
ЛИССАБО́Н
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ЛИССАБО́Н (Lisboa), столица Португалии, центр региона Лиссабон, главный экономич., науч. и культурный центр страны. Нас. 473,6 тыс. чел. (2010); с примыкающими городами Амадора, Кашкайш, Лориш и др. (на правом берегу эстуария р. Тежу), а также Сейшал, Баррейру, Алмада, Мойта, Монтижу (на левом берегу) и городом-спутником Сетубал (в эстуарии р. Саду) образует агломерацию Большой Лиссабон с нас. 2641,7 тыс. чел. Расположен близ побережья Атлантического ок., на холмистом правом берегу эстуария р. Тежу. Оба берега соединены мостами «25 апреля» (1962–1966) и «Васко да Гама» (1995–98, по проекту С. Калатравы; длина 17,2 км – один из самых протяжённых в Европе). Л. – узел наземного, мор. и возд. сообщения междунар. значения. Железные дороги и шоссе связывают Л. с др. городами Португалии и (через Испанию) странами Европы. Морской и речной (на р. Тежу) порт. Междунар. аэропорт Портела. Метрополитен (с 1959). В системе гор. транспорта неск. фуникулёров и лифтовых подъёмников.
Основан финикийцами предположительно во 2-м тыс. до н. э. под назв. Alis Ubbo (Безопасный порт). Впоследствии находился под властью греков, затем Карфагена. В период Пунических войн в 205 завоёван римлянами и получил статус рим. муниципия, с 195 до н. э. в составе рим. Лузитании. Известен как Олисипо [нар. этимология связывает назв. «Л.» с легендой об Одиссее (лат. – Улисс), которому приписывалось основание города]. Располагался на перекрёстке дорог в Мериду и Бракару (ныне Брага), крупный торговый центр. В 419 н. э. захвачен готами, в 457 – свевами, в 469 – вестготами, в 714 – арабами. В период Реконкисты мусульм. Л. (назывался Аль-Ошбуни) неоднократно подвергался нападениям астуро-леонских королей. В 1147 отвоёван португ. королём Афонсу I Энрикишем и включён в состав португ. королевства. В 1179 Л. пожалован форал (свод городского права). Со 2-й пол. 1250-х гг. столица королевства Португалия. Сыграл осн. роль в борьбе против подчинения Кастилии португ. королевства (см. Лиссабонское восстание 1383). С 1393 резиденция архиепископа. В 14–15 вв. один из крупнейших центров посреднич. торговли между странами Сев. Европы и Средиземноморья. В 15–16 вв., в эпоху Великих географических открытий, исходный пункт многочисл. мор. экспедиций. В 1640 в результате восстания в Л. Португалия фактически отделилась от Испании. 1.11.1755 сильно пострадал от землетрясения и пожара; начиная с 1755–1756 и до кон. 18 в. отстраивался заново. В 1807–08, в период наполеоновских войн, оккупирован франц. войсками. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. центр республиканского и рабочего движений. 12.6.1985 в Л. португ. премьер-мин. М. Соаришем от имени португ. президента подписан договор о вхождении Португалии в ЕЭС.
Живописная историч. часть города расположена на 7 холмах. Во времена рим. владычества (205 до н. э. – 5 в. н. э.) велось строительство в районе совр. кварталов Байша и Алфама, где сохраняются музейные археологич. зоны (в т. ч. остатки рим. театра, 57), а также на самом высоком холме (ныне Сан-Жоржи; холм и одноим. замок названы в честь св. Георгия, небесного покровителя Л.): укрепления (уцелели фрагменты стен), которые были перестроены после завоевания Л. арабами (714) и образовали новые гор. стены (Серка-Мора), являвшиеся частью Алькасабы (араб. крепости). По склонам холма на протяжении всего периода араб. владычества велось строительство; сформировался квартал Алфама, который, несмотря на многочисл. вкрапления более поздних зданий, сохранил планировку, типичную для араб. городов, со сложным рисунком улиц, спусков и слепых переулков.
