ГРУЗИ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРУЗИ́НЫ (самоназвание – картвели), народ, осн. население Грузии (3,2 млн. чел. – 2014, перепись). Живут также в России (157,8 тыс. чел. – 2010, перепись; в осн. в Москве и Моск. обл. – 49,5 тыс. чел., С.-Петербурге – 8,3 тыс. чел., а также в Краснодарском крае – 17,8 тыс. чел., Сев. Осетии – 9,1 тыс. чел., Ростовской обл. – 8,3 тыс. чел., Ставропольском крае – 7,5 тыс. чел.; св. 70% эмигрантов из Грузии – мужчины), на Украине (34,2 тыс. чел. – 2001, перепись), в Турции (11,2 тыс. эмигрантов из Грузии, из них более 67% – женщины; среди коренного населения в т. ч. имерхевцы и близкие к ним мусульманские группы на востоке Черноморского региона), Азербайджане (9,9 тыс. чел. – 2009, перепись; в осн. ингилойцы на севере), на севере Ирана (ферейданцы) и др. Сохраняются этнографич. группы (мегрелы, сваны, лазы, лечхумцы, имеретины, гурийцы, аджарцы, джавахи, карталинцы, месхи, мтиулы, тушины, хевсуры, кахетинцы, пшавы, мохевцы, рачинцы и др.). Говорят на грузинском языке, мегрелы – также на мегрельском языке, сваны – на сванском языке, лазы – на лазском языке. Верующие в осн. православные (Грузинская православная церковь), есть небольшие группы католиков (франги), в осн. в Юж. Грузии (c 17 в., когда здесь действовали католич. миссионеры); с кон. 20 в. распространяются разл. христианские секты. Часть ингилойцев и аджарцев, имерхевцы, ферейданцы – мусульмане.
Г. – автохтонное население Закавказья. В др.-вост. и античных источниках известны др.-груз. племена мушков, тубалов, халибов, колхов. Древнейшие груз. государства – Колхида в Причерноморье (6–4 вв. до н. э.) и Картлийское государство в Вост. Грузии (4–3 вв. до н. э.). Формирование Г. происходило в рамках племенных объединений картов, мегрело-чанов и сванов (сер. 1-го тыс. до н. э.). Важное значение для этого имело принятие христианства (4 в. н. э.) и создание грузинского письма. Сложение груз. этноса завершилось с образованием централизованного государства на рубеже 10–11 вв. В период нападений Турции и Персии (16–17 вв.) Г. подвергались насильственному отуречиванию и исламизации. В надежде на защиту от внешней агрессии укреплялись отношения с Россией, закончившиеся вхождением большей части Грузии в состав Рос. империи. С 17–18 вв. крупные груз. общины образовались в Астрахани, Москве, С.-Петербурге. В 1992 в России создана межрегиональная обществ. организация Об-во грузин в России, в городах создаются груз. землячества, школы с преподаванием груз. яз., выходят груз. газеты и журналы.
Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). На равнинах преобладало земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, в Зап. Грузии – просогоми, с 17 в. кукуруза), в горах – скотоводство (в Зап. Грузии – в осн. крупный рогатый скот, козы, свиньи, в Восточной – овцы; местные породы – мегрельские и хевсурские коровы, мегрельские козы, тушинские овцы). Повсеместно было развито садоводство, огородничество, пчеловодство, в 19 в. в Зап. Грузии распространились чай и цитрусовые культуры. Одно из древнейших занятий Г. – виноградарство (известно ок. 500 местных сортов винограда). Древнейшая местная форма виноградника – маглари (высокоствольные кусты, пущенные на деревья); позднее появились даблари (низкоствольные), олихнари (переходная форма), талавери (в виде аллей и беседок). В каждой усадьбе имелся винный погреб (марани) и винодавильня (сацнахели, нави). Характерны огромные (до 8000 л) врытые в землю сосуды для брожения и хранения вина (чури, квеври); наилучшими считаются имеретинские. Развиты ткачество (орнамент – набойкой и заимствованным с Востока способом батикования; последним способом украшались т. н. синие скатерти), вышивка шёлком, серебром, золотом, изготовление ковров, войлока, гончарство (осн. центры – Тбилиси, Мцхета, Бодбисхеви, Меджврисхеви, Харагаули и др.), резьба по дереву (в горах преобладают геометрич. мотивы, в долинах – растит. и зооморфные), рогу и камню (надгробия, мельничные жернова, сковороды-кеци, архит. орнамент), металлургия (Рача), оружейное и ювелирное дело.
