­че­ский ко­рен­ной сло­варь ар­мян­ско­го язы­ка: В 4 т. Ер., 1971–1979 (на арм. яз.); Ага­ян Э. Б. Тол­ко­вый сло­варь со­вре­мен­но­го ар­мян­ско­го язы­ка: В 2 т. Ер., 1976 (на арм. яз.).

Вернуться к началу