После освобождения Л. от арабов (1147) Алькасаба по приказу короля Афонсу I Энрикиша была перестроена и превращена в укреплённый замок Сан-Жоржи с мощными башнями и стенами с зубцами, который соединил в себе черты араб. и исп. ср.-век. фортификационных сооружений. Одновременно на месте мечети Алфамы было начато возведение нового кафедрального собора Игрежа-ди-Санта-Мария-Майор [ныне Се-ди-Лишбоа (Седес-Эпископалис-ди-Лишбоа; Лиссабонская епископская кафедра)]. Несмотря на позднейшие перестройки, собор (ок. 1150 или 1160–86, франц. зодчие Робер и Бернар, строившие ранее собор в Коимбре; хор и клуатр – 1320-е – 1330-е гг.) до сих пор сохраняет черты, типичные для португ. романики: простая 3-нефная планировка, внешний почти крепостной облик. Простота и лаконичность форм характеризуют и готич. монастырскую ц. Карму (кармелитов; ок. 1389–1423, сильно разрушена во время землетрясения 1755; ныне Археологич. музей).
Новый расцвет архитектуры Л. был связан с эпохой Вел. географич. открытий и деятельностью короля Мануэла I. Стиль мануэлино особенно ярко проявился в архитектуре мон. Жеронимуш (16 в.) и башни Торри-ди-Белен (1514–1521, арх. Ф. ди Арруда) в предместье Белен (обе постройки включены в список Всемирного наследия); также в архитектуре мон. Мадри-ди-Деуш (создан в 1509; ныне Нац. музей изразцов). В 1508–11 перестроен старый королевский дворец (арх. Д. ди Арруда; павильоны – 1577–97, итал. арх. Ф. Терци); фасад дворца Каза-душ-Бикуш (16 в.) украшен алмазной рустовкой. С сер. 16 в. на смену мануэлино пришёл новый строгий стиль, навеянный влияниями исп. стиля дезорнаментадо, – гл. капелла ц. Санта-Мария-ди-Белен в мон. Жеронимуш; капелла Санту-Амару (1549, по проекту Д. ди Торралвы), церкви Сан-Висенти-ди-Фора (1582–1627, по проекту Терци) и Сан-Роки (ок. 1565, Терци, А. Алвариш; в ней – Музей религ. иск-ва).
Барочная архитектура Л. отмечена сильным итал. влиянием: дворцы 17 в. – Митра (перестроен в 1727–32, итал. арх. А. Каневари), Алвор (ныне Нац. музей старинного иск-ва), Пальява, Азуррара (ныне Музей декоративного иск-ва), Фронтейра (знаменит своей коллекцией изразцов); церкви Сан-Мигел в Алфаме (1673–1720, арх. Ж. Нуниш Тиноку), Санта-Энграсия (1684–1712, архитекторы Ж. Нуниш Тиноку, Ж. Антуниш, завершена в 1966; ныне Нац. пантеон), Менину-ди-Деуш (1711–37, М. да Кошта Негрейруш, Ж. Ф. Лудовиси), Мартириш (2-я пол. 18 в., Р. М. душ Сантуш); базилика Санта-Мария-да-Эштрела (1779–90, Р. М. душ Сантуш; парк кон. 18 в.) и др. Только в 1-й пол. 18 в. португ. барокко обретает собств. нац. черты. Постройки стиля жоакино (по имени короля Жуана V) отличает подчёркнутая роскошь декора, обильная лепнина и сплошное золочение (капелла Сан-Жуан-Батишта в ц. Сан-Роки, между 1742 и 1747, арх. Н. Сальви по плану Л. Ванвителли; внутр. убранство церкви мон. Мадри-ди-Деуш, 1-я четв. 18 в.). Сдержанная простота фасадов и роскошь внутр. отделки отличают дворец Белен, построенный Жуаном V (ныне резиденция президента страны). В 1732–48 сооружён акведук «Агуаш ливриш» («Свободные воды»; архитекторы М. да Мая, К. Вьейра и Э. душ Сантуш; протяжённость водной сети ок. 18 км).
