Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛАТРА́ВА КАЛАТРАВА-ВАЛЬС САНТЬЯГО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 482

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Суворова
С. Калатрава. Планетарий в культурно-развлекательном комплексе «Город искусств и наук». Валенсия. 1996–2005.

КАЛАТРА́ВА, Ка­ла­тра­ва-Вальс (Calatra­va, Calatrava-Valls) Сан­ть­я­го (р. 28.7.1951, Бе­ни­ма­мет, близ Ва­лен­сии), исп. ар­хи­тек­тор, скульп­тор, ин­же­нер. Окон­чил Выс­шую тех­нич. шко­лу ар­хи­тек­ту­ры в Ва­лен­сии (1973) и ас­пи­ран­ту­ру Ин-та тех­но­ло­гии в Цю­ри­хе (1979). В 1981 от­крыл собств. мас­тер­скую в Цю­ри­хе. Гла­ва фир­мы «Santiago Calatrava SA» (от­де­ле­ния в Швей­ца­рии, Ис­па­нии, Фран­ции и США). Ав­тор бо­лее 50 со­ору­же­ний в 16 стра­нах ми­ра (в т. ч. на­хо­дя­щих­ся в ста­дии осу­ще­ст­в­ле­ния, 2006).

Фото С. Л. Рысина С. Калатрава. Небоскрёб «Поворачивающийся торс» в Мальмё. 2005.

К. – вид­ный пред­ста­ви­тель на­прав­ле­ния т. н. ро­ман­тич. хай-тек. В его ра­бо­тах нео­го­тич. мо­ти­вы в ду­хе А. Гау­ди и Ф. Кан­де­лы со­че­та­ют­ся с чёт­ко­стью инж. кон­ст­рук­ций, при­су­щих швейц. инж. шко­ле (Р. Май­а­ру и др.), и сти­ли­сти­кой пром. ди­зай­на ру­бе­жа 20 и 21 вв. Он стре­мит­ся пе­ре­дать фор­мы жи­вой при­ро­ды, пре­об­ра­жая их по­сред­ст­вом совр. тех­но­ло­гий, кон­ст­рук­ций и ма­те­риа­лов: зда­ние пла­не­та­рия в ви­де ги­гант­ско­го от­кры­ваю­ще­го­ся и мор­гаю­ще­го гла­за (куль­тур­но-раз­вле­кат. ком­плекс «Го­род ис­кусств и на­ук» в Ва­лен­сии, 1996–2005) на­по­ми­на­ет тво­ре­ния С. Да­ли, солн­це­за­щит­ные кон­ст­рук­ции Му­зея ис­кусств в Ми­луо­ки (со­сто­ят из 27 ре­гу­ли­руе­мых сталь­ных рёбер; 2001) под­ни­ма­ют­ся и опус­ка­ют­ся как кры­лья ог­ром­ной пти­цы (макс. раз­мах – 66 м). Его по­строй­ки вы­зы­ва­ют ас­со­циа­ции с ока­ме­нев­ши­ми до­и­сто­рич. жи­вот­ны­ми (Му­зей нау­ки им. прин­ца Фи­лип­па, Ва­лен­сия, 2005; мост Ман­ри­ке, Мур­сия, 1998), с изо­гну­ты­ми стеб­ля­ми рас­те­ний (зда­ния ж.-д. во­кза­лов – в Лис­са­бо­не, 1998; Лье­же, 2006), взле­таю­щи­ми пти­ца­ми (зда­ние ж.-д. вок­за­ла при аэ­ро­пор­те в Лио­не, 1994), па­ру­сом, на­пол­нен­ным вет­ром (опер­ный те­атр в Сан­та-Крус-де-Те­не­ри­фе, 2003). Не­ред­ко К. соз­да­ёт ар­хит. про­ек­ты на ос­но­ве собств. скульп­тур­ных ра­бот: строи­тель­ст­ву не­бо­скрё­ба «По­во­ра­чи­ваю­щий­ся торс» в Маль­мё (Шве­ция, 2005) пред­ше­ст­во­ва­ло пла­стич. про­из­ве­де­ние с тем же на­зва­ни­ем (1996); идея мос­тов с асим­мет­рич­ным на­кло­нён­ным пи­ло­ном впер­вые бы­ла пред­став­ле­на в скульп­ту­ре «Торс бе­гу­ще­го».

С. Калатрава. Мост Аламильо в Севилье.1992.

К. – один из са­мых из­вест­ных про­ек­ти­ров­щи­ков мос­тов в кон. 20 – нач. 21 вв.: мос­ты Ала­ми­льо (Се­ви­лья, 1992), Ала­ме­да с при­ле­гаю­щей стан­ци­ей мет­ро (Ва­лен­сия, 1995), «Мост Ев­ро­па» (Ор­ле­ан, 2000), Ла-Мухер (Бу­энос-Ай­рес, 2001), Сан­дай­ал (Тертл-Бей, штат Ка­ли­фор­ния, 2004) и др. Для этих про­ек­тов К. ха­рак­тер­ны слож­ные гео­мет­рич. фор­мы, асим­мет­рия, разл. по­ло­же­ния не­сущей ар­ки, уси­ли­ваю­щие вы­ра­зи­тель­ность кон­ту­ра со­ору­же­ния. В оформ­лении ис­поль­зу­ют­ся осн. бе­лый цвет, цвет­ной ке­ра­мич. де­кор, т. н. азу­ле­жус. Сре­ди наи­бо­лее зна­чи­мых про­ек­тов (2007) – не­бо­скрё­бы в Нью-Йор­ке и Чи­ка­го, транс­порт­ный тер­ми­нал на тер­ри­то­рии быв. Все­мир­но­го тор­го­во­го цен­тра (Нью-Йорк), зда­ние Му­зея фо­то­гра­фии в Ка­та­ре, мос­ты в Ие­ру­са­ли­ме, Дал­ла­се и др.

Лит.: Polano S. S. Calatrava: opera com­pleta. Mil., 1996; Tzonis A. S. Calatrava: the poetics of movement. N. Y., 1999; Ефи­мов П. П. Ар­хи­тек­ту­ра мос­тов. М., 2003.

Вернуться к началу