Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОТОПИ́СЬМЕННОСТИ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Дьяконов

ПРОТОПИ́СЬМЕННОСТИ (пред­пись­мен­но­сти), мне­мо­ни­че­ские зна­ко­вые сис­те­мы, не вос­про­из­во­дя­щие не­по­сред­ст­вен­но речь, но слу­жа­щие на­по­ми­на­ни­ем или под­сказ­кой для ли­ца, вос­при­ни­маю­ще­го (или пе­ре­даю­ще­го да­лее) не­ко­то­рое со­об­ще­ние. Воз­ни­ка­ли у раз­ных пле­мён эпо­хи не­оли­та.

Палетка фараона Нармера. Кон. 4-го тыс. до н. э.

Мне­мо­нич. зна­ком мо­жет быть пред­мет (напр., стре­ла как знак объ­яв­ле­ния вой­ны), ри­су­нок [напр., рель­еф­ные изо­бра­же­ния на боль­шой ка­мен­ной сте­ле 4-го тыс. до н. э., рас­ска­зы­ваю­щие о по­бе­де Верх­не­го Егип­та над Ниж­ним Егип­том (т. н. па­лет­ка На­рме­ра)], ус­лов­ная по­ме­та (узел, за­руб­ка). Од­на­ко о соб­ст­вен­но П. мож­но го­во­рить лишь то­гда, ко­гда вы­ра­бо­та­лась ста­биль­ная сис­те­ма мне­мо­нич. зна­ков (объ­ём­ные изо­бра­же­ния пред­ме­тов на Ближ­нем Вос­то­ке с 8-го тыс. до н. э., ри­сун­ки в Егип­те, Шу­ме­ре, Эла­ме, ри­сун­ки про­то­инд­ской куль­ту­ры 4–3-го тыс. до н. э., ри­су­ноч­ная про­то­пись­мен­ность ац­те­ков). Так, шу­мер­ская ар­хаи­че­ская ие­рог­ли­фи­ка, пред­ше­ст­во­вав­шая кли­но­пи­си, бы­ла П., т. к. не ста­ви­ла це­лью точ­ное вос­про­из­ве­де­ние связ­ной ре­чи. Та­кой вид П. час­то не­точ­но на­зы­ва­ет­ся идео­гра­фи­че­ской пись­мен­но­стью. Од­на­ко П. не яв­ля­ет­ся соб­ст­вен­но пись­мен­но­стью, по­сколь­ку пись­мен­ность – это зна­ко­вая сис­те­ма, вос­про­из­во­дя­щая связ­ную речь. В то же вре­мя да­же П. ори­ен­ти­ру­ет­ся не на по­ня­тия, а на сло­ва, их вы­ра­жаю­щие (хо­тя и от­вле­ка­ясь от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы, слу­жеб­ных слов и т. п.), а по­то­му мо­жет вы­ра­жать и сло­ва, лишь сход­но зву­ча­щие с те­ми, ко­то­рые вы­ра­жа­ют по­ня­тия, ас­со­ции­рую­щие­ся с дан­ным зна­ком-ри­сун­ком. В по­след­нем слу­чае знак вы­сту­па­ет уже не как идео­грам­ма, а как ло­го­грам­ма. В даль­ней­шем такой знак на­чи­на­ет ис­поль­зо­вать­ся для пе­ре­да­чи со­от­вет­ст­вен­но зву­ча­щей по­сле­до­ва­тель­но­сти фо­нем (напр., сло­га), грам­ма­тич. флек­сии, слу­жеб­ных слов и т. п., в ре­зуль­та­те че­го воз­ни­ка­ет сло­вес­но-сло­го­вое пись­мо.

Лит.: Дья­ко­нов И. М. К воз­ник­но­ве­нию пись­ма в Дву­ре­чье // Тру­ды От­де­ла Вос­то­ка Го­су­дар­ст­вен­но­го Эр­ми­та­жа. Л., 1940. Т. 3; Gelb I. J. A study of writing. Chi., 1963; Фрид­рих И. Ис­то­рия пись­ма. 3-е изд. М., 2007.

Вернуться к началу