В результате землетрясения 1755 особенно пострадал Нижний город (квартал Байша). Работы по восстановлению Л. возглавил маркиз С. Ж. ди Помбал; под его руководством возник ансамбль площадей, соединённых между собой прямыми параллельными улицами, ведущий от набережной р. Тежу в глубь города (планировка – архитекторы Э. и Р. М. душ Сантуш; работы завершены в кон. 18 – 1-й пол. 19 вв.): Праса-ду-Комерсиу (Торговая пл.; на ней – памятник королю Жозе I, бронза, мрамор, 1770–75, скульптор Ж. Машаду ди Каштру; необарочная триумфальная арка, 19 в.), Праса-ду-Росиу [в центре – помещённая на высокую колонну статуя короля Педру IV (1870, франц. скульптор Л. Э. Робер); на площадь выходит фасад Нац. театра Доны Марии II (1842–46, итал. арх. Ф. Лоди)]; Праса-да-Фигейра (в центре – конная статуя короля Жуана I); Праса-душ-Рештаурадориш (в центре – обелиск в честь борцов за независимость от Испании); пл. Маркиза ди Помбала (с памятником ди Помбалу), соединённая с парком Эдуарду VII. В процессе работы над этим комплексом сформировался португ. классицизм (с ощутимым франц. влиянием), который доминировал в архитектуре Л. на протяжении всего 19 в.: новые королевские дворцы – Несесидадиш (1743–1750, по плану К. Вьейра, архитекторы Дж. Сервандони, Э. душ Сантуш, К. Томаш) и Ажуда (1796–1830-е гг., архитекторы Ф. Фабри и Ж. да Кошта и Силва); Нац. театр «Сан-Карлуш» (1792–98, Ж. да Кошта и Силва), Ратуша (1866–1875, Д. Паренти да Силва), здание Нац. ассамблеи (начато в 1896 по проекту М. Вентура Терры) и др.
В последней трети 19 в. классицизм постепенно вытесняется постройками в стилях неомануэлино (вокзал Росиу, арх. Ж. Луиш Монтейру, 1886–87; здание арены для корриды Кампу-Пекену, 1892), модерн (ц. Носа-Сеньора-ди-Фатима, арх. П. Пардал Монтейру, 1934–38) и ар деко (театр «Эден», 1937, арх. К. Бранку; ныне отель). В кон. 19 – нач. 20 вв. созданы многочисл. подъёмники и фуникулёры, среди которых выделяется лифтовый подъёмник «Санта-Жушта» выс. 32 м, построенный в 1900–01 инж. Р. Менье де Понсаром (последователем А. Г. Эйфеля).
В последней трети 20 в. созданы постмодернистские высотные здания Торгового центра «Аморейраш» (ок. 1983, арх. Т. Тавейра) и комплекс Парка Наций на востоке Л., строительство которого было приурочено к проведению в Л. Всемирной выставки «ЭКСПО-98». Этот ансамбль включил в себя павильоны, Вост. ж.-д. вокзал («Ориенти», арх. С. Калатрава), Океанариум (арх. П. Чермаефф), мост «Васко да Гама» (архитекторы Р. Крус, Н. Леонидаш) и др.; ныне комплекс Парка Наций – крупный культурно-развлекательный, деловой, торговый и спортивный центр Л. Памятники Л. Камоэнсу (1867, скульптор В. Баштуш) и Первооткрывателям (1960, арх. Ж. А. Коттинелли Телму, скульптор Л. ди Алмейда).
Л. – крупный центр науки, образования и культуры Португалии. Среди науч. учреждений – Португ. академия истории (1720, совр. статус с 1936), Лиссабонская АН (1779), Нац. академия изящных искусств (1836, прекратила существование в 1911, восстановлена в 1932), Королевский археологич. ин-т (1868), Междунар. академия португ. культуры (1965), Ин-т тропич. исследований (1883, в его составе св. 20 науч. центров), Ин-т геологии и горного дела (1918), Ин-т Камоэнса (1929, совр. статус с 1992; распространение португ. культуры, центры более чем в 100 странах мира, с 2000 – в России), Ин-т метеорологии (1946, совр. статус с 1993), Нац. ин-т инженерного дела и пром. технологии (1979, совр. статус с 1992), Португ. ин-т археологии, истории и этнографии; ряд науч. обществ и ассоциаций. Гл. вузы: Лиссабонский университет, Технич. ун-т Л. (1930), Новый Лиссабонский ун-т (1973), Высший ин-т бизнеса и наук о труде (1972); высшие школы – инженерная (1852, совр. назв. с 1974), танца, театра, кино, педагогическая и др. Среди негосударств. вузов – Католич. ун-т Португалии (1967), Автономный ун-т Л. (1985), Ун-т «Лузиада» (1986). Библиотеки: Дворца Ажуда (1756), национальная (1796), военно-морская (1835), парламентская (1836), военная (1837).
