Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ТРЕС ЛЕКЦИО́НИС

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Дьяконов

МА́ТРЕС ЛЕКЦИО́НИС (лат. matres lec­tio­nis, букв. – матери чтения, каль­ка с др.-евр. קריאה אם «эм криа́», букв. – мать чте­ния), тра­ди­ци­он­ное на­име­но­ва­ние зна­ков для не­ко­то­рых со­глас­ных (обыч­но ʔ, h, j, w, ино­гда ʕ) в слу­чае их при­ме­не­ния для обо­зна­че­ния глас­ных в разл. ти­пах за­пад­но­се­мит­ско­го пись­ма. Пер­во­на­чаль­но древ­несе­мит­ское бу­к­вен­ное кон­со­нант­ное пись­мо, луч­ше все­го из­вест­ное в его фи­ни­кий­ском ва­ри­ан­те (см. Фи­ни­кий­ское пись­мо), со­дер­жа­ло толь­ко зна­ки, пе­ре­даю­щие со­глас­ный + про­из­воль­ный глас­ный или Ø. Позд­нее в свя­зи со стя­же­ни­ем ди­фтон­гов [aw][o:] и [ау][e:] бу­к­вы, ис­поль­зо­вав­шие­ся для обо­зна­че­ния со­глас­но­го зву­ка ди­ф­тон­га, бы­ли пе­ре­ос­мыс­ле­ны как обо­зна­чаю­щие глас­ный звук, поя­вив­ший­ся на его мес­те. Со вре­ме­нем М. л. ста­ли упот­реб­лять­ся и для пе­ре­да­чи дру­гих дол­гих глас­ных, а за­тем и ко­неч­ных глас­ных не­за­ви­си­мо от дол­го­ты; напр.: [kaspī] ‘моё серебро’ – ksp или kspj, [zä] ‘этот’ – z или zh, [ʔo̅d] ‘про­дол­же­ние; ещё’ – ʔd или ʔwd, [ṣīdo̅nīm] ‘сидоняне’ – ṣdnm или ṣdnjm, или ṣjdwnjm. На­пи­са­ние с М. л. на­зы­ва­ет­ся пол­ным (лат. scriptio plena или про­сто plene).

Вре­мя воз­ник­но­ве­ния М. л. точ­но не ус­та­нов­ле­но; не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли на­хо­дят их уже в уга­рит­ском пись­ме и да­же в еги­пет­ском пись­ме, дру­гие счи­та­ют, что до 9–8 вв. до н. э. все зна­ки вы­ра­жа­ли толь­ко со­глас­ные. В по­след­ние ве­ка до н. э. ис­поль­зо­ва­ние М. л. бы­ло рас­ши­ре­но и они мог­ли при­ме­нять­ся да­же к крат­ким глас­ным. В свя­зи с вве­де­ни­ем ди­ак­ри­ти­че­ских зна­ков для глас­ных в свя­щен­ных тек­стах М. л. ста­ли ис­поль­зо­вать­ся в евр. пись­ме (кро­ме по­сле­биб­лей­ских тек­стов) и в си­рий­ском пись­ме – для дол­гих толь­ко фа­куль­та­тив­но и лишь для ко­неч­ных все­гда; в араб­ском пись­ме – для всех дол­гих. Час­тич­но как М. л. при­ме­ня­лись глас­ные бу­к­вы в ма­ло­азий­ских ал­фа­ви­тах и, воз­мож­но, в пер­во­на­чаль­ном гре­че­ском пись­ме; од­на­ко в древ­ней­ших из­вест­ных нам фри­гий­ских и греч. над­пи­сях (8 в. до н. э.) бу­к­вы а, (e̅), е, i, о, у (<финикийских ʔ, ḥ, h, j, ʕ, w) ис­поль­зу­ют­ся уже все­гда для обо­зна­че­ния всех глас­ных – так воз­ник­ло кон­со­нант­но-во­ка­ли­че­ское пись­мо, пред­на­зна­чен­ное для пе­ре­да­чи всех фо­нем язы­ка.

Лит.: Гельб И. За­пад­но­се­мит­ские сил­ла­ба­рии // Тай­ны древ­них пись­мен. М., 1976; он же. Опыт изу­че­ния пись­ма: (Ос­но­вы грам­ма­то­ло­гии). М., 1982; Sass B. The genesis of the alphabet and its development in the second millenium В. С. Wiesbaden, 1988.

Вернуться к началу