«ОКТЯ́БРЬ»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОКТЯ́БРЬ» (Объединение новых видов художественного труда «Октябрь»), рос. худож. общество. Основано в Москве в 1928 живописцами, графиками, архитекторами, деятелями кино, фотоискусства, историками иск-ва и критиками с целью «содействия развитию классовых пролетарских течений в области пространственных искусств». Среди членов-учредителей – А. А. и В. А. Веснины, М. Я. Гинзбург, А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, И. Л. Маца, Д. С. Моор, А. А. Фёдоров-Давыдов, Э. И. Шуб, С. М. Эйзенштейн, также художники А. М. Ган, М. В. Доброковский, В. Н. Елкин, А. В. Крейчик, П. И. Новицкий, С. Я. Сенькин, С. Б. Телингатер. В выработке декларации «О.» участвовали Д. Ривера и Б. Уиц; устав утверждён в 1929. Мн. члены объединения были близки конструктивизму, считая его наиболее близким пролетарскому мировоззрению. В программных документах «О.» ощутимы отзвуки идей агитационно-массового иск-ва первых послереволюционных лет (задачи идеологич. пропаганды, оформление массовых празднеств и т. д.); его теоретич. и худож. платформа перекликалась с установками «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). «Пролетарское иск-во», по мнению идеологов «О.», должно «изжить индивидуалистические и рыночные отношения» и отвечать «общественному заказу со стороны потребителей, заказывающих худож. произведения для конкретных целей и коллективно участвующих в подготовке вещей». При объединении были созданы секторы «Молодой Октябрь», полемизировавший с Объединением молодёжи АХР (ОМАХР), и национальный, задачей которого было определение «путей и методов втягивания искусства национальностей в русло общепролетарского искусства». Выставки «О.» состоялись в 1928 (Ленинград), 1929 и 1930 (Москва); в последней приняли участие также Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, С. А. Чуйков. В 1931 объединением издан сб-к статей под назв. «Изофронт. Классовая борьба на фронте пространственных искусств» с программной статьёй Новицкого «Пролетарская художественная культура и буржуазная реакция». Деятельность «О.» подвергалась резкой критике со стороны АХР и Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ) за «вульгарный метафизический материализм», «узкий махрово-буржуазный безыдейный формализм» и т. п. После признания своих «ошибок» и преодоления разногласий с РАПХ (по поводу сущности иск-ва, отношения к культурному наследию и т. д.) б. ч. художников «О.» вошли в РАПХ. Объединение существовало до постановления ЦК ВКП(б) 1932, ликвидировавшего все существующие группировки.