Нац. музеи: старинного иск-ва (1884, совр. назв. с 2006), археологический (1893), карет (1905, в быв. Королевском манеже в Белене, 2-я пол. 18 в.; королевские кареты с 16 в.), совр. иск-ва «Шиаду» (1911), этнологический (1965), костюма (1976), изразцов (азулежуш; 1980; огромное панно – длиной 23 м, сложено из 1300 азулежуш – изображает панораму Л. до землетрясения 1755), театра (1982). Др. музеи: военный (1851, совр. назв. с 1926; крупная коллекция пушек с 16 в.), естеств. истории (1859; при Лиссабонском ун-те), морской (1863), религ. иск-ва (1905), тропич. с. х-ва (1906), воды (1919), города (1941), нар. иск-ва (1948), декоративного иск-ва (1953), музыки (1993), совр. иск-ва (2006; св. 800 работ из собрания Ж. Берарду). Дома-музеи уроженца Л. поэта Ф. Песоа, певицы А. Родригиш (2000) и др. Функционирует также Ин-т музеев и консервации (2007). При Фонде Г. Гюльбенкяна (основан в 1956, один из крупнейших в мире, финансирует многочисл. культурные проекты в Португалии и др. странах) – Культурный центр, включающий Музей Г. Гюльбенкяна (1969; крупное собрание живописи, скульптуры, ковров, керамики), Центр совр. иск-ва, библиотеку, залы для проведения концертов, конференций и др. мероприятий. Культурный центр Белен – один из крупных европ. выставочных центров (на юго-зап. окраине Л., основан в 1988, открыт в 1993; при центре – Музей дизайна). Среди др. достопримечательностей Л. – Океанариум (в Парке Наций; 1998, один из крупнейших в Европе), Аквариум «Васко да Гама», Ботанич. сад (при Лиссабонском ун-те), Планетарий им. Г. Гюльбенкяна (1965). Зоопарк. Ботанич. сад Ажуда (1768); многочисл. гор. парки и сады. Природный заповедник «Эштуарий Тежу» (близ Л., пл. 45 тыс. га, крупнейший водный заповедник в Португалии).
Театры: драматический – Нац. театр Доны Марии II; оперный – Нац. театр «Сан-Карлуш» (1793) и др. Нац. балет Португалии [выступает на сцене Театра Камоэнса (1998)]. Симфонич. оркестры: филармонический (1937), «Метрополитана» (1992) и др. При Фонде Г. Гюльбенкяна функционируют: симфонич. оркестр (основан в 1962, до 1971 камерный), хор (1964), балет (1965), фонд проводит междунар. фестивали совр. (с 1977, ежегодно) и старинной (с 1980) музыки. Нац. конс. (1835). Высшая школа музыки (1983).
Л. – место проведения мн. междунар. состязаний, включая чемпионаты мира по фехтованию (1947 и 2002), по шоссейным велогонкам (2001), по гандболу среди мужчин (2003), и чемпионатов Европы, в т. ч. по футболу (2004). Футбольный клуб «Бенфика» (1904) – 2-кратный победитель Кубка европ. чемпионов (1961, 1962), 35 раз выигрывал чемпионат страны (в 1930–2010), выступает на стадионе «Да Луш» (ок. 65 тыс. мест); футбольный клуб «Спортинг» (1906) – победитель престижного европ. турнира – Кубка обладателей кубков (1964), финалист Кубка УЕФА (2005), 22-кратный чемпион страны (в 1923–2002); выступает на стадионе «Жозе ди Алвалади» (св. 50 тыс. мест). В высшей лиге португ. футбола выступает клуб «Белененсиш» (1919), 4-кратный чемпион Португалии (в 1927–46), принимает гостей на стадионе «Рестелу» (32,5 тыс. мест). Неск. спортивных клубов по гандболу, баскетболу, хоккею на роликах. Л. стал местом старта ралли «Дакар-2006» и «Дакар-2007». Близ Л. неск. гольф-клубов.