Поселения на равнинах и в предгорьях в Вост. Грузии – крупные скученные или вытянутые вдоль дорог, с площадью и церковью в центре, часто делятся на кварталы (убани, кари), в Зап. Грузии – разбросанные. В горах – поселения типа аулов. Жилище каменное, деревянное (в осн. в Зап. Грузии), одно- и двухэтажное, часто с плоской земляной кровлей, очагом (кера) в центре или пристенным камином (бухари), примыкающими хозяйств. постройками и хлебной печью. Для Вост. и Юж. Грузии характерно старинное жилище дарбази – с ложным дерев. сводом (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо) и опиравшимся на центр. резной столб (дедабодзи). В Тифлисе в 19 в. сложился своеобразный стиль гор. жилой архитектуры: внутр. дворы, наружные дерев. галереи (айвани) и лестницы с ажурной резьбой.
Осн. элементы мужского костюма – рубаха, штаны, бешмет (ахалухи), черкеска (чоха) со складками сзади, у высшего сословия – кафтаны особого покроя (каба, куладжа). Обувь – постолы из сыромятной кожи (каламани), в горах – вязаные сапоги. Головные уборы – из меха и войлока: шапки, папахи, башлыки (кабалахи). Женский костюм, характерный для Картли, Кахети и Имерети, – туникообразная рубаха, орнаментированные снизу штаны (шейдиши), приталенное платье (картули каба) с вышитыми нагрудной вставкой, внутр. рукавами и длинным поясом. Головной убор включал тонкий шёлковый валик, обшитый бархатом картонный ободок (чихта) и вуаль (лечаки, мандили); выходя на улицу, надевали платок (багдади), скрывавший почти всю фигуру. Волосы заплетали в 2 или 4 косы; спереди оставляли туго завитые локоны (кави). Обувь – каламани, туфли без задников (коши), туфли (плости) и полусапожки из сафьяна.
Устойчивы традиции груз. кухни и застольного этикета. Важную роль играет институт руководителя застолья (тамада). Для традиц. кухни характерно обилие пряностей, сушёной и свежей зелени, соусов (из перца, алычи, чеснока), гранатового сока, грецких орехов. Квасной хлеб – круглый (пури, картули пури), продолговатый (шоти), тонкий (лаваш) и др. – выпекали в спец. печах – тонэ, торнэ (типа тандыра), пурнэ, гумели. Для выпечки хлеба и лепёшек использовали каменные и глиняные сковороды (кеци). В Зап. Грузии хлеб заменяли круто сваренная каша (гоми) и пресные лепёшки (мчади) из просяной, позднее – кукурузной муки; пастухи Вост. Грузии употребляли вместо хлеба прожаренную муку (кумели). Важную роль играли блюда из бобовых, овощей и фруктов, соленья и др. Из молока (коровьего, овечьего, буйволиного) готовили сыры (тушинский, имеретинский, мегрельский сулугуни), кефир (мацони), творог, сливки. Осн. мясные блюда: сациви (птица под соусом из грецких орехов, чеснока и пряностей) в Зап. Грузии; чахохбили (тушёное куриное мясо под соусом из лука и томатов, уксуса и пряностей), чихиртма (куриный бульон, заправленный желтками, пшеничной мукой, луком, уксусом и зеленью) – в Вост. Грузии; знаменита рачинская ветчина (лори), заготовляемые на зиму колбасы (купати). Традиц. сладости – орехи в вываренном виноградном соке с мукой (чурчхела), в меду (гозинаки), пастила из фруктов и виноградного сока, кисель на виноградной патоке (в Зап. Грузии – паламуши, в Восточной – татара). Осн. напитки – вино, в горах – водка (араки) и ячменное пиво (луди).
