МА́ТРЕС ЛЕКЦИО́НИС
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ТРЕС ЛЕКЦИО́НИС (лат. matres lectionis, букв. – матери чтения, калька с др.-евр. קריאה אם «эм криа́», букв. – мать чтения), традиционное наименование знаков для некоторых согласных (обычно ʔ, h, j, w, иногда ʕ) в случае их применения для обозначения гласных в разл. типах западносемитского письма. Первоначально древнесемитское буквенное консонантное письмо, лучше всего известное в его финикийском варианте (см. Финикийское письмо), содержало только знаки, передающие согласный + произвольный гласный или Ø. Позднее в связи со стяжением дифтонгов [aw]→[o:] и [ау]→[e:] буквы, использовавшиеся для обозначения согласного звука дифтонга, были переосмыслены как обозначающие гласный звук, появившийся на его месте. Со временем М. л. стали употребляться и для передачи других долгих гласных, а затем и конечных гласных независимо от долготы; напр.: [kaspī] ‘моё серебро’ – ksp или kspj, [zä] ‘этот’ – z или zh, [ʔo̅d] ‘продолжение; ещё’ – ʔd или ʔwd, [ṣīdo̅nīm] ‘сидоняне’ – ṣdnm или ṣdnjm, или ṣjdwnjm. Написание с М. л. называется полным (лат. scriptio plena или просто plene).
Время возникновения М. л. точно не установлено; некоторые исследователи находят их уже в угаритском письме и даже в египетском письме, другие считают, что до 9–8 вв. до н. э. все знаки выражали только согласные. В последние века до н. э. использование М. л. было расширено и они могли применяться даже к кратким гласным. В связи с введением диакритических знаков для гласных в священных текстах М. л. стали использоваться в евр. письме (кроме послебиблейских текстов) и в сирийском письме – для долгих только факультативно и лишь для конечных всегда; в арабском письме – для всех долгих. Частично как М. л. применялись гласные буквы в малоазийских алфавитах и, возможно, в первоначальном греческом письме; однако в древнейших известных нам фригийских и греч. надписях (8 в. до н. э.) буквы а, (e̅), е, i, о, у (<финикийских ʔ, ḥ, h, j, ʕ, w) используются уже всегда для обозначения всех гласных – так возникло консонантно-вокалическое письмо, предназначенное для передачи всех фонем языка.