МАНУЭЛИ́НО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНУЭЛИ́НО (Мanuelinо), стиль в архитектуре Португалии кон. 15 – 1-й трети 16 вв., соединивший конструктивные особенности поздней готики с итал. ренессансным декором, геральдич. символами и элементами языка мавританского искусства. Термин «М.» (впервые использован браз. историком Ф. А. ди Варнаженом, 1842) является производным от имени португ. короля Мануэла I Счастливого, на годы правления которого (1495–1521) пришёлся расцвет стиля. Отд. приёмы М. (напр., контраст гладкой поверхности стены фасада с богато оформленными порталами) сближают его с исп. стилем платереско. Однако, в отличие от исп. зодчества, в постройках М. присутствует особый тип декора, отражающий впечатления португ. мореплавателей эпохи Великих географич. открытий и состоящий из экзотич. и мор. мотивов (початки маиса, артишоки, цветы лотоса, звёздчатые кораллы, мощные верёвки и канаты, мор. узлы); благодаря ему М. получил назв. «стиля морских открытий». Стиль М. (в особенности его декор) оказал сильное влияние на становление португ. скульптуры и живописи в 1-й пол. 16 в. Осн. постройки М.: ротонда-мавзолей «Имперфейта» (1490–1522, декор архитекторов Д. Боитака, М. Фернандиша Старшего) в монастырском комплексе в г. Баталья; мон. Жеронимуш (16 в.) и башня Торри-ди-Белен (1514–21, арх. Ф. ди Арруда) в предместье Лиссабона Белен; новый неф мон. ордена Христа в Томаре (1510–14, арх. Д. ди Арруда); ц. Сан-Жезуш в Сетубале (ок. 1494–98; арх. Боитак).