Большие семьи (диди оджахи, эртсахли дзмеби) сохранялись в горах до 2-й пол. 19 в. Характерна строгая экзогамия (запрет на браки между родственниками до 7–8-го колена, лицами, связанными искусственным родством, однофамильцами, жителями одного квартала), большое значение придавалось обряду обручения, бытовали брачный выкуп и умыкание. Сильны (особенно в горах) традиции общинного самоуправления и обычного права. Сохраняются свадебная, похоронно-поминальная обрядность, традиции взаимопомощи, гостеприимства, побратимства, почитание священных мест, гор, камней, деревьев и др. Дохристианский пантеон – верховное божество Мориге Гмерти, женское – Мзекали, мужское – Квириа. С культом плодородия связаны фаллические представления (ламариоба, сакмисаи). В случае засухи устраивали обряд лазароба (носили куклу, затем кидали её в воду, обливались водой и т. п.), на Масленицу (Квелиериа) – театрализованные представления (Берикаоба), в 1-й день Великого поста – шествие ряженых (Кееноба), на пасхальной неделе – балаганные представления (Квирацховлоба); др. календарные праздники – весенний и осенний дни св. Георгия (Гиоргоба – 23 апреля и 10 ноября), День св. Нины (Ниноба – 27 января), Воздвижение (Алавердоба – 14 сентября), Праздник праздников (посвящённый хитону Христа; Мцхетоба – 1 октября), Ртвели (сбор винограда), Тбилисоба, праздники, связанные с почитанием христианских святынь (Мцхета, Алаверди, Атени, Телети, Вардзиа, Илори, Зедазени, Марткопи и др.), в горах – местных святилищ (хати, джвари), и др.
Устное творчество. Древнейшие памятники фольклора – героич. эпос об Амирани («Амираниани»), любовный эпос – поэма «Этериани», «Песнь об Арсене»; у горцев (сванов, хевсуров) – нартский эпос. Распространены баллады («О витязе и барсе», «О тавпараванском юноше» и др.), историч. сказания («О царе Давиде Строителе», «О царице Тамар», «О Нугзаре Эриставе» и др.), легенды о христианских святых, волшебные сказки и мифы (в т. ч. охотничьи мифы о Златоволосой Дали, об Очопинтре, Очококи), магич. поэзия (заговоры, привороты и др.), загадки, пословицы и поговорки.
В муз. фольклоре различаются 16 диалектов: хевсурский, пшавский, тушинский, мохевский, мтиульский, гудамакарский (у горцев Вост. Грузии), карталино-кахетинский (у жителей равнин Вост. Грузии; имеет 2 субдиалекта), месхский (в Юж. Грузии), сванский, рачинский, лечхумский (у горцев Зап. Грузии), имеретинский, мегрельский, гурийский (у жителей равнин Зап. Грузии), аджарский, лазский (в Юго-Зап. Грузии).
Осн. особенность груз. музыки – развитое вокальное многоголосие. Песни традиционно исполняются мужским хором (смешанные хоры нередки в игровых хороводах, семейном музицировании). Большинство песен трёхголосные (нижний голос обычно хоровой). Двухголосных песен мало, они остинатны и относятся к архаич. пластам фольклора (трудовые и хороводные песни). Бурдонное многоголосие преобладает в карталино-кахетинском диалекте. Развитое полифоническое четырёхголосие встречается в гурийских, аджарских, мегрельских, имеретинских песнях. Одноголосные песни исполняются обычно в одиночку (унисонное пение хором нехарактерно). Распространённая форма многоголосия – синхронное движение вертикальными гармоническими комплексами, часто с параллелизмами в крайных голосах. Некоторые песни исполняются респонсорно (двумя солистами; солистом и хором).