Основа экономики – сфера услуг. Л. – ведущий в стране центр деловых, банковско-финансовых, страховых, информац., телекоммуникац. и др. видов услуг; важная отрасль сферы услуг – сектор гос. управления. Здесь сосредоточены большинство гос. учреждений, штаб-квартиры ведущих нац. банков (Banco Portuguẽs, Banco Espírito Santo) и представительства ряда крупных иностр. банков, фондовая биржа, головные офисы крупнейших нац. компаний и др. Традиц. место проведения разл. междунар. выставок-ярмарок (в т. ч. «Feira Internacional de Lisboa»), конференций и др. мероприятий. Л. – крупнейший в стране центр оптовой и розничной торговли (торговый центр «Colombo» – самый крупный на Пиренейском п-ове). Важное значение имеют транспортные услуги. В Л. находится Европ. агентство мор. безопасности (EMSA). В мор. порт Л. ежегодно заходит около 3,5 тыс. судов; грузооборот порта около 12 млн. т (ок. 1/5 всего объёма португ. мор. торговли) и 343,4 тыс. контейнеров ДФЭ (2006). Л. – третий по масштабам круизный порт Европы (305,1 тыс. пассажиров в 2007) после брит. Саутгемптона (798 тыс. пассажиров) и дат. Копенгагена (502 тыс. пассажиров). Междунар. аэропорт Портела – один из крупнейших в Юж. Европе (13,4 млн. пассажиров, 2007; единственный в Европе аэропорт, расположенный среди гор. кварталов; к 2017 планируется перенести его в г. Алкошети). Крупный центр междунар. туризма (Л. посещают ок. 14% всех туристов, прибывающих в Португалию); к западу от города, вдоль р. Тежу и побережья Атлантического ок., – зона отдыха Кошта-ду-Сул (Солнечный берег) с многочисл. курортами (Алжеш, Кашкайш, Круш-Кебрада и др.).
Столичная агломерация – важнейший индустриальный узел страны (в пределах гор. черты Л. крупных пром. предприятий практически нет). В Большом Лиссабоне сосредоточено ок. 1/3 пром. потенциала Португалии и производится ок. 36% ВВП. Б. ч. предприятий расположена на левобережье Тежу и в городе-спутнике Сетубал. Наиболее важное значение имеют машиностроение, металлургия, нефтеперерабатывающая, пищевая и лёгкая пром-сть, произ-во стройматериалов. Л. – центр судоремонта междунар. значения; в 1970-е гг. верфи компании «Lisnave» были одними из крупнейших в мире (верфь в Маргейре в отд. годы обслуживала до 40% мирового танкерного флота; в 1971 построен один из крупнейших в мире сухой док «Alfredo da Silva»). В 2005 производственные мощности из Маргейры перенесены в район Сетубала (там в 2001 на искусств. острове на р. Саду построены новые крупные верфи «Mitrena»; имеется 3 сухих дока, возможен ремонт судов до 700 тыс. т дедвейта); на территории быв. доков «Lisnave» начато строительство крупного бизнес-центра. Большинство старых доков в пределах Л. в 21 в. используется в рекреационных целях или переоборудовано в торгово-развлекат. зоны. Важное значение имеет автостроение; действуют заводы в Сетубале («AutoЕuropa», совместное предприятие «Volkswagen» и «Ford»), Азамбуже («Opel») и Вила-Франка-ди-Шира («Mitsubishi»). Предприятия машиностроения ориентированы в значит. степени на выпуск смежной продукции для судоремонта. Произ-во электротехнич. и электронного оборудования для мор. судов и др. (компания «E. N. I. – Electricidade Naval e Industrial»), сварочного оборудования и электродов («Electro-Arco S. A. R. L.»). Металлургич. завод полного цикла действует в Сейшале (1961), нефтеперерабатывающий завод «Petrogal» – в Сетубале; крупное произ-во серной кислоты и удобрений – в Баррейру. В пределах агломерации широко представлены традиц. отрасли: стекольная, фарфоровая, обработка древесины и пробки, текстильная (ткани из искусств. и синтетич. волокон), швейная, кожевенно-обувная, полиграфическая. Важное экспортное значение имеют виноделие, произ-во оливкового масла и рыбных консервов (один из гл. рыболовецких портов и осн. центр переработки рыбы – Сетубал).