КАЛАТРА́ВА КАЛАТРАВА-ВАЛЬС САНТЬЯГО
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛАТРА́ВА, Калатрава-Вальс (Calatrava, Calatrava-Valls) Сантьяго (р. 28.7.1951, Бенимамет, близ Валенсии), исп. архитектор, скульптор, инженер. Окончил Высшую технич. школу архитектуры в Валенсии (1973) и аспирантуру Ин-та технологии в Цюрихе (1979). В 1981 открыл собств. мастерскую в Цюрихе. Глава фирмы «Santiago Calatrava SA» (отделения в Швейцарии, Испании, Франции и США). Автор более 50 сооружений в 16 странах мира (в т. ч. находящихся в стадии осуществления, 2006).
К. – видный представитель направления т. н. романтич. хай-тек. В его работах неоготич. мотивы в духе А. Гауди и Ф. Канделы сочетаются с чёткостью инж. конструкций, присущих швейц. инж. школе (Р. Майару и др.), и стилистикой пром. дизайна рубежа 20 и 21 вв. Он стремится передать формы живой природы, преображая их посредством совр. технологий, конструкций и материалов: здание планетария в виде гигантского открывающегося и моргающего глаза (культурно-развлекат. комплекс «Город искусств и наук» в Валенсии, 1996–2005) напоминает творения С. Дали, солнцезащитные конструкции Музея искусств в Милуоки (состоят из 27 регулируемых стальных рёбер; 2001) поднимаются и опускаются как крылья огромной птицы (макс. размах – 66 м). Его постройки вызывают ассоциации с окаменевшими доисторич. животными (Музей науки им. принца Филиппа, Валенсия, 2005; мост Манрике, Мурсия, 1998), с изогнутыми стеблями растений (здания ж.-д. вокзалов – в Лиссабоне, 1998; Льеже, 2006), взлетающими птицами (здание ж.-д. вокзала при аэропорте в Лионе, 1994), парусом, наполненным ветром (оперный театр в Санта-Крус-де-Тенерифе, 2003). Нередко К. создаёт архит. проекты на основе собств. скульптурных работ: строительству небоскрёба «Поворачивающийся торс» в Мальмё (Швеция, 2005) предшествовало пластич. произведение с тем же названием (1996); идея мостов с асимметричным наклонённым пилоном впервые была представлена в скульптуре «Торс бегущего».
К. – один из самых известных проектировщиков мостов в кон. 20 – нач. 21 вв.: мосты Аламильо (Севилья, 1992), Аламеда с прилегающей станцией метро (Валенсия, 1995), «Мост Европа» (Орлеан, 2000), Ла-Мухер (Буэнос-Айрес, 2001), Сандайал (Тертл-Бей, штат Калифорния, 2004) и др. Для этих проектов К. характерны сложные геометрич. формы, асимметрия, разл. положения несущей арки, усиливающие выразительность контура сооружения. В оформлении используются осн. белый цвет, цветной керамич. декор, т. н. азулежус. Среди наиболее значимых проектов (2007) – небоскрёбы в Нью-Йорке и Чикаго, транспортный терминал на территории быв. Всемирного торгового центра (Нью-Йорк), здание Музея фотографии в Катаре, мосты в Иерусалиме, Далласе и др.