Для груз. многоголосия характерна функциональная самостоятельность голосов. Нижний голос, «бани», может быть (в зависимости от муз. диалекта) бурдоном, гармонической основой или развитой мелодией. В 3-голосных песнях ведущий голос – средний, «ткма» («сказывающий»), или «дамцкеби» («начинающий, запевала»); верхний голос «модзахили» – «подпевающий». В 2-голосных песнях участвуют «ткма» и «бани». В 4-голосных песнях между 2-м и 3-м голосами располагается «шемхмобари» («согласующий»). Специфику гурийского диалекта составляет «криманчули» – орнаментированный высокий фальцетный голос типа йодля (его разновидность – «гамкивани», от «кивили» – кукарекать).
Ладовая основа груз. песен – диатоника, наиболее употребительны лады, совпадающие со звукорядами миксолидийского, эолийского, дорийского, фригийского, в зап.-груз. диалектах ионийского ладов. В песнях всех жанров и диалектов преобладает нисходящая мелодия, часто секвентного строения. Отд. жанры вост.-груз. диалектов богаты орнаментикой. Гармоническая вертикаль может быть условно терцового и нетерцового строения, во втором случае интервал между двумя нижними голосами – кварта или квинта. Строки (строфы) песни оканчиваются унисоном, квинтой или (в архаич. образцах) квартой. Встречаются ладовая переменность (опорный тон лада может смещаться на секунду вверх или вниз, реже на терцию, кварту), внезапная смена «тональности»; в некоторых песнях (в осн. кахетинские застольные типа «Чакруло») наблюдаются сложные модуляционные планы. Типичны 2- и 3-дольные метры, встречается 5-дольный, в трудовых и застольных песнях преобладает свободный метр. Тексты песен нередко включают глоссолалии и междометия, на которых могут строиться целые песни или отд. строфы. Часто одна и та же песня поётся с разными текстами.
Эпич. и историч. песни – сольные (в сопровождении муз. инструмента) и ансамблевые. Обрядовые песни – календарные (колядки «алило», пасхальные чона и др.), вызывания дождя, охотничьи заклинания, свадебные, застольные, лечебные, любовные, связанные с рождением ребёнка, песни-заклинания детских болезней (батонеби) и др. Некоторые из них сопровождают хороводы. Среди наиболее архаичных жанров – плачи. Хевсурские плачи по усопшим включают: хмит тирили («плач в голос»: исполняется плакальщицей и унисонным хором женщин), дзахилит тирили («плач с зовом»: плакальщица призывает дух умершего, расспрашивает его о загробной жизни), датвлит тирили («плач с причитанием»: плакальщица над сбруей коня усопшего сообщает ему о скорби близких); плачи у тушин (дала) и рачинцев (зруни) исполняются солистом-мужчиной и унисонным хором; траурная мужская песня (зари) у сванов и гурийцев исполняется трёхголосно. Среди трудовых песен есть одиночные (сенокосные, плуговые, аробные – оровелы, песни дойки коров и др.) и групповые (жатвенные и др.). Трудовые групповые (надури) и застольные песни отличаются сложностью структуры и являются худож. вершиной груз. песнетворчества. Из лирич. песен (сольные, хоровые, дуэтные с хором, с инструментальным сопровождением) эмоциональностью выделяются мегрельские.
Инструментальная музыка сопровождает эпич. одноголосные, любовные и шуточные (частушки), 2- и 3-голосные песни и танцы. Среди традиц. муз. инструментов: саламури (продольная флейта), ларчеми, соинари (многоствольные флейты), гудаствири, чибони (волынки), чанги (угловая арфа), пандури, чонгури (струнные щипковые), чианури, или чунири (смычковый), доли (барабан), даира (бубен).
В городском фольклоре различаются 2 ветви. С 18 в. под влиянием арм. и иран. музыки развилась «восточная» ветвь (ашугские песни, инструментальные ансамбли «даста» и «сазандари»), со 2-й пол. 19 в. – «западная» (песни, основанные на мажорно-минорной системе; гитара, гармонь, шарманка). Несмотря на популярность, гор. фольклор не повлиял на особенности традиц. «сельского» устного творчества.
Танец. О хороводах картвельских племён, исполняемых до и после боя, сообщает Ксенофонт (4 в. до н. э.). Согласно этнографич. данным, круговые хороводы были связаны с символикой богини солнца Барбарэ, отражали циклич. движение Солнца, чередование времён года, суток и т. д. Сохранились хороводы «Перхули» («Перхиса», «Перхисули»), связанные с культом божеств, значит. место в нар. культуре занимают архаич. 2- и 3-ярусные хороводы груз. горцев («Осхапуе», «Корбегела», «Земкрело» и др.). В свадебном обряде хороводы исполнялись, когда невесту обводили вокруг очага в доме жениха. Наряду с круговыми хороводами (в т. ч. с танцором посередине) существуют однорядные (незамкнутые), участники которых двигаются друг за другом с переплетёнными на плечах руками. Все груз. обрядовые хороводы трёхдольны, с характерной мягкой синкопой. С культом божества плодородия связано происхождение некоторых групповых и парных танцев (последние исполняются в праздник ряженых Берикаоба на Масленицу).
Различаются танцы: сольные мужские и женские, парные, групповые мужские, женские и смешанные. Доблесть, боевой дух выражены в мужских танцах «Парикаоба» (букв. – фехтование), «Ханджлури» (танец с кинжалами). Особое место среди мужских танцев занимает героич. «Хоруми», характерный для гурийцев и аджарцев (бытует также в историч. груз. провинциях на территории совр. Турции); каждая из 5 его частей воспроизводит события воен. жизни (подготовка к бою, разведка, наступление, победное ликование, возвращение домой). Метрич. основа «Хоруми» пятидольная (уникальный случай в груз. хореографии и танцевальной музыке). Плавный женский танец «Самаиа» (от «сама» – плясать, танцевать) был приурочен к семейному празднику Дзеоба (родины); реставрирован на основе фрески в храме Светицховели (11 в.) балетм. В. Чабукиани (в совр. варианте исполняется тремя танцовщицами). К смешанным групповым танцам относятся плясовые хороводы «Давлури» (от «давла» – обходить). Вершина груз. нар. хореографии – парный танец «Картули» (букв. – грузинский; называется также «Садарбазо», «Санадимо», т. е. исполняемый на торжествах, пирах) – сюжетный («поэма любви», в которой выражены благородство мужчины и скромность женшины), пятичастный, трёхдольный; танец отличается чёткой хореографич. схемой и сложной техникой обеих партий. Отд. группу танцев составляют «Сатамашо» – резвые и жизнерадостные бытовые танцы в двудольном метре; названия – по первым словам припева сопровождающей песни («Арира» и т. п.), по месту распространения («Хевсурули», «Мтиулури»), по основному хореографическому приёму («Церули» – танец на пальцах, «Мушаити» – с элементами акробатики). Нередко разные по характеру танцы – медленный («Давлури») и быстрый («Мтиулури») – исполняются друг за другом.
Среди городских танцев (вост. происхождения) популярны мужской «Багдадури» (танец с платком) и женский «Джейран» (букв. – газель).
Как правило, танцы исполняются в сопровождении струнного инструмента (пандури, чонгури), волынки (чибони), гармоники или инструментального ансамбля с участием ударного инструмента. Сохранилась традиция плясок и хороводов под многоголосное хоровое пение (наиболее интересна у сванов) и хлопанье в ладоши («таши»).